Под напором антимонопольщиков крупнейшие производители заверили скидки на подорожавшую еду для домашних животных, пишет издание «Комсомольская Правда».
ВАША КИСКА КУПИЛА БЫ, ДА ДОРОГО
…Мне показалось, или и впрямь неподалеку грянуло одобрительное «Гав»? Дело в том, что Федеральная антимонопольная служба всерьез взялась за подскочившие цены на корма для домашних питомцев. И обнаружила: на этом рынке «коллективно доминируют» группа компаний «Марс» и ООО «Нестле Россия». Их доля в общем объеме продаж кормов для кошек и собак в 2023 году в России составила 73,1%.
Как следует из сообщения ФАС, с монополистами проведена работа:
- В результате взаимодействия с ведомством ООО «Марс» и ООО «Нестле Россия» высказали готовность взять на себя добровольные обязательства по предоставлению торговым сетям-партнерам промо-скидки до 30% на определенный ассортимент кормов для кошек и собак.
А ещё ООО «Нестле Россия» решила снизить цены на корма бюджетного бренда «Дарлинг».
Вспомним, Mars производит популярные корма Whiskas, Kitekat, Chappi, Pedigree, Perfect Fit, Royal Canin.
Nestle - это Felix, «Дарлинг», «Гурмэ», Purina One, Pro Plan.
За последние два года оба производителя свернули инвестиционные программы (то есть новых мощностей в России не строят), однако из страны не ушли и имеющиеся у нас заводы не закрывают. Для потребителя дело ограничилось косметическими изменениями. Скажем, Darling превратился в «Дарлинг».
А что со стоимостью кормов? В пресс-службе «Марса» утверждают, что понимают свою ответственность перед российскими кото- и собаковладельцами и последние полтора года цены на корма для животных не поднимали, «учитывая рост цен на сырье, упаковку и логистику».
Nestle предупреждала о росте отпускных цен в конце января - на 1-12% в зависимости от вида корма. Жаловались на рост цен на ингредиенты в течение 2023 года - курятину, мясные субпродукты. Кроме того, на увеличение затрат на доставку.
НЕДОЗАМЕСТИЛИ
Самый интересный вопрос - где корма от чисто отечественных компаний? Ведь всё время слышно о каких-то новых проектах в разных регионах страны…
Расклад примерно такой. По оценкам Национальной ассоциации зооиндустрии, доля привозных кормов (то есть тех, которые производятся за рубежом, однако пока ещё доступны у нас) скукожилась с 15-20% в 2021 году до менее 10% по результатам 2023 года. Прибавляем 73% «Марса» с «Нестле». И получается, что «чисто наших» - меньше 20%.
При этом производство кормов для домашних зверюшек в России в 2023 году в сравнении с 2021-м выросло всего на 4%. Так что целиком заместить «ушедшие» корма пока не получается даже с помощью «Марса» и «Нестле». Из-за этого сократился выбор, в частности, ветеринарных (лечебных) кормов – многие из них шли к нам из-за границы.
Почему российские производители кормов для животных не спешат теснить иностранцев? Проблем тут, как всегда, сразу несколько. Дорожают рабочие руки, услуги, оборудование. Однако одна из основных сложностей – дорогие кредиты.
Как рассказывал в эфире Радио «Комсомольская правда» (radiokp.ru) президент Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев, при нынешних ставках расширять или начинать с нуля какое-то производство, на которое не дают льготных кредитов, необычайно затруднительно. А условия по кредитам напрямую зависят от ключевой ставки ЦБ, которая сегодня очень высока: 16% годовых. Эксперты прогнозируют, что во второй половине года её начнут снижать. Возможно, после этого у иностранных производителей и начнут появляться настоящие конкуренты.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Производство готового корма для домашних питомцев в России, млн тонн
2021 год 1,320
2022 год 1,370
2023 год 1,375
По информации отраслевого портала рынка кормов SoyaNews.