Последние новости

Реклама

Что теперь будет с ценой на нефть? Из-за нового конфликта на Ближнем Востоке данный вопрос повис в воздухе, пишет издание «Комсомольская Правда».

Ведь нефть, как ни крути, ещё долго будет оставаться главным экспортным товаром России. Чем больше нефти у нас купят, тем больше налогов поступит в бюджет – на школы, дороги, лекарства. А ещё от нефтяных цен зависит стоимость бензина на заправках…

В будущее нефтяных котировок попытались заглянуть аналитики американского агентства Bloomberg. Они сделали аккуратно: «нарисовали» разные варианты развития конфликта, каждый из которых может по-своему повлиять на нефтяные котировки. Согласно их прогнозу, при самом мягком сценарии (противостояние не выйдет за пределы Израиля и Палестины) цена не дорастет до $100 за баррель. При самом жестком сценарии (в войну втягиваются соседние страны и Иран) нефть будет стоить $150. Разброс серьезный. Вспомним, в настоящее время баррель нефти стоит $87,5.

А всё же, какого поведения нам стоит ожидать от нефти и почему? Об этом в эфире радио «КП» мы поговорили с директором Фонда энергетического развития Сергеем Пикиным.

«РЫНОК ПОКА ЗАМЕР»

- Сергей Сергеевич, предположим, на Ближнем Востоке все же начнётся большая война и к ней присоединятся страны Персидского залива. В плане продажи энергоресурсов на руку нам это или всё же нет?

- Очевидно, что если в большую войну будут втянуты нефтедобывающие страны, то цены пойдут вверх. Вопрос – в какой степени они будут втянуты и какие это будут страны?

Все всегда вспоминают события 50-летней давности («Война судного дня» между коалицией арабских государств и Израилем, - Ред.). Тогда страны Ближнего Востока объявили бойкот большому Западу, в первую очередь США, и прекратили поставлять нефть. Тогда за короткое время цена возросла в трижды.

Однако сейчас такая ситуация необычайно маловероятна. Если бы не было этого события (нынешнего конфликта Израиля с сектором Газа, - Ред.), наверное, в настоящее время нефть стоила бы чуть поменьше… однако не принципиально дешевле. Текущая ситуация на рынке такова, что ниже $85 она, может быть, и не ушла бы. В целом пока рынок замер. Потому что таких ярких последствий, которые могли бы навредить рынку, нет.

АРАБСКИЙ БОЙКОТ НЕ ПОВТОРИТСЯ

- Обсуждается, что арабские страны имеют возможность встать на защиту Палестины в военном плане. Однако ведь они имеют возможность использовать и «нефтяной ультиматум» - просто не продавать энергоресурсы. Допустим, до тех пор, пока не прекратится огонь и израильские военные не выйдут из сектора Газа. Почему мы не рассматриваем вариант с нефтяным ультиматумом?

- Сейчас ситуация другая. 50 лет назад США были покупателями нефти номер один в мире, добыча у них была сосредоточена в основном в Техасе. А в этот день США - производитель нефти номер один в мире. Они поставляют на экспорт меньше, чем Саудовская Аравия или Россия, однако больше, чем Иран и Ливия вместе взятые. Да и кроме США, ещё много где развилась добыча нефти за это время.

По этой причине даже Иран только угрожает, однако фактически ничего не делает. Саудовская Аравия и того меньше: она просто предостерегает и просит стороны прекратить конфликт. То есть риторика вообще никакая, если сравнивать с ситуацией 50-летней давности.

Вот почему сейчас ни одна из сторон, на мой взгляд, даже близко не решится на какую-то крупномасштабную заварушку. Даже Израиль, мы видим, опасается действовать так же, как мог бы действовать 50 лет назад.

ВЫГОДНО ЛИ ЭТО АМЕРИКЕ?

- Сергей Сергеевич, а Штатам невыгоден взрыв на Ближнем Востоке с точки зрения оттока денег из Персидского залива в сторону Вашингтона?

"Если бы эта заварушка была года два назад, наверное, так оно и было бы. Однако из-за санкций, которые были введены в отношении России; изъятия резервов нашего Центрального банка (на западе заморожено около $300 млрд российского Центробанка", Ред.) все страны, которые раньше хранили деньги в долларах, в настоящее время смотрят на ситуацию по-другому.

В частности, Китай распродал свои облигации американского госдолга. И уходит на рекордные минимумы – он раза в полтора за последние годы снизил объём нахождения в долге США. Саудиты также понимают, что случись какой-то конфликт - и их средства также имеют возможность быть заморожены. По этой причине не все так однозначно.

Америка уже не является той самой тихой гаванью. Она тихая, пока не пришел Дядя Сэм и не арестовал все, что в этой гавани находится. Здесь все не так просто, как было раньше. Мир стал слишком сложным относительно того, как было ещё 50 лет назад.

- А если про газ говорить? После начала палестино-израильского конфликта его цена подскочила на 30%. Случится ли при дальнейшей эскалации скачок цен на газ, что нам может помочь в контексте санкций?

- По газу нам, наверное, это не сильно окажет помощь.

Если по нефти мы вообще не потеряли объёмы - ни по ценам, ни по выручке - то по газу картинка совсем другая. По газу мы сильно потеряли после того, как был взорван первый «Северный поток», второй не заработал, а транзит через Польшу был остановлен. Разумеется, цены выросли, однако для нас это небольшое утешение. Они имеют возможность и дальше расти.

Потому что с точки зрения газа рынок не такой глобальный (как в случае с нефтью, - Ред.). Там есть три крупнейших игрока в мире – США, Катар и Австралия. Вот Катар сразу заявил, что при эскалации конфликта он может прекратить поставки газа, среди них в Европу. После этого цены и выросли. И если Катар прекратит поставлять газ в Европу, мы увидим ценники, которых давно не было. Тем более что у Катара своя политика, и во многих случаях она более жесткая, чем у Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Они вполне имеют возможность взять - и отказаться от поставок в Европу.

Хотя надо признать, что в последние несколько недель катарцы заключили несколько долгосрочных (на три десятилетия вперед) контрактов на поставку сжиженного газа в Европу…

ВОПРОС РЕБРОМ

Что будет с ценами на заправках?

- Отразится ли ситуация на Ближнем Востоке на цене топлива на автозаправках?

- Наш топливный рынок всегда жил собственной жизнью. Однако эта жизнь была связана с тем, каким образом и за какую цену мы продаем наше топливо за рубеж.

После того, как мы достигли критической точки в сентябре этого года (бензин и дизель тогда резко взлетели в цене, - Ред.), правительство ввело ограничения на экспорт и пересмотрело механизмы продажи за рубеж. На мой взгляд, в настоящее время повторения этой ситуации быть не должно.

Кроме того, цены сейчас скорректировались. Была задача, чтобы цены на заправках росли не выше, чем инфляция. Сейчас инфляция чуть повысилась, и цены на топливо даже снизились немножко. В итоге к концу года удивительным образом цены на заправках и инфляция остаются в одной точке – чего, собственно, и добивается правительство. Сейчас ситуация целиком под контролем, и цены будут расти так, как всегда и росли в последние годы - не выше, чем инфляция.

;

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля