Последние новости

Реклама

ОН НЕ НИЗОК, НЕ ВЫСОК

С 5 декабря российский нефтяной рынок живет под потолком. Вспомним, соглашение о верхнем лимите цен на «чёрное золото» из РФ подписали страны Большой семерки (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония), Австралия и Евросоюз. Теперь компаниям из этих стран запрещено перевозить российскую нефть, а также страховать и обслуживать танкеры, если она продается дороже $60 за баррель, передаёт «Комсомольская Правда».

Разумеется, «третьим странам» - Индии, Китаю, Пакистану и т. д. - никто не может запретить покупать российскую нефть и дороже $60. Тем не менее есть одно… Нет, даже два «тем не менее»:

1. Кто её застрахует? Ни одна страна не пустит к себе корабль с нефтью без страховки, желательно оформленной в компании с мировым именем. А главные страховщики заседают в Лондоне, Нью-Йорке и прочей «недружественной» местности.

2. Кто её привезет? Львиная доля мирового рынка морских перевозок нефти приходится на членов «братства потолка» - Кипр, Грецию и Мальту. Они владеют огромными танкерными флотами.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОССИЙСКИМ ЭКСПОРТЕРАМ?

Здесь есть два сценария.

Во-первых, можно продавать нефть не дороже $60 за баррель

И это не так уж страшно. По информации New York Times, в настоящее время с учетом дисконта российская нефть продается в среднем $65 за баррель. А стоимость добычи нефти в РФ - в районе $20. Так что и продавцы, и бюджет потеряют немного. К слову, именно по этой причине западные страны и ввели относительно высокий потолок. Будь он ниже, Россия могла отказаться торговать нефтью по такой цене. Дальше цепная реакция: нефти на мировом рынке становится намного меньше - её стоимость взлетает - растут цены на топливо - дорожает вообще всё и везде. А это никому не следует.

Вспомним, российские власти официально заявили, что наша страна не будет продавать нефть в страны, присоединившиеся к потолку – то есть в ЕС, G7 и Австралию.

Во-вторых, потолок можно и обойти.

И это не так уж сложно. Если подойти к вопросу с выдумкой, можно изобрести немало способов обойти западные ограничения, совершенно их не нарушая. Эксперты, недолго думая, накидали нам полдесятка таких вариантов.

1. Доплата за другой товар

Покупатели имеют возможность компенсировать России «недоплату» за нефть, покупая у нас зерно или другие товары, которые не под санкциями. Грубо говоря, Россия и страна Х приняли соглашение о цене $70 за баррель. Нефть в страну Х отправили по $60, а отдельно привезли партию российского зерна по завышенной цене. Тем не менее на самом деле это не «завышение», а доплата за нефть. И пойди докажи, что это не так. Про этот вариант, кстати, сказала New York Times.

2. Вот и встретились два корабля

Смешивать российскую нефть с какой-то другой - к примеру, казахстанской. Если два танкера встретятся где-нибудь в море и втихаря, отключив навигационные приборы (чтобы их нельзя было отследить по спутникам), смешают российскую нефть с «нероссийской», она уже не попадет под меры.

3. Тем не менее за время пути цены могли подрасти

"Нефть, согласно документам, грузится на танкер по низкой цене. А когда доплывает до места, перепродается уже по другой, более высокой", рассказал в эфире «Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) директор Института социально-экономических исследований Финансового университета Алексей Зубец.

4. Нефть дешевая, доставка дорогая

Доцент экономического факультета МГУ Максим Чирков подбросил ещё один способ обойти запрет:

"Если внимательно посмотреть документы, там есть много исключений. К примеру, потолок цен не учитывает транспортных расходов и страховки. То есть данные траты можно включать в итоговую цену и она будет выше потолка", говорит Чирков.

Это может стать аргументом для какой-нибудь страны, если с неё спросят США и Евросоюз: почему, мол, платите русским выше потолка? И можно будет расписать в документах цену за саму нефть в пределах ограничений, тем не менее завысить цену перевозки. Если, разумеется, перевозчиком выступит российская или дружественная компания, с которой можно договориться.

5. Свой танкер - своя цена

Кстати, о перевозке. Как пишет Financial Times, Россия подготовилась к 5 декабря основательно и создала собственный нефтяной флот, закупив больше сотни б/у танкеров - в основном у Ирана и Венесуэлы. Если это так, на них и будут развозить российскую нефть (причем по любой удобной для продавца и покупателя цене), если иностранные транспортные компании начнут артачиться.

Да даже если и не начнут.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля