Последние новости

Реклама

В России не знают, что российской военно-морской авиации больше 100 лет

21 ноября 2012 года посёлку Кача под Севастополем исполняется 100 лет. Посёлок считается родиной российской авиации. Он был основан на базе авиагородка, в который перебазировали Севастопольскую офицерскую школу авиации в 1912 году. А сама школа основана ещё раньше — в 1910-м. Но мнения о том, какую дату считать Днем рождения морской авиации ВМФ России, расходятся.

Споры насчет того, какой день считать началом создания российской морской авиации, идут до сих пор. Существует дата — 17 июля 1916 года, установленная приказом главнокомандующего ВМФ РФ #253 от 15 июля 1996 года. Эта дата, выбранная в честь воздушного боя над Балтийским морем, не может считаться достаточно обоснованной в историческом и научном плане, считает генерал-майор авиации, профессор, кандидат военных наук Эдуард Катаев.

Об этом он рассуждает в материале «100 лет. Полет нормальный. Ошибка в приказе главкома омолодила морскую авиацию на четыре года» .

В этой статье приводится мнение ученого-историка Василия Герасимова о Дне рождения морской авиации ВМФ России: «16 сентября 1910 года — первый дипломированный военный летчик России морской офицер Станислав Фаддеевич Дорожинский совершил первый в истории Российского флота полет на моноплане «Антуанетт». Тот исторический полет над Куликовом полем близ Севастополя, как считает автор, вполне обоснованно может рассматриваться как дата рождения морской авиации».

У контр-адмирала Виктора Дыгало другое мнение, которое он высказал в своей книге «Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло»: «Организационное начало авиации Российского флота было положено 19 апреля 1911 года, когда морской министр адмирал Иван Григорович дал «добро» на формирование в Севастополе первой команды военно-морских летчиков в составе двух отделений, в каждое из которых входило по три аэроплана».

Э.Катаев пишет: «Морской генеральный штаб, а потом и морской министр одобрили доклад командующего морскими силами Балтийского моря по организационной структуре, задачам и системе обучения летного состава морской авиации флота. Основными задачами морской авиации были определены следующие: стратегическая и тактическая разведка, борьба с авиацией противника.

Морская авиация БФ имела следующую схему организации. Авиаотряд из 6–7 гидросамолетов должен обслуживать определенную зону. Для базирования одного или нескольких авиаотрядов создается авиастанция 1-го разряда. Для временного базирования авиаотряда или нескольких гидросамолетов создаются авиастанции 2-го разряда. Для оказания помощи и конвоя авиации специально придаются плавсредства. Несколько авиачастей объединяются в воздушный район службы связи. Начальник воздушного района находится в прямом подчинении начальнику службы связи Балтийского моря.

Две основные авиастанции 1-го разряда предлагалось разместить в Либаве и на острове Эзель, запасную станцию 1-го разряда – в Ревеле (Таллин), авиастанции 2-го разряда – в Люзерорте и на острове Оденсхольм.

Система обучения летчиков предлагалась по следующей схеме: теоретический курс при Петербургском политехническом институте имени Петра Великого, затем – практика в Севастопольской школе авиации.

Таким образом, наиболее достоверной и научно обоснованной датой рождения отечественной морской авиации можно считать 6 (19) сентября 1912 года, место рождения – Санкт-Петербург, гребной порт Васильевского острова», — считает военный историк.

На основании этих выводов профессорско-преподавательский состав кафедры морской авиации ВМФ и ветераны морской авиации решили поставить вопрос перед экспертами и флотской общественностью о поддержке восстановления исторической справедливости — даты и места создания морской авиации.

Справка

Кача — посёлок городского типа на западном побережье Крыма, входит в состав территории, подчиненной Севастопольскому городскому совету (Нахимовский район).

Посёлок Кача — родина российской авиации. 21 ноября 1910 года была создана Севастопольская офицерская школа авиации, первый выпуск которой прошёл 26 октября 1911 года. В 1912 году школа перебазирована в собственный авиагородок на реке Кача, от которой после получил название посёлок.

Авиашкола имела мастерские, кирпичные ангары на 100 самолетов, большой полевой аэродром. В год выпускалось 150-200 летчиков. В Качинской авиашколе была разработана первая в мире инструкция по боевому применению авиации, впервые аэропланы были использованы для фоторазведки, освоены полеты над морем, выполнены фигуры высшего пилотажа «штопор» и «мертвая петля».

В советское время на базе школы летчиков было создано Качинское высшее военное авиационное училище. Сейчас в Каче находится аэродром морской авиации Черноморского флота РФ. Население посёлка составляет 5,2 тыс. человек.


По материалам информационного агентства Севастопольская газета

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля