21
ноября 2012 года посёлку Кача под
Севастополем исполняется 100 лет. Посёлок
считается родиной российской авиации.
Он был основан на базе авиагородка, в
который перебазировали Севастопольскую
офицерскую школу авиации в 1912 году. А сама школа основана ещё раньше — в 1910-м. Но
мнения о том, какую дату считать Днем
рождения морской авиации ВМФ России,
расходятся.
Споры
насчет того, какой день считать началом
создания российской морской авиации,
идут до сих пор. Существует дата — 17
июля 1916 года, установленная приказом
главнокомандующего ВМФ РФ #253 от 15 июля
1996 года. Эта дата, выбранная в честь
воздушного боя над Балтийским морем,
не может считаться достаточно обоснованной
в историческом и научном плане, считает
генерал-майор авиации, профессор,
кандидат военных наук Эдуард Катаев.
Об
этом он рассуждает в материале
«100 лет.
Полет нормальный. Ошибка в приказе
главкома омолодила морскую авиацию на
четыре года»
.
В
этой статье приводится мнение
ученого-историка Василия Герасимова о
Дне рождения морской авиации ВМФ России:
«16 сентября 1910 года — первый дипломированный
военный летчик России морской офицер
Станислав Фаддеевич Дорожинский совершил
первый в истории Российского флота
полет на моноплане «Антуанетт». Тот
исторический полет над Куликовом полем
близ Севастополя, как считает автор,
вполне обоснованно может рассматриваться
как дата рождения морской авиации».
У
контр-адмирала Виктора Дыгало другое
мнение, которое он высказал в своей
книге «Флот государства Российского.
Откуда и что на флоте пошло»: «Организационное
начало авиации Российского флота было
положено 19 апреля 1911 года, когда морской
министр адмирал Иван Григорович дал
«добро» на формирование в Севастополе
первой команды военно-морских летчиков
в составе двух отделений, в каждое из
которых входило по три аэроплана».
Э.Катаев
пишет: «Морской генеральный штаб, а
потом и морской министр одобрили доклад
командующего морскими силами Балтийского
моря по организационной структуре,
задачам и системе обучения летного
состава морской авиации флота. Основными
задачами морской авиации были определены
следующие: стратегическая и тактическая
разведка, борьба с авиацией противника.
Морская
авиация БФ имела следующую схему
организации. Авиаотряд из 6–7 гидросамолетов
должен обслуживать определенную зону.
Для базирования одного или нескольких
авиаотрядов создается авиастанция 1-го
разряда. Для временного базирования
авиаотряда или нескольких гидросамолетов
создаются авиастанции 2-го разряда. Для
оказания помощи и конвоя авиации
специально придаются плавсредства.
Несколько авиачастей объединяются в
воздушный район службы связи. Начальник
воздушного района находится в прямом
подчинении начальнику службы связи
Балтийского моря.
Две
основные авиастанции 1-го разряда
предлагалось разместить в Либаве и на
острове Эзель, запасную станцию 1-го
разряда – в Ревеле (Таллин), авиастанции
2-го разряда – в Люзерорте и на острове
Оденсхольм.
Система
обучения летчиков предлагалась по
следующей схеме: теоретический курс
при Петербургском политехническом
институте имени Петра Великого, затем
– практика в Севастопольской школе
авиации.
Таким
образом, наиболее достоверной и научно
обоснованной датой рождения отечественной
морской авиации можно считать 6 (19)
сентября 1912 года, место рождения –
Санкт-Петербург, гребной порт Васильевского
острова», — считает военный историк.
На
основании этих выводов
профессорско-преподавательский состав
кафедры морской авиации ВМФ и ветераны
морской авиации решили поставить вопрос
перед экспертами и флотской общественностью
о поддержке восстановления исторической
справедливости — даты и места создания
морской авиации.
Справка
Кача
— посёлок городского типа на западном
побережье Крыма, входит в состав
территории, подчиненной Севастопольскому
городскому совету (Нахимовский район).
Посёлок
Кача — родина российской авиации. 21
ноября 1910 года была создана Севастопольская
офицерская школа авиации, первый выпуск
которой прошёл 26 октября 1911 года. В
1912 году школа перебазирована в собственный
авиагородок на реке Кача, от которой
после получил название посёлок.
Авиашкола
имела мастерские, кирпичные ангары на
100 самолетов, большой полевой аэродром.
В год выпускалось 150-200 летчиков. В
Качинской авиашколе была разработана
первая в мире инструкция по боевому
применению авиации, впервые аэропланы
были использованы для фоторазведки,
освоены полеты над морем, выполнены
фигуры высшего пилотажа «штопор» и
«мертвая петля».
В
советское время на базе школы летчиков
было создано Качинское высшее военное
авиационное училище. Сейчас в Каче
находится аэродром морской авиации
Черноморского флота РФ. Население
посёлка составляет 5,2 тыс. человек.
По материалам информационного агентства Севастопольская газета