Последние новости

Реклама

Покупка с гарантией

Крымчане привыкают к жизни по-российски, однако вопросов у наших читателей возникает немало, в том числе и в сфере потребительского законодательства. С помощью юристов «Крымская правда» постаралась ответить на те из них, какие касаются покупок с гарантией. Что такое гарантийный срок, сколько он длится и какие права у покупателей, если гарантия действует, а вещь испортилась?

О сроках поспорим

Купили электроводонагреватель, продавец указал в талоне, что гарантийный срок у него 3 месяца, хотя в документах на прибор фирмы-производителя указано, что гарантия 2 года. Кто же прав? Что делать, если прибор испортится через 3 месяца?
Семья ЕЛИСЕЕВЫХ.
Симферопольский район.

Не прав продавец. Согласно Федеральному закону «О защите прав потребителей», если изготовитель установил в документах гарантийный срок товара, то он считается главным, продавец уменьшить его не может. Он вправе лишь установить дополнительный гарантийный срок сверх того, что определён производителем.
- Гарантия, гарантийный срок — промежуток времени, в течение которого покупатель, обнаруживший недостатки, неисправности в товаре (работе) может обратиться к продавцу (или изготовителю) с требованиями, — консультирует юрист Ольга Воронцова. — Данные требования указаны в статьях 18 и 29 закона. К примеру, при обнаружении в течение гарантийного срока недостатков товара, если они не были оговорены продавцом (продажа уценённого из-за брака товара), потребитель вправе требовать:
- либо замены на товар этой же марки (этих же модели и/или артикула), либо на подобный товар другой марки (модели, артикула) с перерасчётом стоимости;
- либо соразмерного уменьшения цены;
- либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- либо можно совсем отказаться от покупки, вернуть её и потребовать возврата денег.

А если в течение гарантийного срока недостатки обнаружились в выполненной работе (оказанной услуге), то требовать можно:
- либо безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- либо соответствующего уменьшения стоимости;
- либо безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы.

Правда, касаются требования не всех товаров: для технически сложных (есть их перечень, и купленный вами электрический водонагреватель в него входит) отказаться от покупки, потребовав возврата денег, либо же требовать замены можно только в течение 15 дней с момента получения товара. Дальше по гарантийному сроку для подобных аппаратов можно требовать лишь незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Впрочем, если при гарантийном ремонте вам нарушили сроки устранения недостатков (более 45 суток), товар нельзя использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за частого устранения различных недостатков или недостаток существенный (проведена независимая экспертиза), то можно будет потребовать и возврата денег.
- Гарантийный срок обычно устанавливается в договоре купли-продажи, гарантийном талоне или сертификате, представленном производителем, — продолжает юрист. — Если на купленный вами товар изготовитель установил гарантийный срок 2 года, то продавец сделать его меньше не может. Свою гарантию продавец устанавливает лишь тогда, когда производитель об этом не позаботился. Однако и в этом случае с гарантией продавца можно иногда поспорить. Дело в том, что статья 19 закона «О защите прав потребителей» предусматривает: в отношении товара, на который гарантийный срок не установлен, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в разумный срок, однако в пределах двух лет со дня передачи товара (пяти лет для недвижимого имущества), если более длительные сроки не установлены законом или договором. Так что если предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (как назначил вам продавец) и недостатки обнаружены после его окончания, однако в двухгодичный промежуток времени, покупатель вправе предъявлять требования. Правда, если докажет, что недостатки возникли до получения товара из рук в руки или по причинам, возникшим до этого момента — к примеру, на заводе неправильно что-то соединили, и прибор вышел из строя.

Лови момент

С какого времени будет считаться гарантийный срок при покупке? Кто определяет это время — продавец или производитель?
Николай Романович.
Ялта.

Время начала отсчёта гарантийного срока чётко определяет закон. Согласно статье 19 закона «О защите прав потребителей» гарантийный срок товара отсчитывается со дня передачи его потребителю. То есть оплатили вы сегодня, к примеру, новый телефон, взяли его из рук продавца — гарантийный срок начался.
- Порой продавцы «химичат» с установлением гарантийного срока, связывая его с датой изготовления товара, — продолжает юрист. — Если в отношении продуктов и товаров бытовой химии, косметики это уместно, только гарантия там называется сроком годности, то в отношении иных вещей, промтоваров, техники, одежды, это недопустимо. Гарантия начинается со дня передачи товара потребителю (принятия выполненной работы, услуги), если иное не предусмотрено договором. Если же день передачи установить невозможно — у вас отсутствует чек, в документах не проставлен штамп о дне продажи, то лишь в этом случае гарантийный срок исчисляется со дня изготовления товара.

Впрочем, существуют товары, момент покупки которых не совпадает со временем начала их использования: например, летом вы купили зимние сапоги или купили в субботу стиральную машину, оплатили доставку и подключение, а подключили её вам лишь через неделю. Гарантийные сроки при этом рассчитываются не с момента покупки и передачи вам товара из рук в руки.
- Если товар сезонный (сапоги, куртка, пальто и т. д.), то согласно статье 19 закона гарантийный срок на него отсчитывается с начала соответствующего сезона, — продолжает юрист. — Купили сапоги зимние летом, продавец говорит: срок гарантии — полгода. Можете смело отвечать, что отсчитываться данные полгода начнут только с начала зимнего сезона. Срок наступления сезона определяется властями каждого субъекта России исходя из климатических условий. Крымские власти ещё не приняли постановление, которым определяют гарантийные сроки для сезонных товаров, поэтому ориентируемся на соседей — в Краснодарском крае зимний сезон начинается с 1 декабря.

То есть при выявлении дефекта в меховых сапогах, купленных в июле, претензию продавцу предъявить можно только с 1 декабря.

Если потребитель лишён возможности использовать товар из-за обстоятельств, зависящих от продавца (к примеру, установка стиральной машины), гарантийный срок начинается только после устранения продавцом этих обстоятельств (установка, доставка и т. д.). Если забылся и не учтён в документах день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не мог использовать товар по назначению, и определить его невозможно, гарантийный срок при необходимости выясняют со дня заключения договора купли-продажи.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, данные сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю.

Продлению подлежит

Купила кофемашину, однако через месяц после использования в ней поломался фильтр. Машинка — на гарантии, отдала в ремонт. Взяли без вопросов, однако почему-то умолчали, как быть с дальнейшей гарантией: она прекращается или продолжается?
Анна СОЛОДОВА.
Евпатория.

Гарантия не только продолжается, однако и продлевается. Как поясняет юрист Ольга Воронцова, согласно статье 20 закона «О защите прав потребителей», если вы потребовали устранения недостатков в товаре, то гарантийный срок на него продлевается на промежуток времени, в течение которого товар не использовался. Он исчисляется со дня обращения с требованием устранить недостатки до дня выдачи товара из ремонта. При этом продавец (изготовитель,  уполномоченная организация) обязан предоставить документ с подписью и печатью о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи потребителем товара для этого, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

Если же в течение гарантийного срока вы, обнаружив недостатки, потребовали замены товара на аналогичный и продавец удовлетворил это требование, то согласно статье 21 закона гарантийный срок при этом исчисляется заново – с момента передачи вам товара из рук в руки.

Прокуратура разъясняет

Если продавец отказывается выполнять ваши установленные законом требования в пределах гарантийного срока, ссылается, что в договоре купли-продажи они не преду-смотрены, боритесь за свои права. Как пояснил нам Богдан ГОРБ, помощник прокурора РК по правовому обеспечению и взаимодействию с общественностью, согласно статье 16 закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если бумага и стерпит нарушение законных прав человека, то соответствующие службы — органы Роспотребнадзора, местного самоуправления, прокуратуры или суд — расставят все точки над «i».

Наталья ПУПКОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 30 октября 2014 | Разделы: События
30 октября 2014

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля