Последние новости

Реклама

Вернуть можно, но не всегда

Крымчане постепенно привыкают к жизни по-российски, тем не менее вопросов во всех сферах возникает немало: что можно и нельзя по законодательству большой страны? С помощью юристов «Крымская правда» постаралась ответить на некоторые вопросы читателей, касающиеся прав потребителей.

Осенняя — не осенняя

Купили ребёнку куртку, как уверял продавец, осеннюю, тёплую. Едва немного похолодало, он надел её в школу, а вечером зачихал — куртка оказалась совсем не тёплой, разве что от дождя прикрывает, тем не менее согреть не может. Обратились мы в магазин, чек показали, тем не менее продавец отказалась возвращать деньги. Мол, 14 дней для возврата уже прошли, куртку надевали — и вообще, почему раньше не думали, что куртка тонкая и лёгкая для холодов? Неужели мы летом должны были не только доверить продавцу и ярлычку на вещи, утверждающим, что куртка тёплая, осенняя, тем не менее и тестировать её на холод при 30-градусной жаре? Можно ли по российским законам как-то уладить ситуацию?
Дарья ЕРЕМШИНА.
Симферополь.

- Если вы уверены, что на куртке сохранился ярлычок, на котором указано «осенняя» и есть свидетели того, что вы говорили продавцу, для какого времени года вам нужна вещь, а он уверял, что «эта подойдёт», можете побороться за свои права, — поясняет юрист Ольга Воронцова. — Статья 4 федерального закона «О защите прав потребителей» гласит, что товар должен быть пригоден для использования по назначению, и если покупатель сказал продавцу о конкретных целях приобретения, то тот обязан предоставить соответствующий товар. Если такие условия нарушены, покупатель вправе отказаться от товара и потребовать возврата денег, даже если товар уже использовался. Кроме того, в данном случае норма о 14 днях неуместна: она подходит для товаров надлежащего качества, какие могли не устроить по цвету или размеру.

В этом же случае речь идёт о том, что вас заранее ввели в заблуждение, продав товар, не соответствующий требованиям, ненадлежащего качества, и предъявлять претензии вы можете в течение гарантийного срока. Для куртки он, к примеру, устанавливается с момента начала соответствующего сезона.

Крымские власти ещё не приняли постановление, которым определяют гарантийные сроки для сезонных товаров (одежда, меховые товары, обувь и другие изделия) — в каждом субъекте Российской Федерации они свои. Поэтому гарантийный срок для куртки, проданной как «осенняя», сейчас можно считать с момента наступления соответствующего сезона, то есть с 1 сентября. Так что если подтвердите, что продавец знал, зачем куртка, тем не менее всё равно своими обещаниями ввёл вас в заблуждение, можете требовать возврата денег. Ведь вам предоставили недостоверную информацию о товаре, нарушив тем самым статью 12 закона, а значит, продавец должен отвечать, к примеру, вернув деньги. Смело пишите претензию со ссылками на указанные статьи закона на имя продавца.

На сложный товар — 15 дней

Приобрели с мужем кондиционер, чтобы зимой использовать его как обогреватель, тем не менее вскоре в нём что-то зашумело и техника перестала работать как надо. Можем ли мы вернуть кондиционер в магазин и забрать деньги?
Людмила Р.
Симферопольский район.

Можете, если с момента покупки ещё не прошло 15 дней. Данный срок, как поясняет юрист, устанавливается в России для технически сложного товара, к которым, согласно постановлению правительства №924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», относится и кондиционер. Если недостатки у такого вида товара обнаружились в течение 15 дней с момента его передачи покупателю, то на основании статьи 18 закона «О защите прав потребителей» вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы. При этом по требованию продавца и за его счёт вы должны возвратить товар с недостатками. Если же прошло больше 15 дней, то требовать вернуть деньги можно лишь при обнаружении существенного недостатка товара; нарушении установленных сроков устранения недостатков (к примеру, отдали в ремонт, тем не менее там продержали больше 45 суток); невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (то есть, если каждый год будете надолго отдавать его в ремонт).

В любом случае, если заявите продавцу, что обнаружили дефект у кондиционера, он вправе настаивать на проведении независимой экспертизы для подтверждения причины недостатка товара (был ли дефект изначально, или это действия покупателя привели к поломке). В промежуток времени действия гарантии экспертиза проводится за счёт продавца. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за какие не отвечает продавец, то потребитель обязан возместить ему расходы на проведение экспертизы, а также связанные с её проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Учтите, что если с момента покупки кондиционера не прошло 15 суток и в заявлении на имя директора компании вы указали требование о возврате денег за товар ненадлежащего качества, то на принятие решения, в том числе с проведением экспертизы, продавцу согласно статье 22 закона «О защите прав потребителей» отводится не более 10 дней. Тем Не Менее это с момента получения требования покупателя, поэтому лучше отправлять заявление письмом с уведомлением. За каждый день нарушения этого срока продавец выплачивает потребителю неустойку в размере 1% цены товара.

Мебель под запретом

Заказали изготовление дивана по каталогу. Покупку оплатили, диван привезли. Вроде не было никаких претензий, всё нам рассказали, показали, в общем, договор о приёме изготовленной на заказ вещи подписали. А когда стали делать перестановку, выяснилось, что мы неправильно указали размеры, диван не подходит. Он качественный, тем не менее с размером ошиблись. Так как прошло 10 дней с момента покупки, то обратились в фирму, чтобы вернули деньги, тем не менее там отказались. Можем ли бороться за свои права?
Дмитрий Иванович.
Ялта.

- Прежде всего, — поясняет юрист, — срок для обращения с требованиями забрать товар вы пропустили. Согласно статье 26.1 для товаров, приобретённых дистанционно (выбор и заказ по каталогу), срок отказа от товара устанавливается для потребителя бессрочно — до передачи ему товара. А после передачи товара — 7 дней. Вы в момент передачи никаких жалоб не выдвигали, все документы подписали, так что отказали вам в просьбе забрать диван и вернуть деньги правильно. Кроме того, согласно статье о дистанционном способе продажи вы не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определённые свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем, а делался он для вас под заказ и по указанным размерам.

В судебном порядке оспорить отказ фирмы также не сможете: мебель входит в утверждённый правительственным постановлением №55 список непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену.

Прокуратура разъясняет

- К способам защиты прав потребителя относятся: обращение с заявлением в органы Роспотребнадзора, местного самоуправления, прокуратуры, — пояснил нам Богдан ГОРБ, помощник прокурора РК по правовому обеспечению и взаимодействию с общественностью. — Кроме того, можно обращаться с иском в суд по месту нахождения организации-продавца, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства. В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, покупатель вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (модели);
- потребовать замены на такой же товар иной марки, с перерасчётом цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы.

Потребитель вправе предъявить данные требования к продавцу (изготовителю), если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Если они не установлены, то в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Отсутствие чека, подтверждающего факт покупки, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Наталья ПУПКОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 25 сентября 2014 | Разделы: События
25 сентября 2014

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля