Последние новости

Реклама

Последнее письмо

Связь времён — это не только о событиях планетарного масштаба, однако и о тех, что касаются узкого семейного круга, это традиции, вещи, символы, воспоминания — то, что через годы объединяет поколения. Для потомков навеки 32-летнего фронтовика Никиты Герасимовича Комова объединяющим стали его письма с самой страшной войны ХХ века, память о своём герое и памятник солдату на братской могиле у школы небольшого села.

«Боевой привет»

«Здесь похоронен наш папа», — 45 лет назад говорила дочерям Мария Васильевна Комова, вдова ефрейтора-связиста 1199-го стрелкового полка 354-й Калинковичской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии. Живые цветы к памятнику на братской могиле в селе Коротченково Сумской области и слёзы. Прощания с надеждой, что несколько десятков лет жила в сердцах родных защитника Отечества: вдруг ошибка в «похоронке», ведь место гибели не указано.
- Перед войной мы были в Ярославле. Счастливая молодая семья: мама, папа, я, сестрёнка Лиза, родившаяся за три месяца до Великой Отечественной, — рассказывает дочь фронтовика, жительница Симферополя Наталья Никитична. — Папа работал на заводе — у него была бронь, сразу после начала войны на фронт не мобилизовали. Как, наверное, разрывалось мужское сердце между долгом перед Родиной и семьёй, маленькими дочурками, беременной женой. Он сам рано остался без отца: дедушка Герасим в гражданскую войну был тяжело ранен и умер вскоре после возвращения домой — бабушка Агриппина осталась с малыми детьми. А мамин отец, дедушка Василий, писал бабушке Евдокии с гражданской: «Не горюй. Придёт хорошая жизнь. Ты не будешь прясть, ткать. Будут работать фабрики, а пахать землю я буду на тракторе». Он погиб в 1920-м. Знали мои папа и мама, как туго без кормильца в семье, однако понимали и другое: фашистская туча нависла над всеми советскими людьми.

Никита Комов ушёл на фронт 73 года назад — 7 апреля 1942-го. Его родная 354-я стрелковая сражалась на Западном и Центральном фронтах, наступление подо Ржевом, Сталинградская и Курская битвы, Орловская наступательная операция, бои за Украину. Редкие минуты затишья, в которых солдаты писали домой. Фронтовые «треугольники», полные любви, грусти разлуки, надежды на мир и встречу, трогательной заботы и веры в будущее. «Маруся, понимаю, что пока помочь вам ничем не могу, однако продай мои хромовые сапоги и купи детям обувку.

А столярный инструмент, прошу, оставь пока — приеду, пригодится», — писал солдат жене, оставшейся с тремя маленькими дочками, младшей из которых не было и года. О том, как нелегко на войне, написал лишь однажды, вскользь: «Если бы не было вас у меня, не было бы трёх крошек, наверное, я бы сегодня из боя не вышел. Однако помнил о вас, потому выжил». А ещё просил: «Маруся, ты сама пиши мне, пусть буквы где-то пропускаешь, пусть два слова в одном. Я всё понимаю, родная. Только пиши сама».
- Мама буквы знала, а вот писать не умела, — рассказывает Наталья Никитична. — Диктовала соседке письма для отца, однако разве так всё выскажешь, что на душе. Да и папе ведь было приятней видеть строки, написанные любимой. И она начала понемногу писать, несколько таких писем папа получил. А вот ответ на своё, как оказалось, последнее письмо — уже нет.
«Посылаю я вам, дорогая Маруся, свой чистосердечный боевой привет и желаю самого счастья в жизни вашей. А ещё посылаю привет своей любимой доченьке Наточке, и ещё привет самой любимой доченьке Лизуньке, и ещё привет самой маленькой доченьке Томочке.

И желаю я вам, мои ненаглядные, ни на минуту не забываемые доченьки, самого лучшего счастья. И ещё посылаю привет своей дорогой и родной маме и желаю всего доброго в жизни вашей. <> Сейчас мы успешно гоним немцев с нашей родной земли. Освободили Курскую область, освобождаем золотую Украину». Данные строчки солдат написал 6 сентября 1943-го, потом жаркие бои, форсирование Десны — не до писем стало.
- Много позже, когда пришло извещение о том, что отец погиб 13 сентября 1943-го, мама и бабушка, перечитывая письмо, всё плакали: видно, предчувствовал что-то, писал, словно прощался, — вздыхает дочь солдата. — Однако всё же мы надеялись, что «похоронка» — ошибка, ведь место захоронения не указано — «на реке Десне». И друг его фронтовой маме также написал данные слова, а на все запросы в течение многих лет приходили ответы, подтверждающие дату, а место всегда было разное. Неопределённость вселяла надежду. «Папка обязательно вернётся», — говорила мама нам с сестрёнками, и фото его всегда было на видном месте.

Медаль «За отвагу»

Они ждали и верили всю вой­ну. После Дня Победы Мария Комова всё внимательнее прислушивалась: вдруг раздастся знакомый стук в двери, а дочкам рассказывала, какой у них замечательный папа. Пересказывала последнее письмо, в котором он сообщал, что «получил правительственную награду — медаль «За оборону Сталинграда», а в настоящих боях с немецкими гадами я отличился и опять представили к награде». Говорила, как он вернётся и они пойдут гулять все вместе. Ждали.

О том, в какой части служил родной человек, и о той второй награде Наталья Никитична узнала, лишь обратившись в «Крымскую правду». Мы нашли в электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне», созданном при Центральном архиве Министерства обороны России, приказ о награждении связиста Никиты Герасимовича Комова медалью «За отвагу». За то, что в «наступательных боях с 26 по 30 августа 1943-го в районе деревни Юпитер, посёлков Осиневский и Павловский Севского района Орловской области под сильным артиллерийским, миномётным и пулемётным огнём противника восемь раз исправлял порывы телефонной линии, обеспечивая бесперебойную связь». Приказ датирован 5 сентября 1943-го. Возможно, вот так, устраняя обрыв провода, под вражеским огнём и погиб связист, а может, в атаке во время боя. Теперь уже не выяснишь, а вот о месте захоронения родные солдата узнали осенью 1969 года, когда их разыскали школьники из села Коротченково (Погребки) Сумской области. В братской могиле у школы похоронены 96 воинов,  погибших за село и захороненных в 1943-м, а также те, чьи останки нашли и перезахоронили из окрестных мест в 1954-м. По спискам безвозвратных потерь дивизии Никита Комов числится погибшим в Севском районе Орловской области — ныне это территория Брянской области России, граничащая с Сумской на Украине.
- Спустя 26 лет ожидания мама получила открытку: «Уважаемая Мария Васильевна! Поздравляем вас, жену похороненного у нас солдата Комова Никиты Герасимовича, с 25-летием освобождения Украины от фашистских захватчиков. «Красные следопыты», — рассказывает дочь солдата. — 9 мая 1970 года, в день 25-летия Победы, мы приехали в село Коротченково. Как рассказали нам местные жители, вокруг были страшные бои, фашисты зверствовали — в окрестностях села есть ров, где заживо закапывали людей. Позже в память обо всех в селе возвели ещё один мемориал — погибшим односельчанам. А тогда у школы мы увидели памятник: солдат с поднятым в правой руке автоматом и каской в левой руке словно замер, отдавая последний залп салюта погибшим друзьям.

И лишь прочтя на мемориальной доске родную фамилию, мама окончательно поняла: погиб любимый. Наталья Никитична вспоминает, как трогательно их, родных освободителя, принимали местные жители. «Здесь чествовали ветеранов. Люди праздновали День Победы и скорбели по павшим. Вспоминались слова поэта: «Когда это будет, не знаю. В краю белоногих берёз Победу 9-го мая отпразднуют люди без слёз». Казалось, так будет всегда». Они приезжали почти каждый год, уже своим детям дочки солдата говорили: «Здесь похоронен ваш дедушка».
- А в год 60-летия Победы вдруг не нашли на памятнике скорбный список героев, — говорит Наталья Никитична. — Никто не знал, куда пропала мемориальная доска, да и настроения, как мне показалось, были там уже другие. Табличка с именами освободителей пропала, имена героев-односельчан на другом памятнике стёрлись. Начало забвения.

Она писала во все инстанции и всё же добилась, чтобы к 65-й годовщине Победы мемориальная доска на памятнике была восстановлена. «Здесь похоронен твой прадедушка», — смогла сказать тогда своему внуку, а отцу пообещала, что на 70-летие Великой Победы приедет уже с его праправнуком.

Шестилетний мальчуган, знающий, что его прапрадед — герой, погибший в боях за Украину, очень желает положить цветы к памятнику в Сумской области. Но…
- Прости, отец! Украина, за свободу которой ты отдал свою жизнь, сегодня делает всё, чтобы этого не случилось, — говорит Наталья Комова. — На Украине вновь война, неофашисты-бандеровцы подняли голову, глумятся над памятниками, над историей, над правдой, убивают людей. Неужели ради такой «памяти» погиб мой отец и сотни его товарищей, освобождавших «золотую Украину»? Тогда они знали, что сражаются за свою страну, за общую Родину, верили, что их Победа никогда не забудется. Мы, дети войны, наши потомки, потомки настоящих героев Отечества должны сделать всё, чтобы не забывалась.

В братской могиле у сельской школы — 96 воинов разных возрастов и национальностей, отдавших жизни за мирное небо потомков. А родные ефрейтора Никиты Комова, дочки, пятеро внуков, четверо правнуков и два праправнука, бережно хранят пожелтевшие от времени фронтовые треугольники писем — память о своём герое и о Великой Отечественной войне.

Никита Комов.

Наталья ПУПКОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 8 апреля 2015 | Разделы: События
8 апреля 2015

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля