Последние новости

Реклама

ДЕНЬГИ ТЕКЛИ МИМО КАССЫ

Российские любители покупать автомобили за границей в шоке: нежданно-негаданно правительство ввело новые правила, которые перечеркнули все выгоды от покупки топовых иномарок в соседних странах Таможенного союза, пишет издание «Комсомольская Правда».

"Раньше система работала так: машины, в частности, из Германии или США ввозили не напрямую в Россию, так как у нас высокие ввозные пошлины, а через Киргизию, Казахстан, Армению или Белоруссию", рассказал «КП» автоэксперт Сергей Логинов, занимавшийся доставкой иномарок в Россию. "Там стоимость растаможки существенно ниже, чем у нас. Если у нас она 48%, то, в частности, в Киргизии, 20%."

Ничего себе - разница 28%! То есть если россиянин ввозил через Киргизию BMW X5 стоимостью 5 млн руб, то экономил на этом 1,4 млн! Увы, такие схемы уже в прошлом.

Разница в таможенных пошлинах связана с тем, что мы — страна, которая производит автомобили. И для защиты своих производителей ставим заградительные пошлины на импорт зарубежных автомобилей. А в Киргизии или Армении нет своего автопрома, по этой причине они имеют возможность устанавливать более низкие пошлины и пускать поток импортных автомобилей через свою таможню.

— Это большие деньги, - говорит Логинов. - В странах Таможенного союза очень много людей крутятся в бизнесе по доставке в Россию импортных автомобилей.

По действующим международным правилам, если товар растаможен в одной из стран Таможенного союза, то при его перемещении в другую страну импортную пошлину платить уже не надо. То есть если автомобиль из США доставили в Киргизию и там покупатель уплатил свою маленькую импортную пошлину, то все — машину можно спокойно отгонять в Россию, не платя нашей таможне ни копейки.

ПОКУПАТЬ ЧЕРЕЗ КИРГИЗИЮ УЖЕ НЕВЫГОДНО

Вот на это и обратили внимание госорганы. Суть изменений, которые действуют с 29 октября, как раз и направлена на то, чтобы перекрыть этот «обводной канал» мимо нашей кассы. Теперь если физлицо ввозит автомобиль через третьи страны, то он обязан уплатить утильсбор по ставкам для организаций, их в народе называют ещё коммерческими. Они существенно выше льготных. И они компенсируют потери бюджета от того, что мы в силу международных обязательств вынуждены пропускать автомобили из ближайших стран, не взимая таможенных платежей. То есть теряем на таможне, отыгрываемся на утильсборе.

А можно как-то исхитриться, чтобы всё же платить льготный утильсбор?

"Можно", отвечает Логинов. "Для этого требуется растаможить автомобиль в России. Тогда утиль сбор у вас будет по льготной ставке. Однако все перекроет высокая заградительная таможенная пошлина."

Со слов эксперта, теперь покупать автомобили массового сегмента через третьи страны уже невыгодно.

"Это может иметь смысл только при покупке дорогих машин стоимостью примерно в 10 млн рублей", сказал он. "А кто не успел до 29 октября оформить в России ПТС на купленный автомобиль, тот попадает на утильсбор по коммерческим расценкам."

Это суммы под миллион и выше — порой треть, а то и половина стоимости машины.

ЗАРАНЕЕ НЕ ПРЕДУПРЕДИЛИ

Нововведение вызвало шквал возмущения между автолюбителей. Ещё бы. Во-первых, соответствующее постановление правительства РФ № 1722 было принято только за 12 дней до его вступления в силу — 17 октября. А на сайте Федеральной таможенной службы информация об этом появилась только 27 октября. Тогда же — и малопонятное не юристам сообщение на сайте правовой информации garant.ru. Назвать это широким оповещением населения было бы преувеличением.

И даже тем, кто все понял с первого раза, это не всегда помогало. Покупка дорогого автомобиля — дело долгое, предоплата вносится заранее, гораздо дольше, чем за 12 дней. И вот ситуация: российский покупатель уже отправил перегонщику деньги, тот купил машину в Европе, США или Корее, и вдруг вышло постановление. Как быть? Покупателю, если он не желает приобретать автомобиль на невыгодных новых условиях, получить свои деньги обратно уже невозможно. Только если перегонщик добровольно согласится их отдать. Однако для этого он должен продать дорогую машину в Армении или Киргизии — кто её там купит?

"Также, изложено это постановление таким непонятным языком, что без поллитры, как говорится, не разберешься", говорит Логинов.

Это слова автоэксперта, хорошо знающего тему. Что же говорить о простых людях!

И вправду, продраться через текст очень сложно. Первым пунктом в официальных сообщениях идёт то, что теперь платежи собирает не налоговая, а таможня. Видимо, подразумевается, что это крайне важно для покупателя автомобиля.

"Смысл здесь в том, что уже не получится занижать стоимость автомобиля для уменьшения таможенных платежей", говорит Логинов. "У таможни есть таблица рыночной стоимости по моделям и годам выпуска."

Далее оговаривается, что для льготной ставки по утильсбору требуется выполнить ряд условий: быть физическим лицом; ввозить автомобиль для личного пользования; обязаться не продавать его в течение 12 месяцев; на второй и последующие автомобили, купленные в течение 12 месяцев, льгота не распространяется.

Самые же коварный пункт изложен так, что для многих выглядит как китайская грамота: транспортное средство должно быть ввезено «без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита)». Кто что-то понял, поднимите руку.

"В целом, никто ничего не понял, подумали, что это что-то несущественное, и люди узнавали, что попали на очень большие деньги, только на таможне", рассказал эксперт.

В интернете полно сообщений с жалобами на то, что у людей просто нет денег на доплату утильсбора. «Нам ничего не отметили», жалуются они.

У многих ощущение, что их просто обвели вокруг пальца.

«Я ввезла машину в Россию до вступления изменений, оплатила по льготной ставке для физлиц 3400 руб. в субботу 28 октября. А в понедельник 30 октября обнаружилось, что в субботу таможня не приняла платеж, наверное, потому как был выходной. И мне говорят на таможне, что имеют возможность только посочувствовать: требуется оплачивать уже по коммерческим ставкам».

МИНПРОМТОРГ: СЭКОНОМИТЬ НЕ удастся

"и вправду, к нам поступает много таких обращений", подтвердили «КП» в Минпромторге. "Однако большинство из них не содержат конкретных данных для проведения консультации. Для корректного и оперативного рассмотрения таких обращений рекомендуем указывать конкретные обстоятельства ввоза транспортного средства с приложением копий подтверждающих документов."

При этом Минпромторг достаточно ясно дал понять, что те, кто пробуют сэкономить на разнице таможенных пошлин, обязаны платить утильсбор по полной программе — без льгот.

«Обращаем внимание, что схемы импорта в Россию с привлечением третьих лиц и организаций-посредников, которые оказывают услуги по растаможиванию автомобилей на территории стран ЕАЭС и предлагают экономию за счёт манипуляций с налоговыми, таможенными и иными обязательствами, не подпадают под правила ввоза с применением льготной ставки утильсбора. В отношении ввезённых таким образом автомобилей утильсбор оплачивается по полной ставке», - говорится на сайте Минпромторга.

ГЕНПРОКУРАТУРА: ВЗЯЛИ УТИЛЬ НА КОНТРОЛЬ

Ситуацией с «конским утильсбором», как называют его автолюбители, уже заинтересовалась и Генпрокуратура.

«В связи с многочисленными обращениями граждан о проблемных вопросах, возникающих при взимании таможенными органами утилизационного сбора, Генеральной прокуратурой Российской Федерации ситуация взята на контроль, запрошены позиции уполномоченных ведомств по обозначенной проблеме, - сообщается на сайте надзорного ведомства. - Сообщая о нарушениях при взимании утилизационного сбора и несогласии с его размерами, целесообразно излагать обстоятельства ввоза автомобиля, его технические характеристики, наименование взимающего сбор таможенного органа, прилагать необходимые доказывающие документы и материалы либо их копии. Выполнение указанных предписаний ускорит рассмотрение жалоб компетентными органами».

Генеральной прокуратурой Российской Федерации взята на контроль ситуация с взиманием утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами с учетом новых требований закона

СТАВКИ УТИЛЬСБОРА НА ИНОМАРКИ В РОССИИ*, руб.

Объём двигателя (До 3 лет ) Старше 3 лет

Полные ставки

до 1л (81200 ) 207200

более 1-до 2л (300600 ) 528800

более 2-до 3л (844800 ) 1279000

более 3-до 3,5л (970000 ) 1485000

более 3,5л (1235000 ) 1623000

Льготные ставки

до 1л-3л (3400 ) 5200

электромобили (3400 ) 5200

* С 1 августа 2023 г.

;

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля