Последние новости

Реклама

В России задачу травли в детских коллективах обсуждают на законодательном уровне в первый раз. Это означает, что в обществе растет осознание последствий буллинга для всех участников агрессивного преследования. Как понять, что ребенок подвергается травле со стороны сверстников и вовремя предупредить подобное поведения в детских коллективах, рассказала доцент кафедры психологии КИПУ имени Якубова, кандидат психологических наук Ирина Лучинкина, передаёт «РИА Крым».

Печальная статистика

По данным Госдумы РФ, сегодня буллингу подвергается 42,5% российских школьников в возрасте от 9 до 15 лет. Поэтому парламентарии готовят проект закона, призванный защитить детей от издевательств и привлечь к ответственности буллеров.

Со слов Лучинкиной, тема буллинга широко освещается уже не первый год. Тем не менее проблема вышла на новый уровень, когда общение между людьми перетекло в соцсети и мессенджеры и породило новый вид травли – кибербуллинг, то есть преследование в онлайн-пространстве.

«Вопросом буллинга занимались на уровне школьных коллективов, классные руководители, школьные психологи, которые старались уделять этому внимание и ребенка из таких ситуаций выводить, а на государственном уровне эта проблема конкретно не рассматривалась», – рассказала психолог.

Можно ли не допустить?

Лучинкина сказала, что главным способом борьбы с буллингом является профилактика агрессивного поведения у детей. В первую очередь, речь идёт о развитии эмоционального интеллекта, эмпатии и рефлексии, так как многое зависит от умения подростка анализировать свое и чужое поведение.

«Ребенок, который понимает, что такое буллинг и замечает, как ведут себя люди, склонные травить иных или подвергаться травле, может не включаться в ситуацию, переживать её иначе или же попробовать «разрулить» её самостоятельно», – отметила она и добавила, что дети имеют возможность и должны понимать определенные последствия с точки зрения психологии и для того, кто травит, и для того, кого травят.

Также, важно предлагать ребенку альтернативное поведение, которое окажет помощь выразить свои эмоции и разрешить проблемы другим способом, вместо агрессии в адрес другого человека.

«Выводить агрессию и тревожность можно при помощи телесных методов: правильного дыхания, работы с мышцами и поэтапного их напряжения и расслабления», – рассказала специалист.

Как узнать?

Эксперт подчёркивает, что для подростков очень высока ценность группы и сверстников, именно по этой причине им очень тяжело рассказать что эта самая группа отвергает или не принимает их. Первый кто может заметить, что ребенка травят, – это учитель.

«Ребенок может бояться отвечать на уроке, садиться отдельно от класса. Важный показатель – как близко он стоит к группе при общей расстановке, насколько активно он вовлечен в разговор. Можно заметить это по количеству людей, с которыми он общается, достаточно попросить ребенка назвать имена его друзей и понаблюдать за реакцией», – перечислила Лучинкина.

При этом, явные признаки жертвы буллинга ребенок будет проявлять и дома. Как правило, из-за повышенной тревоги такие дети испытывают проблемы со сном, переедают или отказываются от еды, не желают идти в школу, зачастую болеют и не следят за своим внешним видом, так как все силы уходят на переживания.

Роль учителя

Важную роль в отношениях внутри детского коллектива играет преподаватель и его общение с детьми. Так, любимчики и не любимчики учителей – потенциальные жертвы буллинга со стороны одноклассников, убеждена Лучинкина.

«Если ребенок продолжает получать порцию издевок и насмешек от учителя, безусловно в группе детей он будет восприниматься как порицаемый, неприятный, и это отношение будет распространяться. А если ребенок замкнутый, у него эмоциональный блок, то родители или психолог узнают об этом очень поздно», – поясняет она.

Многие взрослые заблуждаются в пользе травли, считая, что, пережив подобный опыт ребенку будет легче справляться с другим стрессом,.

«Переживать какие-то стрессовые ситуации потом станет проще, тем не менее у буллинга есть ещё и такие последствия, как суицидальное поведение, страх быть не принятым в любой социальной группе – университете, на работе. Общая дезадаптация человека, растерянность в себе, агрессия. Последствия буллинга будут преследовать человека долго», – рассказала специалист.

Если в промежуток времени длительной травли со стороны сверстников в жизни ребенка есть поддерживающий его взрослый, то в дальнейшем он будет легче воспринимать подобные ситуации, не катастрофизируя их и находя поддержку.

Что делать?

Действия педагогов и родителей в таких ситуациях зависит от стадии, где они заметили деструктивное поведение в отношении ребенка или с его стороны. Вместе с тем, совершенно не стыдно перевести ребенка в другой класс или даже школу, подчёркивает Лучинкина.

«Перевод в другую школу или класс не бегство, а абсолютно адекватный метод, который может спасти детскую психику, – отметила она. – Если же у родителей есть задача оставить ребенка в конкретной школе, требуется обращаться к учителю, социальному педагогу или психологу, чтобы они организовали внеурочные мероприятия в игровой форме, которые позволят разбить структуру класса и определить жертву и организатора буллинга в одну группу, где ситуация и проживаемый вместе опыт позволят сблизить их».

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля