Последние новости

Реклама

Как в Симферополе восстанавливают по воспоминаниям старожилов Караимскую кенассу

Самая крупная кенасса в Крыму находится в Евпатории, а две наиболее посещаемые туристами – в пещерном городе Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) в Бахчисарайском районе. Ещё одна большая кенасса расположилась в центре крымской столицы – на улице Караимской, в районе, где в XIX-XX веках селились представители этого народа. Она многие годы использовалась не по назначению, приходила в упадок, тем не менее сейчас обрела новую жизнь, пишет издание «Крымская газета».

Последний рывок

Много усилий приложили караимы, чтобы это стало вероятным. Малочисленный (в Крыму их около 600 человек, а в мире всего около 2 тысяч), тем не менее стойкий народ, долгие годы добивался возвращения им здания кенассы в столице Крыма, чтобы возобновить в нём богослужения.

В 2016 году в рамках федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя началась реконструкция симферопольской кенассы. На работы из федерального бюджета выделили более 115 млн. рублей. Работы проходят в три этапа. Первый и второй, противоаварийные мероприятия и реконструкция фасада здания, уже завершены. На очереди внутренняя отделка. Сроки реализации последнего рывка по восстановлению молельного дома уже определены. Специалисты приступили к разработке научно-проектной документации по восстановлению экстерьера. Над ней они проработают до апреля следующего года.

– После этого опять будет конкурс, определится подрядчик, который займётся реконструкцией по этим проектам, – говорит глава караимской религиозной общины «Чолпан» Дмитрий Полканов. – Начнутся работы, по нашим предположениям, в июле – сентябре следующего года, не раньше. Закончатся весной 2020 года, а летом уже сможем открыть её для посетителей.

Уникальная архитектура

Симферопольская кенасса выполнена в эклектическом стиле. Автор проекта молельного дома неизвестен. Сооружение по своей архитектуре и декоративной отделке – одно из интереснейших зданий столицы, возведённых в конце XIX века.

Руководитель крымского отделения предприятия, выступившего генподрядчиком по реконструкции кенассы, Марина Дукшина подчёркивает, что эклектизм и стилизаторство были новыми направлениями в архитектуре того времени для крымской столицы. Оставшиеся неизвестными зодчие выработали особые приёмы архитектурных форм и декоративного убранства. Кенасса построена из камня, добытого в долине реки Бодрак. Она несёт черты архитектуры нового времени, соединяя в себе элементы и мотивы готики, мавританской архитектуры и итальянского Возрождения, дополненного местными художественными традициями.

На участке рядом с кенассой первоначально стояла «фруктовая» беседка, где совершали ритуальные обряды во время осеннего праздника Суккот. Миндраш, или духовное училище, также традиционно размещается поблизости от стен
кенассы.

Учитывая то что экстерьер здания привлекает взгляд архитектурными формами, выполненными из орнаментированных известняковых блоков, внутреннее убранство молельного дома было достаточно аскетично.

– Внешний вид здания подчёркивает оформление внутреннего пространства. Это обширный зал, который делится на три функциональные части: место на возвышении для газзана (священнослужителя), совершающего богослужение, место для прихожан (мужчин), оборудованное скамьями. Кроме этого, есть галерея верхнего яруса, с отдельным входом – место для женщин, отделённое сетчатым ограждением, – отмечает Марина Дукшина.

Здание кенассы в плане имеет очертания прямоугольника. Кроме главного входа, есть и двери на боковых фасадах. Именно через них караимские женщины попадали в отведённую для них часть молельного дома.


Живая память

За минувшие два года в симферопольской кенассе провели необходимые противоаварийные работы, экстерьер молельного дома восстановили до мельчайших подробностей. Тем не менее как выглядела кенасса внутри, сведений, к сожалению, сохранилось совсем немного. Интерьер запланировали восстановить среди них на основе воспоминаний караимских старожилов. Хотя ныне пожилые караимы в те далёкие годы были маленькими детьми, их память хранит яркие впечатления.

– Мы не считаем это большой проблемой. Все кенассы достаточно разнообразные – будь они в Чуфут-Кале, Евпатории или Киеве. Мы, разумеется, постарались учесть воспоминания, чтобы приблизиться к аутентичному виду, – комментирует Дмитрий Полканов. – Очень большой комплекс работ. Были какие-то мелкие, на наш взгляд, недочёты, тем не менее генподрядчик очень внимательно прислушивается к нашему мнению.

Один из таких вопросов – цвет витражей. Пожилые члены караимской общины попросили, чтобы розетки витражей сделали не слишком яркими, какими они были до этого.

– Генподрядчик к нам прислушался. Сейчас витражи поменяли на прозрачное стекло, тем не менее если розетки будут довосстанавливаться, их сделают в более приглушённых тонах, – отмечает Полканов. – Это всё технические моменты, которые обсуждаются по ходу работ. Каких-то нерешаемых проблем у нас не появлялось.

Качеством работ, проведённых на первом и втором этапах, представители «Чолпана» довольны – генподрядчик выдерживает сроки, учитывает все замечания, прислушивается к рекомендациям.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля