Последние новости

Реклама

До основанья, а далее...

Чудны дела твои, Господи. Ещё несколько лет назад мысль что американский президент может стать главной угрозой для НАТО, показалась бы симптомом шизофрении. А в этот день это — реальность. Перед функционерами «миролюбивого блока», поднаторевшими в освоении бюджетных потоков, теперь стоит непростая дилемма — или становиться коммерчески эффективным предприятием, или готовиться разделить судьбу Коминтерна. То же касается и других инструментов геополитического доминирования. В Белом доме сейчас правит не глобалист, а бизнесмен. Проще говоря, барыга, передаёт «Крымская правда».

«Хельсинкский синдром» Европы

«У Путина давно не было такой удачной недели», — пишет польская Gazeta Wyborcza.
 «В среду российский президент принимал в правительстве России израильского премьера Нетаньяху, который прибыл в Москву с просьбой ограничить иранское присутствие в Сирии. В тот же день в Брюсселе президент Трамп на саммите НАТО отчитывал канцлера Меркель, обвиняя её в том, что Германия стала заложницей России».
«В четверг в правительстве России появился представитель Ирана Али Акбар Велаяти с письмом от аятоллы Хаменеи, обещающего Путину золотые горы, если тот откажется выполнять израильскую просьбу. Обоих участников встречи наверняка очень позабавило появившееся в данный момент заявление влиятельного американского сенатора и бывшего претендента на президентский пост от республиканцев Линдси Грэма (Lindsey Graham), призвавшего Иерусалим не заключать с Мос­квой таких соглашений, которые имеют возможность повредить интересам Вашингтона, — иронизирует издание. — Тегеран в свою очередь в экономической конфронтации с США может рассчитывать на поддержку не только России и Китая, однако также Европейского союза и Великобритании: международное сообщество сходится во мнении, что у Трампа не было оснований отказываться от ядерного соглашения с Ираном, и желает сохранить его в силе даже вопреки воле Вашингтона».

Стоит отметить, что данный анализ даёт именно польское издание, которое трудно обвинить в симпатиях к столице России и антипатиях к Вашингтону. Вот когда Gazeta Wyborcza пишет что у России и Израиля «на практике не осталось сфер столкновения интересов» и о «глубоком уважении» Иерусалима к российским вооружённым силам, это ещё как-то можно списать на легендарный «польский антисемитизм». Однако факты — упрямая вещь и они говорят что «дотрамповский» американский проект «Большого Ближнего Востока» явно провален. Стоит отметить, что Дональд Трамп в ходе саммита НАТО в Брюсселе заявил, что иранцы относятся к США «с гораздо большим уважением сейчас, чем в прошлом» и выразил уверенность в том, что сможет заключить с Тегераном «сделку».

Если добавить что курды — главная наземная боевая сила Вашингтонской коалиции в Сирии — ведут переговоры с Дамаском, становится понятно, что ближневосточных козырей в рукаве у Трампа в этот день по сути нет. Кстати, натовскую миссию в Ираке решено сделать небоевой и «повесить» на Канаду.

Страх и ненависть в Брюсселе

«НАТО пока демонстрирует солидарность, однако трещины в фундаменте уже видны невоо­ружённым взглядом. Судя по содержанию итогового документа встречи глав государств-членов Североатлантического альянса, прошедшей 11-12 июля в Брюсселе, саммит НАТО закончился ничем, — считает аналитик и публицист Александр Запольскис. — Тем не менее по сообщениям неофициальных источников, за закрытыми дверями встреча глав входящих в НАТО государств проходила бурно, и её детали всё-таки позволяют сделать некоторые выводы относительно будущего альянса. Основных тем обсуждалось три: про деньги, про деньги и ещё раз про деньги. Первый раз Трамп заговорил о деньгах напрямую. И если первый день он ещё как-то сдерживался, лишь напоминая про необходимость соблюдения норматива военных расходов в 2% от ВВП всеми членами блока, а не только Америкой, Эстонией, Польшей, Британией и Грецией, то потом рубанул прямо: участники обязаны увеличить финансирование армии сразу до 4% ВВП. Причём не когда-то в будущем, после 2025-2030 годов, а непосредственно сразу же сейчас. Идея у европейцев поддержки не нашла».

Это обычная тактика Трампа — «наехать», а потом согласиться отступить в обмен на уступки. Примерно то же самое президент США демонстрировал в адрес Северной Кореи. Результат, впрочем, получен пока скорее медийный, чем практический.

Саммит НАТО показал, что в последовательности Дональду Трампу всё-таки не откажешь — в отношении европейских вассалов президент США продолжает вести ту же линию, что и на встрече «семёрки». Кроме Терезы Мэй, которую в прошлом американский президент сравнивал со «школьной учительницей», он последовательно и явно демонстрирует своё неодобрение Ангеле Меркель. «Это очень прискорбно, что Германия заключает крупную нефтегазовую сделку с Россией. Мы защищаем Германию, мы защищаем Францию, мы защищаем все данные страны, а между тем ряд государств заключают соглашение с Россией на возведение газопровода, — заявил Трамп. — Они строят газопровод, который пополнит казну России на миллиарды долларов. Я считаю, что это совершенно неприемлемо».

Французский президент Эмманюэль Макрон попробовал вступиться за Меркель (в том числе и во время личной встречи с Трампом), однако судя по всему, не особенно успешно.

Дональда Трампа не столько волнует сам «Северный поток — 2» (инфраструктура для поставок СПГ в Европу в масштабах, сравнимых с возможностями «Газпрома», ещё попросту не готова), сколько «несговорчивость» самой «фрау канцлерин». Если вспомнить сделанное несколько месяцев назад президенту Франции предложение выйти из ЕС (которое Макрон отклонил), намерение развалить наднациональные структуры, созданные глобалистами и изначально враждебные самому Трампу и тем, кто за ним стоит, то в эксцентричных поступках хозяина Белого дома можно увидеть последовательность и логику.

Тем не менее выхода из альянса США и «развала» НАТО, которыми пугали некоторые СМИ, в данный раз не произошло, и это — один из основных итогов саммита. Остальное менее сенсационно: генсек НАТО Йенс Столтенберг сделал несколько словесных авансов давно просящимся в «миролюбивый блок» Киеву и Тбилиси, однако официально пригласили в альянс Македонию. Приняты решения об усилении военного контингента в Европе и создании новых структур управления. В том, что «миролюбивый блок» концентрирует силы у российских границ, виновата, разумеется, «агрессивная» Россия. Тут ничего нового. Собственно, мы — главное препятствие в продвижении западного «миролюбия» на Восток. В прошлые века это называлось «Drang nach Osten», однако после Нюрнберга так говорить не принято. «Мы не признаём аннексию Крыма, мы не признаём пропаганду, действия в киберпространстве, вмешательство в выборы, мы видели инцидент в Солсбери, — заявил Столтенберг. — Однако я не считаю это аргументами для изоляции России». Классика жанра. По-настоящему новым стало заметно пошатнувшееся положение альянса, который теперь вынужден подтверждать свою полезность не только европейцам, однако и Вашингтону.

Британский вилаят

После Брюсселя президент США отправился в Лондон. Туманный Альбион встречал высокого трансатлантического гостя неприветливо. Интернет облетело матерное «приветствие», выстриженное фермером на поле так, что было хорошо видно с самолёта (причём фамилия — по-английски, а нелицеприятная характеристика — по-русски), над британской столицей летала 6-метровая пародия на хозяина Белого дома в детских подгузниках, а мэр Лондона Садик Хан (ряд источников связывает его имя со строителями «халифата» из «Хизб ут-Тахрир аль Ислами», запрещённой в РФ и нескольких десятках стран мира) разрешил устраивать в столице протесты, чем желающие не преминули воспользоваться. Лорд-мэр Шеффилда Магид Магид (в недавнем прошлом — сомалийский беженец) и вовсе запретил американскому президенту посещать его город. Впрочем, Трамп, кажется, и не собирался этого делать. Туманный Альбион переживает нешуточный кризис, жертвами которого уже стали несколько членов кабинета, в том числе Борис Джонсон, который, не дожидаясь увольнения, подал в отставку сам. Причина — конфликт между сторонниками «мягкого» сценария Brexit во главе с Терезой Мэй и более радикальными «брекситёрами», к которым можно отнести и президента США, судя по его высказываниям.
«Я бы сделал это совсем по-другому. На самом деле я говорил Терезе Мэй, как это сделать, однако она не согласилась, она не послушала меня, — цитирует Трампа британская The Sun. — Я бы сказал, что она, скорее всего, пошла противоположным путём».

Тем не менее учитывая все недоразумения и явно демонстрируемую неприязнь, после встречи Дональд Трамп и Тереза Мэй не поскупились на комплименты друг другу.

Однако процитированная той же The Sun фраза Трампа «я думаю, что Борис Джонсон мог бы быть отличным премьер-министром, мне кажется, у него есть всё, что для этого необходимо», уже названа многими «чёрной меткой» для Мэй. И даже своевременно найденная бравыми английскими сыщиками початая бутылка «Новичка» ничуть американского президента не впечатлила. Британские страхи по поводу встречи в Хельсинки с Владимиром Путиным Трампу так же неинтересны, как и европейские. А сочувствие хозяина Белого дома радикальным «брекситёрам» легко объяснимо: решительно вышедшая из Евросоюза, отрезанная от европейского рынка и ослабленная выплатами компенсаций Брюсселю Британия ему гораздо интереснее в качестве торгового партнёра, чем Великобритания, формально неспешно плывущая к выходу, однако в действительности остающаяся частью ЕС. В долларах это соображение весит больше, чем честный британский взнос в НАТО.

Ну и лично Тереза Мэй и вправду не вызывает симпатий. Что правда, то правда.

В ходе пресс-конференции (в пятницу, 13-го), Мэй призвала США занять «сильную позицию» по отношению к России. Трамп призыву не внял, заявив: «У нас есть возможность выстроить прекрасные отношения с Россией и Владимиром Путиным».

А уж как эксцентричный миллиардер упомянутой возможностью сумеет воспользоваться — тема отдельного разговора.

Николай ФИЛИППОВ.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля