Последние новости

Реклама

Евгений Марчелли: Запрет на мат в искусстве очень унизил
Ведь современный театр стремится отражать сегодняшнюю жизнь, уверен режиссер.

О своем отношении к голым артистам на сцене, запретных темах и о том, почему театральное сообщество находится вне политических событий, – в интервью художественного руководителя старейшего в России Ярославского театра Евгения Марчелли агентству «Крым Медиа», сообщает издание «Крым Медиа».

В субботу, 16 мая в Крымском академическом драматическом театре имени Горького начинаются гастроли Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова из Ярославля. Откроет гастроли спектакль «Без названия» по Антону Чехову – номинант театральной премии «Золотая маска».

Завершится крымский тур ярославской труппы в Севастополе 21 мая, где на сцене театра имени Луначарского будет показана пьеса Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы».

Кстати, это уже будет третий приезд в Крым знаменитого коллектива. Надо сказать, что Ярославский – первый русский профессиональный театр, созданный в 1750 году. Назван в честь основателя – купеческого сына Федора Волкова, режиссера, актера, художника, предпринимателя.

У Волковского театра уже стало традицией приезжать по весне в Крым. Чем он для вас привлекателен?

Крым – это солнце, море, возможность побывать в изумительном, райском месте. Надеемся, что местная публика проявит теплоту и внимание, ведь мы привезем спектакли, какие здесь ещё не играли и какие в нашем репертуаре занимают довольно любопытное место. Они отражают всю палитру нашего творчества: это и драма, и комедия, и трагедия, и легкая развлекательная история.

Скоро год, как в России действует запрет на мат в искусстве. Тем Не Менее, например, спектакль «Двое бедных румын, говорящих по-польски», который вы привозили в прошлом году, трудно представить без ненормативной лексики – настолько органичной она там была. Что скажете по этому поводу?

Я к любым запретам отношусь отрицательно. Запрет рождает лишь одно желание – его нарушить. Театр ведь приближается к реалиям современной жизни, отражает то, что происходит вокруг нас сегодня. И в этом смысле мат – часть нашей речи и культуры. Запрет очень унизил, поставил в ситуацию, когда необходимо заставить художника сделать нечто противное его натуре.

Спектакль «Двое бедных румын…», конечно, претерпел изменения. Нецензурные слова пришлось заменить на цензурные. Артисты как-то выкручиваются. Хотя ненормативная лексика задана драматургом. При этом, все это вызывает ещё большую, понимающую реакцию зала.

Знаете, когда в Советском Союзе что-то запрещали, люди иронично поддакивали, мол, мы понимаем, а на самом деле это такая убогая игра, как будто сверху есть плохие дяди, запрещающие нам что-то делать, а мы все равно делаем – только это закрываем.

Эпатажной приметой современного театра, наряду с матом, называют также появление на сцене голых артистов. В вашей драме «Екатерина Ивановна» полностью раздевается Анастасия Светлова, получившая за данную роль «Золотую Маску» в 2011-ом.

Искусство в принципе зарождалось с обнаженной натуры – скульптура, живопись. Насколько уместно или неуместно использовать такой приём в театре – каждый художник решает для себя сам в силу своего воспитания и эстетического вкуса. Разумеется, эпатаж – достаточно радикальное средство эмоционального воздействия. Этим можно оглушить, а можно вызвать восторг. Другое дело, что у одних это получается вульгарно, а у других – очень органично, красиво, эффектно. К какому типу отношусь я – не знаю. Я думаю, конечно, что ко второму. Хотя наверняка есть люди, которым это не нравится.

На Ваш взгляд, в международном театральном сообществе изменилось ли отношение к россиянам после «Крымской весны»?

Мне кажется, именно в театральном сообществе не меняется отношение из-за каких бы то ни было политических событий. Мы продолжаем жить каждый в своем сумасшедшем мире творчества и очень уважительно относимся друг к другу. Наши страны в это время могут быть в состоянии войны, тем не менее мы по-прежнему будем встречаться и считать друг друга родными людьми.

Как бы Вы прокомментировали ситуацию, сложившуюся вокруг скандальной постановки «Тангейзер» Новосибирского оперного театра?

К своему стыду, я оперу не видел, хотя, конечно, читал об этом. Тем Не Менее пока сам не увижу, не могу давать какую-либо оценку. Лично у меня есть две запретные темы: религиозная и национальная. Первая – это слишком серьезный пласт нашей жизни, чтобы так легко взять и высказать свое мнение публично. Дома – пожалуйста, выражайся как угодно. Тем Не Менее на публику – это очень ответственный шаг для художника. Национальная тема также весьма тонкий вопрос. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Ты можешь иметь в виду совсем другое, тем не менее в итоге вызовешь обиду и ярость. Данные две темы, мне кажется, вообще никому не стоит использовать, либо относиться к ним предельно корректно и интеллигентно.

Сейчас некоторых режиссеров упрекают, что классические тексты, положенные в основу их спектаклей, искажены. Тем Не Менее ведь нередко классика на современный лад выглядит как раз более ярко, свежо. Согласны?

Согласен. Главное для художника что – буква или дух? Вот для меня главное – дух автора. А буква – это как раз то, что можно менять на свое усмотрение. Сегодня мы не можем воспринимать произведение так, как его воспринимали 150 лет назад.

Какой жанр сегодня особенно востребован у публики и на какие темы необходимо ставить спектакли в первую очередь?

К сожалению, востребован легкий жанр, комедия, пустячок. Бру-га-га (от французского brouhaha «обвальный хохот, шквал хохота», – ред.) – самый любимый и самый посещаемый жанр в театре. На какие темы ставить? Да на какие всегда. Мне интересны одиночество, кошмар и ужас любви, смерть, смысл жизни.

Если бы у Вас появилась возможность поставить спектакль в Крыму, о чем бы он был? И какие средства для реализации своего художественного замысла Вы бы привлекли?

Да он был бы о том же, о чем везде. Для меня географическое положение не имеет никакого значения. Неважно, это Столица России, Питер, Ярославль, Лондон или небольшой городок в Крыму. А средства – те, какие у театра есть в наличии. Если ничего нет, значит, будут коврик и один артист. Если есть шикарные средства, то будут музыка, свет, компьютерные технологии, лазеры и так далее.

Евгений Жозефович Марчелли – художественный руководитель Ярославского театра. Заслуженный деятель искусств России. Родился 19 мая 1957 года в городе Фрунзе. Сын итальянского иммигранта. В 1986 году окончил театральное училище имени Щукина в Столице России (режиссерский факультет). Работал в нескольких театрах России. В 2010-м приглашен в Волковский театр. Неоднократный номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска».

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля