Последние новости

Реклама

20 апреля на пленарном заседании Государственной Думы по вопросу о реновации жилого фонда Москвы выступил депутат-коммунист В.Ф. Рашкин. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.
Уважаемые коллеги!

Мы в Коммунистической партии Российской Федерации внимательно изучили предложения по программе реновации жилого фонда. К обсуждению мы привлекли экспертов градостроительного и жилищного законодательства. В своем выступлении я бы желал озвучить позицию партии об этом проекте.

Когда-то трудящиеся теснились в неблагоустроенных бараках, потом многие из них переезжали в общежития и коммунальные квартиры. К началу 1950-х годов больше половины жителей Москвы проживали в бараках и коммуналках. Массовое возведение хрущевок позволило улучшить жилищные условия млн. москвичей, какие наконец смогли переехать в индивидуальные квартиры благодаря советской власти.

На тот момент хрущевки стали адекватным решением проблемы жилищного кризиса, тем не менее к настоящему моменту панельные пятиэтажки, построенные в 1950-60-е годы, сильно устарели, а условия проживания, какие они обеспечивают, не соответствуют современным стандартам. Более того, их снос и продуманная застройка Москвы новым жилым фондом может положительно повлиять на облик города, улучшить его планировку, учесть все накопившиеся инфраструктурные требования.

Поэтому снос пятиэтажек и переселение москвичей в новые дома – это, само по себе, верное и своевременное решение. Тем не менее теперь встает вопрос о том, как именно данный процесс будет осуществляться, и будут ли в полной мере учтены интересы и соблюдены права граждан – собственников жилых и нежилых помещений, подлежащих сносу.

Вместе с тем анализ предложенного законопроекта показал, что основной целью программы реновации является не улучшение жилищных условий граждан и снос устаревшего жилого фонда, а упрощение работы застройщиков. И вправду: расселять людей в новое жильё и сносить ветхие дома можно было бы и в рамках действующего законодательства. Такие акценты вызывают обоснованные опасения: мы рискуем отдать Москву на откуп девелоперскому бизнесу и городским подрядчикам.

Мы считаем необходимым сконцентрироваться на том, чтобы учесть интересы переселенцев и собственников помещений, а также содействовать комплексной реновации районов, предусмотрев дополнительные расходы для развития отраслей городского хозяйства, нуждающихся в поддержке. Реновация жилого фонда Москвы должна осуществляться на основе системного планирования работ в общегородском масштабе, а также в условиях постоянного общественного регулирования и контроля.

Итак, мы предлагаем следующие корректировки программы реновации жилого фонда.

Во-первых, следует расширить утвержденный «московский стандарт переселения». Сейчас городские власти планируют предлагать переселенцам новое жильё «метр в метр», основываясь на метраже и планировках жилых помещений морально устаревшего жилья 1960-х годов. Мы считаем, что программа должна содействовать реальному улучшению условий жизни москвичей, и новые квартиры должны соответствовать актуальным техническим характеристикам и отвечать современным требованиям нового комфортного жилья – с большей площадью помещений.

Также при переселении граждан и определении размера возмещения за помещение необходимо учитывать такие параметры, как его рыночная стоимость, а также все убытки, причиненные собственнику его изъятием, включая убытки, какие он несет в связи с изменением места проживания.

Во-вторых, необходимо детально проработать регламент работы при переезде граждан и заблаговременно его опубликовать. Также заранее – то есть до принятия решения о переселении жильцов сносимых домов – необходимо опубликовать план застройки освобождаемых территорий и вынести его на общественное обсуждение. Прямое требование об указании в решении о реновации перечня возводимых на конкретных территориях объектов, а также порядка размещения жителей снесенных домов в жилом фонде, должно быть закреплено в федеральном законодательстве.

В-третьих, требуется законодательно определить основные параметры порядка и структуры государственного финансирования программы и выполнения финансовых обязательств перед гражданами. Сейчас это чётко не определено, а это порождает риск, что основные средства на реализацию программы поступят от частных инвесторов. В таком случае они получат право беспрепятственного сноса целых кварталов неаварийного жилья, с последующим строительством на освободившейся территории высокоплотной жилой застройки с целью выполнения взятых на себя имущественных обязательств.

Отдельно требуется детально регламентировать деятельность Фонда содействия реновации: законодательно установить его компетенцию, прописать порядок его создания и деятельности, порядок формирования органов управления Фонда и участия в его деятельности органов власти, а также требования, обеспечивающие прозрачность и подотчетность деятельности Фонда. С учетом предполагаемых масштабов работы Фонда, требуется установить строгий государственный контроль над его деятельностью, чтобы максимально исключить возможные злоупотребления.

Наконец, нельзя допускать, чтобы реализация программы реновации жилого фонда происходила в атмосфере нехватки информации, циркулирования слухов. Необходимо организовать качественно новую работу с переселенцами – открытую, публичную и основанную на главенстве прав граждан.

Таким образом, первоочередное внимание следует уделить не столько ускорению переселения и согласованию нового строительства, сколько соблюдению прав собственников и нанимателей жилых помещений. Также следует отдельно разработать механизм расчета и предоставления справедливых компенсаций для малого бизнеса, занимающего нежилые помещения в районах, подлежащих реновации. Компенсация или новое помещение должно предоставляться с учетом территориального расположения и характеристик прежнего помещения. Малый бизнес ни в коем случае не должен пострадать в результате реализации программы.

Например, проект предполагает, что собственники нежилых помещений в сносимых зданиях получат аналогичное помещение в любом другом районе Москвы. Тем не менее чтобы не нарушать права таких собственников, требуется установить требования об аналогичном предоставлении помещения с учетом административного округа.

Другое важное направление – это использование новой программы сноса пятиэтажек в качестве фундамента для решения проблем городского хозяйства. Непродуманная застройка грозит ещё бОльшим усугублением ситуации в перспективе, поэтому реализация программы реновации жилого фонда является критическим моментом, при котором можно либо содействовать решению городских проблем, либо, напротив, ещё сильнее усугубить их.

В частности, программа реновации должна запустить процесс обновления городских коммунальных сетей, износ которых приближается к критическому. Также она должна послужить катализатором изменений действующей социально несправедливой программы капитального ремонта. Сейчас программа реновации формирует неравное положение москвичей – участников программы капремонта, потому как сборы на капремонт наконец станут обоснованными только для тех, кто получит новое жильё.

Мы считаем, что город должен взять на себя обязанность платить за капремонт жилья москвичей, не переезжающих в новые квартиры. Это позволит обеспечить справедливое распределение финансовой нагрузки между москвичами в итоге получившими новое жильё, и теми, кого программа реновации не коснется. Также необходимо чётко прописать в федеральном законе сроки и порядок освобождения жителей снесенных домов от обязанности уплаты взносов за капремонт.

В целом, программа сноса пятиэтажек в столице России при условии планового и системного подхода может стать крайне полезной для городского хозяйства и задать городу правильный вектор развития. Тем не менее данный путь предполагает открытое обсуждение с учетом реального волеизъявления москвичей. Столице России нужна новая общегородская целевая программа, а не кулуарный механизм ручного управления локальными проектами.

Реновация районов без общегородского финансового обоснования и архитектурно-градостроительного планирования не будет отвечать задачам развития города, а скатится в передел земельных участков под застройку. В связи с этим мы считаем необходимым разработку комплексного документа общегородского масштаба, в котором будут прописаны выверенные сроки и чёткий, обоснованный порядок сноса конкретных домов.

В целом, КПРФ будет готова поддержать инициативу обновления жилого фонда в столице России и других регионах России, если будут учтены наши предложения, поправки и замечания.

В первом чтении мы поддержим данный закон, тем не менее, если не будут учтены наши поправки, во 2 и 3 чтении КПРФ будет голосовать против.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля