Последние новости

Реклама

Как вызволяют туристов, застрявших в крымских горах и пещерах

Спасатели-спелеологи и водолазы совместно отрабатывают тренировочные сценарии спасения потерпевших в крымских горах и подводных пещерах. В рамках ежегодных сборов на протяжении недели они проводили по 8-10 часов в сутки под палящим солнцем на скалах и в холодных прибрежных гротах вблизи Судака, передаёт «Крымская газета».

Без паники

Море ещё не прогрелось. Особенно низкая температура ощущается на глубине, пусть даже и небольшой. В такой обстановке спасатели отрабатывают умения по оказанию помощи в условиях подводной пещеры, на глубине от 4 до 6 метров. В общей сложности командам пришлось пройти около 70 метров под водой, транспортируя пострадавшего на специальных носилках. Тренировочные миссии, рассказывает капитан спасательной группы водолазов «КРЫМ-СПАС» Фёдор Спильный, специально продумывали так, «чтобы мало не показалось».

– Сейчас у нас уже проложены ходовики – специальные тросы, вдоль которых мы движемся, по этой причине последующим группам будет немного легче. Тем не менее на учениях мы осознанно усложняем себе задачу, думаю, объяснять не надо зачем. Нашли на рельефе настоящую пещеру, проложили маршрут, специально взяли более узкие места, что хорошо имитирует сложные условия. Стараемся отрабатывать те элементы, которые имеют возможность нам встретиться в самых непростых ситуациях, – рассказывает Фёдор Спильный.

На счету спасателя симферопольского аварийно-спасательного отряда (АСО) «КРЫМ-СПАС» Владислава Панина десятки успешных операций, тем не менее в этой постановке роль пострадавшего он примеряет на себя. Главным в работе спасателя считает умение сосредоточиться и оставаться собранным.

– Человек, оказавшийся в такой ситуации, вне зависимости от уровня подготовки и психологической устойчивости, испытает страх. Паника – это главный враг и для пострадавшего, и для спасателя. Как можно решить задачу? Это непросто. Единственный выход – остановиться, отдышаться и постараться понять, как действовать дальше. Запустить в голове данный механизм, чтобы мысль была сконцентрирована не на ужасе ситуации, а работала над тем, как выйти из положения. Спрашиваешь себя: что можно сделать? Как только данный мыслительный процесс будет запущен, страх, хоть и не уйдёт целиком, неизбежно отойдёт на второй план, – делится Владислав.

Точный расчёт и итоговое тестирование

Совсем другое дело – вертикальная спелеология, навыки которой вторая группа спасателей отрабатывает в горах. Случаи, когда любители активного отдыха оказываются в плену ущелий, не редкость, по этой причине и определённый алгоритм действий имеется, рассказывает начальник Симферопольского АСО ГКУ РК «КРЫМ-СПАС» Максим Козлов:

– Первыми реагируют на экстренное сообщение сотрудники дежурной смены. Именно им предстоит прибыть на место первыми и понять, что произошло. Им нужно выяснить, как человек оказался в пещере – было ли это падение с высоты или застревание, может быть, это проблемы со здоровьем. Желательно знать, что у человека есть с собой, какое оборудование, как он одет. То есть абсолютно все факторы должны быть учтены ещё до начала стадии планирования спасательной операции.

В это время происходит формирование основного спасательного отряда, в который войдут уже не те, кто есть, а те, кто необходим. Другими словами, каждому спасателю будет отведена своя роль. Кто-то больше понимает в земляных работах и будет отвечать, соответственно, за них. Кто-то быстрее всех способен развернуть так называемый тёплый домик – конструкцию для одного человека, подогреваемую специальной горелкой (в пещере без этого никуда), а значит, пойдёт первым. Ну а одна из основных ролей достанется тому, кто лучше всех умеет ладить с людьми.

– Как ни странно, это едва ли не самое главное. Умение просидеть с человеком, которому не просто плохо, а ужасно и, возможно, даже невыносимо, несколько часов. И тебе надо найти сто тыс. тем, чтобы разговорить его. Не ты должен рассказывать, а он должен рассказывать тебе. Это такой нюанс очень значимый, без этого никак. Его спокойствие – это залог его же безопасности и половина успеха всей операции, – продолжает Максим Козлов.

Сам процесс транспортировки пострадавшего – своего рода контрольное тестирование. Если спасатели всё сделали правильно, его доставят к медицинскому транспорту без остановок. А вот если по пути придётся устранять преграды, значит, где-то профессионалы дали маху. В конечном итоге успех операции – это правильная подготовка и точный расчёт капитана, который принимает всю ответственность на себя.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля