Последние новости

Реклама

Арсений Суходолов: о мерах профилактики в сфере хищения средств бюджета

Заместитель прокурора Киевского района г. Симферополя Арсений Суходолов сказал о мерах по профилактике краж средств бюджета при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в порядке 44-ФЗ), сообщает издание «Крымская газета».


— Какими статьями Уголовного Кодекса РФ предусмотрена ответственность для заказчика и поставщиков?

- Ответственность руководителей и должностных лиц заказчика предусмотрена ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата), ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ст. 292 УК РФ (служебный подлог), ст. 293 УК РФ (халатность). Действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) имеют возможность быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ (мошенничество), ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата), ст. 327 УК РФ (подделка документов).

— Как требуется формировать документацию для госзакупки?

- На этапе формирования документации о закупке (среди них составления технического задания и проекта контракта, договоров) представляется целесообразным наиболее точно и полно описывать предмет закупки; порядок приемки товаров, работ, услуг, кроме того, отдельных этапов исполнения контракта; проведение экспертизы для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта; порядок работы приемочной комиссии; условия отказа в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта или поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

— Какие нарушения встречаются на этапе заключения контракта?

- На этапе заключения контракта, по мнению главного инспектора-эксперта Счетной палаты Самарской области Кочаненко Е.П., явной коррупционной направленностью обладают случаи начала проведения работ (оказания услуг, поставки товаров) до момента заключения контракта (договора) в установленном законом порядке, которым дальше придается правомерный характер путём включения в контракт (договор) пункта о применении его условий к отношениям, возникшим до заключения контракта (договора). Возможность реализации данного права в отношении хозяйственных сделок предусмотрена пунктом 2 ст. 425 Гражданского кодекса РФ. Но, применение данных положений к правоотношениям, складывающимся в связи с осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд, не представляется вероятным, так как в силу императивных требований Федерального закон N 44-ФЗ (ст. 3) момент начала правоотношений между государственным (муниципальным) заказчиком и контрагентом привязан исключительно к моменту заключения контракта (договора). Заключение контракта (договора) при наличии конфликта интересов между заказчиком и поставщиком (исполнителем, подрядчиком) нарушает прямо законодательный запрет, установленный частью 2 ст. 8 во взаимосвязи с пунктом 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

Не допускается изменение условий контракта (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ), среди них и путём заключения дополнительных соглашений или иных документов. Такие действия, при наличии иных обязательных признаков, имеют возможность быть квалифицированы как превышение должностных полномочий. Например, в 2015 г. руководитель одного из Государственных бюджетных учреждений Республики Крым незаконно и безосновательно подписал протокол недоразумений, которым из контракта безосновательно исключено существенное условие по передаче Обществом неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение, кроме того, существенно уменьшено техническое задание, чем существенно уменьшены качественные, технические и функциональные характеристики объекта закупки. По этому факту открыто уголовное дело по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

— Как должен осуществляться этап исполнения контракта?

Особенности исполнения контракта предусмотрены ст. 94 44-ФЗ. Например, согласно ч. 3, 5 ст. 94 44-ФЗ, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек (ч. 6 ст. 94 44-ФЗ). В случае создания приемочной комиссии документ о приемке подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком (ч. 7 ст. 94 44-ФЗ).

Например, в 2015 г. директор одного из государственных бюджетных учреждений Крыма, во время исполнения контракта, подписал Акт приемочных испытаний оказанных услуг, в котором указал заведомо ложные сведения о проведении испытаний оказания услуг комиссией, об установлении соответствия услуг требованиям Технического задания и о признании факта оказания услуг в полном объеме, что целиком не соответствовало действительности, так как комиссия в указанном составе испытания не проводила, услуги в действительности не оказаны и не имеют возможность соответствовать требованиям Технического задания; не организовал проведение экспертизы, работу приемочной комиссии и составление акта приёмки, соответственно, не утвердил акт приёмки комиссии. По итогам предварительного расследования указанному лицу предъявлено обвинение по п. «в» ч. 3 ст. 286, ч. 2 ст. 292 УК РФ.

— Какую роль в контроле над бюджетными средствами играет Контрольно-счетная палата?

- Эффективную роль в предупреждении и раскрытии краж средств бюджета играет Контрольно-счетная палата г. Симферополя Республики Крым. Полномочия Контрольно-счетной палаты г. Симферополя установлены ст. 8 Положения, утвержденного решением Симферопольского городского совета № 100 от 04.12.2014 г. К её полномочиям между прочего относится контроль за исполнением бюджета Городского округа; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств Городского округа, кроме того, средств, получаемых бюджетом Городского округа из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Городского округа, кроме того, охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Городскому округу, а также другие.

— Какие нарушения фиксирует Контрольно-счетная палата?

Например, Контрольно-счетной палатой осуществлены контрольные мероприятия по проверке законности, эффективности и результативности расходования средств, выделенных из бюджета МО городской округ Симферополя Республики Крым на услуги по перевозке безопасных отходов (вывоз стихийных свалок грузовым транспортом с набережной реки Салгир в городе Симферополе). Проверкой правильности применения расценок путём сопоставления данных, включенных в локальную смету, кроме того в акты (ф.КС — 2) и соответствия их территориальным единичным расценкам (ТЕР), утвержденных приказом Минстроя России от 12.11.2014 №703/пр установлены факты завышения стоимости работ. Оказывается, подрядчиком стоимость работ была рассчитана по расценкам «Подводно-строительных работ», которые применимы на судоходных реках, водохранилищах, озерах и морях в нормальных условиях (глубина от 2,5 м до 12,0м). Тем временем, река Салгир не является судоходной с указанными глубинами в черте города Симферополя.

Также, в смету включены работы которые не выполнялись и не могли выполняться с учетом специфики региона: разработка грунта в отвал из под воды плавучими кранами с грейферами грузоподъемностью 5 т с ковшом вместимостью 1 м3 в речных условиях. Требуется отметить, что при производстве указанных работ используются баржи 100 т, буксиры 100 л.с, катера буксирные 90 л.с, краны плавучие 5 т, водолазные станции с компрессором, завозни моторизованные 90 л.с. Исходя из указанного выше, данные работы не могли быть включены в акты о приемке выполненных работ и, соответственно являются излишне оплаченными, а применение расценок части 44 ТЕР 2001 к этим работам неправомерным.

По этому факту открыто уголовное дело по ст. 159 ч. 4 УК РФ. В ходе предварительного расследование предъявлено обвинение по ст. 159 ч. 4 УК РФ директору предприятия-исполнителя. Также, открыто уголовное дело в отношении должностных лиц заказчика – Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя (далее – ДГХ).

— Удается ли вернуть деньги, перечисленные недобросовестным подрядчикам?

Следует отметить, что во исполнение представления Контрольно-счётной палаты, ДГХ обратился в Арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании суммы неосновательного обогащения и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами с предприятия-подрядчика. Контрольно-счётная палата города Симферополя привлечена к участию в деле в качестве третьего лица. В ходе рассмотрения дела было установлено завышение стоимости работ по договору. Постановлением Арбитражного суда принято решение о взыскании безосновательно полученных средств, насчитывающих 1,426 млн. руб. с подрядчика.

Меры по профилактике краж средств бюджета недобросовестными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) по государственным и муниципальным контрактам выработаны на федеральном уровне и рекомендованы к применению всеми заинтересованными структурами в 2007 г. Эти меры сохраняют свою актуальность сейчас и имеют возможность быть в полном объеме реализованы в работе по противодействию коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля