Последние новости

Реклама

"Мерзкая гримаса". Рецензия на сериал "Березка" в газете "Правда"

Между мерзких гримас, которые всё время преподносит нам нынешнее телевидение, эта стала одной из самых вопиющих. Речь о сериале «Берёзка», который две предыдущие недели шёл на телеканале «Россия 1». В чём же дело? Почему приходится выносить столь жёсткий и категоричный приговор?
ВЕЗДЕСУЩАЯ РЕКЛАМА задолго до премьеры раззвонила, что нас ждёт шестнадцатисерийный фильм, «посвящённый истории легендарного одноимённого танцевального коллектива, который ещё в советское время считался достоянием страны». Легендарный, уникальный, прославленный, от которого мир был без ума, — всё правильно. Только в том, что нам показали, никакой истории этого чуда, сотворённого народной артисткой СССР Надеждой Сергеевной Надеждиной, не оказалось!

Кроме того, по признанию продолжателя дела Надеждиной — нынешнего художественного руководителя «Берёзки» и также народной артистки СССР Миры Михайловны Кольцовой, она пережила настоящий шок, и у неё сердце кровью обливалось, когда смотрела «весь данный ужас». А главное — именно потому, что сериал, названный «Берёзка», не имеет ничего общего с подлинным, реальным Государственным академическим хореографическим ансамблем, высоко носящим это имя.

Ничего общего... Вдумайтесь, пожалуйста, что это значит. Ведь то же самое, сказанное мне, Мира Михайловна практически повторит после чего во всеуслышание, когда её позовут на телепередачу «Прямой эфир» со скандальным Малаховым.

— Это абсолютный вымысел, — прямо скажет она с экрана, — и абсолютно не имеет ничего под собой действительного.

А дальше, отметив, что родной её ансамбль «70 лет набирает добротой и красотой», заговорит о том, что крайне важно для неё и для всего руководимого ею коллектива. О реакции на сериал тех, кто искренне любит «Берёзку» и душой переживает за неё.

Кольцова и мне с болью рассказывала, что все эти дни она вынуждена была не отрываться от телефона: «как у справочного или в кассах Большого театра». Потому что люди «буквально обрывали трубку». И поклонники из России, и зарубежные гости, а самое главное — работающие с детишками в коллективах самодеятельного творчества. Они говорили: «Мира Михайловна, что же это такое? Наши дети знают «Берёзку» как чистоту благородного и светлого. И вдруг видят то, что показали на экране»

Показали же целиком сочинённую мелодраму, где не стоит искать даже малейшего сходства с выдающимся ансамблем и его основательницей. Достаточно сказать, что у Надеждиной, кроме «Берёзки» и назв`аной дочери, какой стала для неё Мира Кольцова, детей не было. Здесь же у Надежды Светловой, как поименована центральная героиня, появляется сын, тайно рождённый… от американца. И сын данный станет потом «невозвращенцем» — после гастролей в Америке, чего с артистами или другими служителями «Берёзки» за всю её семидесятилетнюю историю никогда не бывало. Плюс придуманные эпизоды с контрабандой, какими-то бриллиантами, спекуляциями, махинациями и т.п., также подвешенными на «Берёзку».

Да и действие сериала (для большей драматизации, наверное?) перенесено в 1980-е годы, хотя Надежда Сергеевна Надеждина ушла из жизни в 1979-м.

Впрочем, смысл вовсе не в призыве к дотошному буквализму. Понятно, что художественный фильм об исторической личности, в отличие от документального, имеет право на определённый творческий домысел. Тем не менее не на сплошной же вымысел, где от реального человека (которого в данном случае многие помнят) не остаётся ничего.

Разумеется, права Мира Михайловна Кольцова, поставившая Надеждину в ряд великих личностей нашей страны, память которых требуется беречь и «прикасаться к ним в белых перчатках».

При своей деликатности и чувстве справедливости нынешний художественный руководитель «Берёзки» посчитала необходимым сказать и добрые слова о некоторых артистах, снимавшихся в сериале, особенно о Лидии Вележевой в роли Надежды Светловой: «Она прекрасно играет предложенный сценарий».

Только вот сценарий, увы, как мы уже говорили, невероятно далёк от реальной «Берёзки», имя которой («бренд», говоря по-теперешнему) нагло присвоили сработанному сериалу. Ну да, фамилию героине сменили, но осталось нечто ещё более важное — знаменитейшее на весь мир имя ансамбля. Ведь не какая-нибудь «Ивушка» или «Калинушка», а она, «Берёзка»!

Легко понять возмущение ветеранов ансамбля, выступивших в интернете со своим открытым письмом. Основная претензия — к нынешнему руководству коллектива, допустившему выход на экран такого телепродукта под названием «Берёзка». Тем не менее вот что услышал я от директора ансамбля Сергея Героновича Азовского:

— Молодёжи наша с вами «Берёзка» неинтересна. Для неё это скучно. А сериал посмотрят. И после этого, надеюсь, заглянут в интернет, чтобы увидеть наши танцы.

Тем не менее почему же лучшие танцы «Берёзки» во всей их красе не появились в самом сериале? Лишь какие-то фрагменты, куски, обрывки…

Не потому ли, из-за чего за последние три десятка лет русские народные хоры и ансамбли исчезли с телеэкрана и из радиоэфира? Исчезли русская и советская песня, русский и советский танец — под навалом пошлой попсы, под напором безумной американизации всего и вся. Даже поют ныне довольно часто по-английски, а не по-русски.

В целом, докатились. Оказывается, для молодёжи русский танец не интересен. Скучен! Сам директор «Берёзки» это подчёркивает. Именно он, насколько я понимаю, организовывал участие артистов ансамбля, включая свою жену, в съёмках телесериала. Не это ли и стало своего рода платой за «бренд»? Или частичной платой…

По-моему, чересчур дорогая (да что там — неприемлемая!) оказалась в конечном счёте цена. Во всяком случае, когда я спросил художественного руководителя ансамбля, как же можно было дать разрешение на производство ТАКОГО сериала под ТАКИМ названием, Мира Михайловна с явной, как мне показалось, горечью ответила: «Меня от этого отстранили. Мне даже сценарий не дали прочитать».

Послушайте, тем не менее разве это нормально? Или теперь уже все нормы отменены?


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля