Последние новости

Реклама

Юрий Поляков в литературе и в кино

Каждое произведение известного российского прозаика, публициста, драматурга, редактора «Литературной газеты» становится событием. Его пьесы идут в театрах — столичных и провинциальных, по ним снимаются фильмы. Недавно в Центральном Доме литераторов прошёл предпремьерный показ картины «Соврёшь — умрёшь» по пьесе «Одноклассница», которую представили Юрий Поляков и съёмочная группа во главе с молодым осетинским режиссёром и продюсером картины Аланом Догузовым.

Эта площадка и её аудитория не случайно выбраны для первого представления картины:
- Жизнь прошла быстро, сам не заметил, как стал ветераном Дома литераторов,- признался Юрий Михайлович. — Я был когда-то секретарём комсомольской организации Союза писателей СССР и одним из самых молодых членов этой организации. Здесь впервые выступал со стихами году в 73-м или 74-м. На чей, если не на писательский суд вынести наше совместное с Аланом кинопроизведение? Фильм «Соврёшь — умрёшь» снят по мотивам моей пьесы, которую поставили более чем в пятидесяти театрах разных городов, в основном, под названием «Одноклассники».

В Москве она с успехом идёт в театре Российской армии уже 8 сезонов. Когда мне позвонил Алан и сказал, что желает снять фильм, я не удивился, потому что и другие мои пьесы, например, «Левая грудь Афродиты», «Сто дней до приказа», «Замыслил я побег», «Небо падших», «Апофигей» стали фильмами. Замысел молодого режиссёра, которым он поделился, мне понравился, а особенно его вдохновенный запал, потому что режиссёры редко возбуждаются — они люди флегматичные, как правило. Мы ударили по рукам, и вот не прошло и двух лет, как фильм появился. Он уже побывал на некоторых фестивалях, я думаю, у него будет успешная фестивальная судьба, но самое главное, надеюсь, он будет интересен, близок тонально зрителям. В нём затронуты сложные социальные вопросы современного общества. Это история о несовершенстве целого поколения вчерашней молодёжи, завтрашних стариков, потерянных сегодня. У каждого зрителя есть возможность оглянуться вокруг, осмыслить свою жизнь и как-то поменяться, быть может, сменить окружение. Герои картины побуждают к этому. Алан Догузов собрал молодых ярких творческих людей, между которых исполнители главных ролей Артём Ткаченко, Алексей Анищенко и Алеса Качер. В талантливой команде артисты Андрей Бероев, Ирина Баринова, Александр Печенин и сам Алан Догузов, какие воплотили на экране созданные мною образы. Под стать молодым — заслуженная артистка России Земфира Цахилова, которая сыграла мать главного героя-инвалида. Воплотить замысел режиссёру помогли операторы Аркадий Збруев и Алан Касоев, композитор Алана Такасон и художник Станислав Хубецов.

Картина «Соврёшь — умрёшь» открывала XXII российский кинофестиваль «Литература и кино» в Гатчине. Судя по отзывам в прессе, она затронула своей острой социально-психологической нотой. В ней непростая история целого поколения людей, обстоятельства жизни которых круто изменили их жизненные позиции, заставили идти на компромисс с совестью, принципами. Актёрам удалось создать яркие персонажи — от пьющего бездомного стихоплёта до упивающегося властью денег олигарха, от готовой на всё ради сытой гламурной жизни красотки до запутавшейся в жизненных коллизиях бывшей отличницы, история роковой любви которой стала основой почти детективного сюжета.

Алан Догузов не только приложил руку к сценарию, адаптировав его по благословению автора пьесы к экрану, но и сыграл роль одного из одноклассников — священника. Кстати, по совету Юрия Полякова. За что ему благодарен. Но особенно за то, что доверил молодому режиссёру перевести литературное произведение на кинематографический язык.
 — Я, конечно, надеялся на такой благоприятный исход,- признался Алан. — Хотя некоторые в нём сомневались Ведь Юрий Поляков обласкан вниманием кинематографистов, он — живой классик, один из ведущих писателей России. Его произведения брали за основы фильмов многие известные режиссёры — Станислав Говорухин, Сергей Снежкин, Хусейн Эркенов, Михаил Мамедов. Мне льстит, что наша картина «Соврёшь — умрёшь» стала юбилейной, 15 экранизацией произведений маститого писателя. Для меня опыт работы над пьесой Юрия Полякова и с ним самим стал большой школой и серьёзным творческим трамплином.

Как человек скромный, Алан умолчал об успешной работе в цыганском театре «Ромэн», ярких ролях в фильмах «Парни из стали», «Цвет неба», «Капитанские дети», «Десантура», «Молодой Волкодав», «Кармелита. Цыганская страсть». Его короткометражка «Воскресенье» получила «Золотой диплом» жюри VII Всероссийского кинофестиваля актёров-режиссёров и диплом международного кинофестиваля детективных фильмов «Детектив FEST».

Так что встреча двух талантливых людей — не случайность. Как не случайность и доверие Юрия Полякова молодому режиссёру: поддержка юных дарований — его творческое и человеческое кредо.

В основе сюжета фильма «Соврёшь — умрёшь» — встреча бывших однокашников, собравшихся отметить сороковой день рождения своего товарища, некогда лидера класса, его совести Ивана Костромитина. Юбиляр уже много лет прикован к инвалидному креслу из-за тяжёлого ранения во время армейской службы. Бывшие школьники представляют срез российского общества, в котором не каждому дано найти своё место, воплотить свои мечты, не потерять себя, не изменить своим идеалам. Бывшие соседи по партам оказались на разных ступенях социальной лестницы — представители буржуазии, пролетариата, духовенства, есть разночинцы и тонкая интеллигентская прослойка. Не случайно нищий клошара-поэт горько иронизирует по поводу слова «одноклассники», называя их «разноклассниками».

Название фильму дала детская игра «Соврёшь — умрёшь», своего рода заклинание: магическая формула, обязывающая на любой вопрос говорить голую правду. Волей-неволей героям приходится доставать «скелеты из шкафов». Автор пьесы, а вслед за ним и режиссёр картины вскрывают нарывы комплексов, какие увязли в школьном прошлом с неумирающей первой любовью, дружеской привязанностью и коварным предательством.

Успех произведений Юрия Полякова обусловлен тем, что в основе каждого из них, как он сам признаётся, собственный опыт. Пришедший не только с годами, но и в общении с единомышленниками. Между которых и известные кинематографисты.
- Мне довелось писать сценарий с Евгением Габриловичем. Он мне сам, кстати, позвонил и пригласил в Дом ветеранов, где жил. Предложил написать сценарий по «ЧП районного масштаба». Я ответил, что поздно: картину уже снимают. Решили оригинальный сценарий написать.

О начавшейся перестройке, о том, как может развиваться судьба человека, который поверил в благо задуманных перемен. Снимать должен был режиссёр Леонид Эйдлин, а в главной роли — Ирина Муравьёва, его жена. Картина под неё делалась во втором объединении Наумова. И мы писали почти год. Я там жил, откуда и появился образ Дома ветеранов культуры. Смесь подобных домов — в Переделкине, в Болшево, в Софрино. Написали сценарий. Это был конец 86-го или самое начало 87-го. По логике развития характеров, отношений мы пришли к абсолютному такому художественному выводу, что всё происходящее ведёт к краху, что на поверхность всплывают негодяи — как ни странно, при всеобщем стремлении улучшить жизнь. А люди приличные на дне оказываются. Наша героиня в успех перестройки поверила. Действие происходило в райкоме партии. Хотелось вернуться снова к образу коммуниста, причём неформально. Сравнить, как он своё дело тогда делал и как делает сейчас. Ведь тогда его убили не за преданность ленинизму, а за девушку. Что было по тем временам достаточно смело. У нас в основе также любовь — героини-коммунистки с руководителем авангардного театра, который её цинично предаёт. Получилась грустная лирическая история. Габрилович — мастер такого кружения сердца. Мы — радостные, режиссёр потирает руки. Ирина похудела, чтобы сняться. И вот — заседание худсовета, на которое привезли Габриловича.

И понесли нас по кочкам так, как не носили в самые партийные времена. Клевета на перестройку — и всё тут! Картину закрыли. У нас много говорят о том, что клали на полку при Советской власти, но помалкивают о том, что либеральная цензура в середине перестройки процветала по полной схеме.

И мы были первыми жертвами этой либеральной цензуры. Габрилович после разноса слёг. Живой классик, живая энциклопедия мирового кинематографа — и вдруг его сценарий закрывают, а нас объявляют диверсантами перестройки. Если бы данный фильм вышел, который, кстати, назывался «Всё будет хорошо», это было бы первое предупреждение: что-то мы не то, ребята, делаем.

Потом я писал сценарий с Меньшовым. Не написали. Всё ушло в разговоры. Потом писали с Говорухиным «Ворошиловский стрелок» по повести Пронина «Женщина по средам», я там диалоги прописывал. Первооснову, кстати, забыли, многие думают, что это оригинальный сценарий.

Так вот, когда я писал сценарии с разными людьми, понял, что самое интересное в этом процессе — разговоры, какие ведутся между соавторами. Масса историй рассказывается, выстраиваются какие-то космогонические модели, политические системы. И я захотел рассказать о том, как зарождается жизнь будущего киномира. Поэтому данный замысел соединился с первоначальным в «Грибном царе», и получился роман, в котором отразилась моя долгая борьба с криминалом на писательской ниве.
- Роман о том, что уже произошло, или предсказание, что будет, предупреждение?
- И не то, и не другое. В нём есть мой взгляд на советскую эпоху, на советскую систему взаимоотношений, ценностей в промежуток времени перестройки, нашего трагического распада. И мир современных думающих людей, идей, какие бродят. Мне хотелось написать такую современную вещь, чтобы прочитавшие её через 20 лет поняли, как люди нашего времени относились к происходившему. Мы читаем Достоевского, Чехова, писателей второго ряда — Короленко, Боборыкина и понимаем, чем жила та интеллигенция. Почему меня не устраивает постмодернизм наш? Потому что прочитаешь — и непонятно, про какое это общество, про какое время, когда это всё было? Литература не может быть мейнстримом. А её пытаются таковой сделать всеми силами, правдами и неправдами. Нет у меня никакого предупреждения, это вещь не публицистическая. Хотя герои у меня очень много говорят на политические темы. Если вспомните Тургенева и других, то у них очень много спорят о политике. Это для XIX века было нормой, а в наше время сошло на нет: все знали, чем заканчивались споры на политические темы. Политическая острота, как ни странно, при наступившей абсолютной свободе, кстати, ещё при коммунистах, когда отменили цензуру, перешла из литературы в публицистику, в телевизионные дебаты.

Юрий Поляков давно свой человек в Крыму: активно участвует в Международном ялтинском телекинофоруме «Вместе». Задолго до «Крымской весны» признался, что наш полуостров для него — важная часть русского исторического и культурного пространства, часть России.

И вполне возможно, что в одном из новых произведений действие будет происходить в Крыму.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля