О
посещении «Детской городской поликлиники №39» мы побеседовали с депутатом
Московской городской Думы Николаем Зубрилиным.
«Экскурсия вообще
интересное дело, а если вы посещаете такое учреждение как детская поликлиника,
то это вдвойне интересно с учётом проводящейся так называемой оптимизации
московского здравоохранения. Детскую городскую поликлинику №39 мне довелось
посетить 29 мая вместе с депутатом Московской городской Думы Картавцевой
Ларисой Руслановной. По результатам «Отчёта за 2014 год» поликлиника оказала медицинскую
помощь детскому населению в количестве 45565 человек.
«АЦ ГБУЗ «ДТП №39»
является клинической базой кафедры лечебной физкультуры, спортивной медицины и
физической культуры; кафедры поликлинической и неотложной педиатрии. Кафедры
общественного здоровья и здравоохранения РНИМУ им.Н.И. Пирогова».
Плановая мощность 320
посещений в смену, фактическая мощность 394 посещения в смену. Поликлиника
обслуживает 20 дошкольных учреждений с общим количеством детей – 3375 человек,
6 школьных учреждений с количеством детей – 4670 человек, 2 колледжа с количеством
детей – 441 человек. При поликлинике работает молочно-раздаточный пункт. В МРП
проводится бесплатный отпуск продуктов питания по заключениям врачей, для
отдельных категорий детей и женщин, являющихся жителями Москвы. Укомплектованность
врачами всех специальностей – 89%, средним медперсоналом – 71%, младшим
медперсоналом – 60%.
Изучив (насколько это
возможно непрофессионалу) цифровые показатели, статистику, отчёты и информацию
моё внимание привлекло следующее: «…структурные реформы в медицине проводятся,
чтобы избавиться о неэффективных расходов, оптимизировать сеть больниц и
поликлиник, за счёт этого обеспечить дальнейший рост зарплат медицинских
работников, а главное, повысить качество медицинского обслуживания».
В 2014 году из поликлиники
№39 уволились по собственному желанию
врачи - 25чел., средний медицинский персонал - 33чел., младший медицинский
персонал - 6чел. Итого уволились: 64 человека, из них получили уведомление о
сокращении - 3 человека, как указано: «в целях оптимизации кадрового состава и
повышения медуслуг из штатного расписания исключены должности среднего
медицинского персонала - 3 медсестры».
Во время посещения
поликлиники во дворе медучреждения накануне «Дня защиты детей» проводились
детские игры, администрация поликлиники позаботилась о праздничном оформлении
прилегающей территории, детей и их родителей развлекали весёлые затейники. Было
видно что детям нравится игровая программа. Кто-то рисовал на асфальте, другие
принимали участие в подвижных играх, третьи в силу маленького возраста
радовались праздничному представлению сидя в детских колясках. Находясь в
поликлинике мы также провели небольшую акцию по раздаче небольших подарков для
детей.
Мы были приглашены в
отделение медицинской реабилитации. Как я понял это связано с тем что некоторое
время назад была прекращена деятельность отделения реабилитации в другом
отдельно стоящем здании. Теперь со слов главного врача функционирование
отделения реабилитации проводится в одном месте - здесь.
Часть персонала
трудоустроена в этом отделении, часть уволилась по собственному желанию. Главный
врач поликлиники Павлова Светлана Викторовна сделала нас по отделению, показывала
кабинеты если мы проявляли желание их осмотреть. В кабинетах чисто,
оборудование готово к работе. Мы осмотрели кабинет массажа, гипокситерапии,
электролечения, электросна, водолечебницы и т.д. На возникшие вопросы о малом
количестве посетителей в коридорах и у кабинетов последовал ответ, что родители
приходят с детьми в определённое время поэтому единовременно нет большого
присутствия родителей и их детей.
Нам было
продемонстрировано рабочее место администратора у центрального компьютера,
который контролирует запись на приём к различным врачам и специалистам. На
экране отображались списки записавшихся, к некоторым специалистам записи были
более плотными, у других имелись так называемые окна. Это зависит от желания
посетителей и от уровня профессионализма специалиста, к которому больше желающих
попасть на приём, объяснила главный врач Светлана Викторовна.
Мне захотелось
поговорить с родителями детей. На задаваемые вопросы в кабинетах, коридорах, у
окошка регистрации родители выражали одобрение качеством обслуживания в этой
поликлинике. Я просил посетителей адресовать мне как депутату жалобы если
таковые имеются, однако у самих родителей и их 6-8 летних детей жалоб не оказалось.
Поговорили мы и об уровне заработной платы медицинского персонала поликлиники. Светлана
Викторовна сообщила о средней заработной плате между сотрудников в размере 80
тыс. рублей, нижний уровень зарплаты составляет 60-55 тыс. рублей. Это
подтвердила находящаяся рядом администратор поликлиники, к которой я обратился
для объективности, она заверила нас что получает в качестве зарплаты 60 тысяч
рублей в месяц.
Естественно я поинтересовался
у главного врача получает ли она жалобы от населения? Светлана Викторовна
ответила что конечно к ней поступают жалобы от населения, однако их мизерное
количество и они имеют мелкий или технический характер. Мне как человеку
выступающему за доступное и бесплатное здравоохранение захотелось задать вопрос
моим собеседникам о их отношении к проводимым реформам.
На сайте поликлиники
№39 имеется информация о перечне платных услуг населению и льготах в размере
25% если платными услугами пользуются инвалиды с детства и многодетные семьи.
Мной было выражено отрицательное отношение к платным услугам в медицине вообще
и в детской поликлинике в частности. Главный врач Светлана Викторовна объяснила
это вынужденной необходимостью зарабатывать. Депутат мосгордумы Картавцева Лариса
Руслановна врач высокой квалификации, много лет проработавшая главным врачём поликлиники
и сегодня являющаяся руководителем крупного медицинского учреждения, пояснила о
необходимости оптимизации системы здравоохранения. Это убеждение у неё исходит
из знания ситуации в московской медицине. После небольших дебатов по отношению
к реформе московского здравоохранения посещение детской поликлиники
завершилось. Каждый из нас остался при своём мнении относительно оптимизации
московского здравоохранения. Мы поблагодарили
главного врача детской городской поликлиники №39 Павлову Светлану Викторовну за
посвящённое нам время, пожелав всего наилучшего ей и трудовому коллективу
поликлиники.
Рассмотрим три
существенных показателя проводимой реформы. Первое - оптимизация (сокращение) расходов
бюджетных средств выделяемых на содержание системы здравоохранения г.Москвы, второе - оптимизация (сокращение) количества
врачей, медсестёр, технических работников, третье – оптимизация (сокращение) количества
больниц и поликлиник. При любых реформах есть непреложное правило которое
требуется учитывать - «не навреди». В данном случае следует предусмотреть как
отражаются на качестве обслуживания населения
новации и изменения в московской медицине?
Среди москвичей есть
стойкое негативное отношение к проводящимся реформам. Внедрённые правила о
обязательном посещении врача-терапевта нарушили устоявшуюся привычную схему для
пациентов. Диспетчеризация врачом-терапевтом потока больных удлиняет временной
промежуток между посещением врачебных
кабинетов.
Зачастую при такой
системе больной ожидает приёма нужным специалистом несколько дней. А в это
время болезнь или недуг продолжает разрушать здоровье. В промежуток времени ожидания может произойти осложнение.
При острой фазе заболевания пациента конечно примут как остро нуждающегося в медицинской
помощи. Тут возникает вопрос, кто виноват в обострении болезни? Объективно вины
медиков вроде бы нет, пациент получил
талончик, у него имеется дата и время посещения специалиста, а ухудшение
самочувствия наступило в промежуток времени ожидания. Однако, ведь этого кризиса могло и вовсе
не быть, если вместо периода ожидания пациент мог получить медицинскую помощь
немедленно, в день обращения и курс его
лечения был бы начат сразу, без
ожидания. Прежняя система в этом отношении представляла из себя более быструю и
более доступную медицинскую помощь для больных.
Объединение поликлиник привело
к тому что жители разных районов вынуждены добираться за несколько километров в
те учреждения, куда их направил доктор. Это отдаляет медицинские услуги от
населения, создаёт неудобства, увеличивает время посещения медучреждений. Вопросы
связанные с сокращениями количества медучреждений также вызывают много
нареканий. К примеру жители северо-восточного административного округа очень
сожалеют о закрытии городской больницы №11. О этой больнице всегда ходила
добрая, заслуженная слава между москвичей. И вот тут обнаруживается неискренность
рассуждений реформаторов что они якобы избавляются от «неэффективных, плохо
работающих больниц и поликлиник».
Медучреждения строились
в своё время с учётом плотности населения, в последние годы эта практика не
соблюдается в отличии от 80-х, 90-х
годов. За последние 15 лет Москва стала стремительно разрастаться в
территориальном плане и в количестве проживающего населения также. Количество
москвичей и количество проживающих в Столице России не одно и то - же! Есть данные что сейчас в Столице России
количество проживающего населения с учётом приезжих на заработки составляет 14
миллионов. И это оказывает негативную нагрузку на соцсферу г.Москвы. в т.ч. и
на систему здравоохранения. Есть мнение что в Столице России не хватает больниц и
поликлиник, не хватает специализированного медицинского оборудования, не
хватает врачей, хирургов, медсестёр, технического персонала. Однако реформаторы
вместо расширения сети медучреждений, наоборот их сокращают!
Несколько лет назад в
здравоохранении стали происходить негативные процессы, снижение финансирования,
снижение трудовой дисциплины, безответственность руководящего звена, снижение
контроля государственных органов власти за деятельностью чиновников от медицины.
Недостатки в медицине
не являлись отдельными случаями, такие процессы происходили и в образовании и в
системе ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО), и в промышленности. Любой
реформатор сейчас сразу скажет: «при социализме бюджетные средства
распределялись «неэффективно» и сейчас в рыночных условиях когда государство «не
имеет возможности» содержать систему здравоохранения, равно как и систему
образования, остаётся проводить реформы, а это неизбежно приводит к сокращениям
штатов, сокращению количества зданий и сооружений находящихся на балансе
министерств и ведомств». И тут возникает следующий вопрос: куда делись денежные
средства на какие ранее содержалось
здравоохранение? «Если деньги где то убывают- в другом месте прибывают»!
Распределение денежных
потоков происходит при определённой системе. Сейчас создана система позволяющая
перекачивать сотни миллиардов рублей в
карманы олигархов. А ведь данные сотни миллиардов рублей можно было направить в
бюджет страны, а оттуда данные средства можно направлять на финансирование всей
соцсферы. Что получается - в стране создана группа олигархов, однако в то-же время
люди лишились бюджетных денежных средств на содержание бесплатного
здравоохранения, образования и доступного социального жилья!
Давайте зададимся
вопросом, можно-ли честно заработать за год несколько миллиардов рублей?
Конечно нет! Такие суммы можно только присвоить, используя при этом некие
недостатки в законодательстве, в частности
пролоббированные и принятые
законы способствующие сомнительному обогащению «эффективных собственников».
Созданы тысячи паразитирующих на населении России финансовых структур,
различные страховые компании, финансовые фонды, ипотечные системы, коммерческие
банки и т.д. Конечно, в условиях рынка все данные явления неизбежны и допустимы,
однако, во всём должна быть мера.
Людям необходимы
несколько условий для достойного проживания - бесплатное здравоохранение,
бесплатное образование, бесплатное социальное жильё всем нуждающимся и рабочие
места! Данные условия может создать только государство! Все разговоры о том, что «каждый
сам должен устраиваться и зарабатывать на жизнь» не стоят ничего, если мы
прочтём Российскую Конституцию. А исходя из объективного права на наследство,
все мы имеем право пользоваться имущественным наследием СССР, однако почему-то наше
наследие растащили те, кто к его созданию не имеет никакого отношения! Всё
создавал народ, он и должен пользоваться результатами труда своих предков. Ведь
это не честно, когда колоссальные материальные результаты 70-ти летней
деятельности советской власти присвоила кучка жуликоватых реформаторов.
В государстве созданы
условия для обогащения нескольких сотен олигархов ежегодно зарабатывающих
миллиарды, и не созданы условия для достойного проживания народа. А ведь на
содержание системы здравоохранения требуется всего несколько процентов от суммы
доходов одного олигарха. Почему люди
должны платить из своих копеечных средств за лечение, а олигархи получают
незаслуженные сверхдоходы? И опять возвращаемся к тому, кто виноват и что
делать?
Эту систему создало
государство, и оно в силах её изменить, т.е. оптимизировать. Уже много слов
говорилось о социальной ответственности бизнеса, много копий сломано
вокруг доходов от природной ренты а воз
с миллиардами рублей и ныне там - у олигархов.
Считаю что система
здравоохранения должна быть бесплатной и доступной. Поликлиники, больницы
должны быть обеспечены высококачественным медицинским оборудованием, количество
медучреждений должно быть достаточным с учётом плотности проживающего населения
в районах.
Нет никаких оснований
переводить на коммерческую основу государственные медучредения. Нельзя
предоставлять платные медицинские услуги в государственных поликлиниках и
больницах. Наличие платных услуг в государственных поликлиниках и больницах –
путь к коммерциализации всей системы здравоохранения, путь к злоупотреблениям и
коррупции.
Возможность обогатиться
на предоставлении платных услуг населению совращает сотрудников государственных
медучреждений, снижает уровень ответственности за результаты своей работы и
способствует снижению авторитета благородной профессии врача. Государство
обязано обеспечить работников медицины достойной зарплатой, достойными
условиями работы, социальными гарантиями и обеспечить их бесплатным социальным жильём
в строгом соответствии с Конституцией России.
Платная медицина должна
существовать параллельно, за счёт самоокупаемости, именно такое условие будет
составлять настоящую конкуренцию государственной медицине. Существование двух
форм собственности в системе здравоохранения будет обеспечивать качественное и
бесплатное обслуживание основной массе населения, и предоставлять возможность
бизнесу предоставлять платные медицинские услуги желающим в частных
поликлиниках и больницах.
Тут также требуется
соблюдать условия о запрете приватизировать существующие государственные
поликлиники и больницы. Решение о объединении поликлиник и больниц принятые в
рамках оптимизации требуется отменить, потому что это в перспективе приведёт к
закрытию появившихся филиалов. Все поликлиники и больницы требуется сохранить,
вернуть уволенных сотрудников, увеличить финансирование здравоохранения,
навести порядок в управлении здравоохранением в министерствах, ведомствах и
департаментах. Будет неплохо если итогами «оптимизации» здравоохранения
займётся Генеральная Прокуратура Российской Федерации».