Последние новости

Реклама

Улицы разбитых фонарей

Отношение горожан к той части Симферополя, которую принято называть «старым городом», всегда было неоднозначным. Одни любят данный район за самобытность и колорит, другие ненавидят из-за отсутствия элементарных удобств и разруху. Одни говорят, что «старый город» пора реконструировать и показать наконец туристам, другие, напротив, желают сравнять его с землёй и отстроить заново. Вот и новый глава Симферопольской городской администрации Геннадий Бахарев заявил недавно о планах построить на месте старых кварталов новые микрорайоны.

- Снесут, говоришь, и построят на этой земле высотки? Слушай их больше. Такой базар уже давно был. Лично я данную большую стройку 35 лет жду, с того самого дня, как переселился сюда со своей семьёй. Данную хату, в которой я живу, признали аварийной ещё в 85-м году, — рассказывает 65 летний инженер-механик Владимир Иванович, показывая на приземистое строение, покатая крыша которого торчит из-за неказистого, однако высокого каменного забора. — Думали, снесут её (хату) к чертям и дадут нормальную. Хрен там. Не снесли и не дали.

Владимир Иванович, ушедший пять лет назад на заслуженный отдых, — один из тех, кто не прочь разменять свой латаный-перелатаный дом на новую квартиру. Здесь, в «старом городе», который он любовно называет «шанхаем», об этом его желании знает каждая собака. Однако распрощаться с этими узкими, извилистыми улочками никак не получается.

Квартирный вопрос для него может решиться в будущем, если нынешние городские власти всё же отважатся на зачистку «старого города». Не так давно глава Симферопольской городской администрации Геннадий Бахарев озвучил идею строительства нового микрорайона на месте старых кварталов «малого Шанхая».
- Трущоб здесь быть не должно. Это совсем не красит Симферополь. Это один из самых серьёзных вопросов в городе. У нас есть задумка выстроить микрорайон и здесь навести порядок, — сказал симферопольский сити-менеджер в первых днях ноября.

Две недели спустя, отвечая на наши вопросы, он подтвердил серьёзность своих намерений, подчеркнув, что не просто «попробует» преобразить «старый город», а непременно это сделает. В обиде при этом, по его словам, никого не оставят. Жителей снесённых домов переселят в те самые высотки, что будут возведены на месте их старых, покосившихся  жилищ. Перспектива перебраться с «земли» хоть и в новую, однако всё-таки квартиру обрадовала, впрочем, далеко не всех обитателей «старого города».
- Это лицо нашего города, и я не вижу смысла в обезличивании Симферополя. Надо просто привести здесь всё в порядок. В наш район десятилетиями не вкладывалось ни копейки, так чего они теперь удивляются этой разрухе? — задаёт риторический вопрос Антонина, частная предпринимательница, живущая на одной из улиц «старого города». — Меня условия жизни устраивают, и никуда переезжать я не собираюсь.

Её можно понять. Променять добротный двухэтажный дом на квартиру захочет далеко не каждый. Однако даже те, кто живёт в домах поскромнее, грядущих перемен не очень-то и ждут. Людмила, проживающая по соседству с предприимчивой Антониной переехала в данный район 7 лет назад. Новость о грядущей «перестройке» районного масштаба застала её врасплох. Что такое жизнь в квартире, ей известно, и в «старом городе» она с семьёй обосновалась, приняв сознательное решение «спуститься на землю». Тут, мол, и машину есть где поставить, и вообще — сам себе хозяин. С другой стороны, условия жизни в районе никудышные.
- Сносить — не сносить? Не знаю. Может, и стоит на этом месте что-то новое строить, потому что тут такой гадючник, если честно, то смотреть больно. Однако переезжать обратно в квартиру нам, наверное, не хотелось бы, — рассказывает Людмила.

В экспертных кругах единства также не наблюдается. Мнения сходятся лишь в том, что со «старым городом» надо что-то делать. А вот что именно? На данный вопрос у каждого свой ответ. Архитектор-реставратор, член правления Крымской  организации Национального союза архитекторов России Ольга Сергеева, например, уверена, что разрушать «старый город» нельзя ни в коем случае.
- Это средневековая часть города — такая же, как в Таллине, Вильнюсе и Риге. Просто у нас она очень сильно запущена. Нельзя взять и вот так запросто снести часть городской истории. Надо заниматься благоустройством и реконструкцией этого района. Конечно, понадобится немало денег, однако Евпатория смогла же сохранить свою средневековую часть, несмотря на то, что она была в таком же диком состоянии, как и у нас. Теперь они гордятся этой частью города и водят туда туристов. Если мы застроим «старый город» высот­ками, то очень многое потеряем. Мы потеряем колорит Ак-Мечети, — уверена архитектор.

К слову, Ак-Мечеть — это название небольшого крымскотатарского поселения, возникшего здесь как минимум 10 столетий назад. Типично восточная застройка района, извилисто-узкие улочки, заборы, сложенные из бута, неказистые домики, стоящие на фундаментах, заложенных более 6 веков назад, напоминают об этой давней истории. Когда-то на месте нынешнего «старого города» располагался второй по административному значению город в Крымском ханстве. Впоследствии он стал той самой отправной точкой, откуда Симферополь начал свой рост. А значит, уничтожать его остатки — кощунство. Так считает Ольга Сергеева.

Глава симферопольской городской администрации готов спорить.
- Я понимаю, что «старый город» — часть нашей истории. Однако задам прямой вопрос: а скажите, что там сохранять? Я был там несколько раз за данный месяц. Причём мы туда выезжали и смотрели всё основательно. Как такового культурного наследия там нет. Надо приводить данный район в порядок. Может быть, кто-то и обидится  из проживающих там, однако это та территория, которая похожа на резервацию, какое-то гетто, — говорит Геннадий Бахарев. — Нет воды, канализации, газа, электричество подведено с нагрузками, превышающими допустимые нормы в 100 раз. Это пороховая бочка. Люди там понимают, что в таких условиях в XXI веке жить невозможно.

С последним утверждением не спорят даже местные жители, уверенные, что если бы городские власти раньше уделяли их району больше внимания, то и условия жизни были бы более достойными.

Внимания «старому городу» и вправду уделяли немного. По словам Ольги Сергеевой, в 80-е годы прошлого столетия, когда архитекторы создавали концепцию развития города, данную часть Симферополя отдали под саморегуляцию. Населению дали право самостоятельно решать, что сносить, что строить, а что перестраивать. Что из этого вышло, знает каждый, кто хоть раз бывал в «старом городе». Однако запущенность и разруха — это ещё не повод сносить всё подчистую. Получилось же во времена социализма реконструировать ту часть «старого города», что расположилась между улицами Кирова и Караимской. Удастся восстановить и данную. Было бы желание.

Историк и краевед Владимир Гуркович на вопрос «Стоит ли на месте «старого города» построить новый микрорайон?» однозначно отвечать не стал.
- Делать что-то со «старым городом» надо однозначно. Вопрос назрел давно. Однако действовать надо разумно. Прежде чем принимать какое-то решение, надо провести масштабные исследования градостроительного, архитектурного, межнационального и историко-культурного порядка. Надо сделать толковый и всеобъемлющий опрос жителей, узнать, чего желают они. И, конечно, надо, чтобы авторы идеи сделали детальное обоснование своей концепции. Объяснили, что они желают там построить и для чего это надо. Вот тогда можно будет разговаривать предметно, — поясняет свою позицию один из лучших знатоков городской истории.

Владимир Гуркович уверен, что легкомысленно относиться к вопросу о сносе «старого города» нельзя, ведь там расположилось немало памятников истории и архитектуры. Чего стоит одна только мечеть Кебир-Джами, которую по праву считают старейшим зданием в Симферополе!? А Караимская кенасса? А еврейская синагога?
А добрый десяток других не менее ценных с исторической точки зрения мест? Их также снести?
- Нет, — отвечает глава Симферопольской городской администрации. — Действовать будем избирательно, объектовно. Вы должны понять, что это не будет похоже на ситуацию, когда взяли одним махом, как со стола, смахнули всё и потом уже начали строить. Это будет избирательная, поэтапная работа. Мы сейчас выберем наиболее подходящую для решения наших задач территорию и с неё начнём. Однако то, что начнём — это точно. Я даже не употребляю слово «попробуем». Я говорю «начнём».

Когда именно «начнём», симферопольский сити-менеджер не уточнил. Сказал лишь, что возведение нового микрорайона на месте «старого города» — это планы «очень долгосрочные». А значит, ждать придётся немало. Жителям «старого города», впрочем, не привыкать, ведь о планах реконструировать или снести «симферопольский Шанхай» заявлял каждый чиновник, сидевший в кресле градоначальника. Впервые об идее строительства на месте «старого города» нового микрорайона заговорили в далёком 1979 году.

С тех пор так и говорят. Перейдут ли от слов к делу на данный раз? Дать однозначный ответ на данный вопрос не сможет ни один эксперт.

Владимир Иванович ждёт сноса...

...а Антонина желает сохранить лицо города.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 29 ноября 2014 | Разделы: События
29 ноября 2014

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля