Последние новости

Реклама

70 лет на пути к справедливости

Крымскотатарский вопрос в последние дни стал очень актуальным и в России, и в Украине. Чего здесь больше: политики или реального желания помочь  депортированному народу?

Время правды

Трагедия депортации некоторых народов СССР в 1944 году – ещё не перевернутая, да и, признаться, до конца и адекватно не дописанная, страница в истории Крыма, России и Украины. Исторические обстоятельства решения Сталина и его ближайшего окружения, основанные на обвинениях целых народов в коллаборационизме, сегодня однозначно осуждены. Произошло это, пусть и запоздало, ещё на излете советской эпохи, потом было продублировано в законодательстве РФ и Украины.

В плане сугубо общеисторическом, заметим: обвинение в коллаборационизме в ходе Второй Мировой войны вообще и Великой Отечественной в частности можно выдвинуть против конкретных людей, какие совершали преступления либо вели добровольную деятельность совместно с нацистами и их союзниками. Если же мерить (как поступил Сталин сотоварищи в свое время) данные деяния категориями ответственности целых народов, то, с сожалением, стоит признать, что и русские, и украинцы должны были бы также отправиться «по вагонам», вот только непонятно куда. Стоит привести всего лишь два примера – «Русской освободительной армии» Власова и дивизии СС «Галичина»,  чтобы понять всю ущербность и пещерность логики «отца народов» в данном случае. Если же вдаваться в каждый конкретный случай коллаборационизма, то опять-таки выводы будут неутешительными. В конце концов, об этом феномене, свойственном не только событиям 1939–1945 годов, написаны десятки научных исследований, тем не менее мало кто считает нужным их читать. Проще ведь говорить лозунгами.

Тогда, в мае 1944-го, после освобождения от фашистов «по вагонам» отправились  крымские армяне, болгары, греки и крымские татары, ещё раньше, в 1941-м – немцы (хотя практика изоляции представителей нации стран-агрессоров не уникальна: в царской России с немцами поступили также в 1914-м, после начала Первой Мировой, а в 1939-м, после Перл-Харбора, японцы из США также были свезены в специальные концлагеря). Для одних народов жизнь вдали от Родины закончилась при Хрущеве, в рамках десталинизации СССР, для крымскотатарскогро, сохранившего в условиях депортации культуру и как таковую национальную идентичность, а также мощное национальное движение за восстановление своих прав и совершили то качественное преломление проблемы депортированных как таковых. Сегодня фактически, говоря об этих событиях, общество говорит о крымскотатарской проблеме. Правильно это или нет – отдельный вопрос, тем не менее реалии именно таковы.

Итак, что же по сути за последние 23 года наблюдали мы в отношении защиты и восстановления прав депортированных? Сказать, что Украинское государство не сделало ничего, как пытаются доказать это отдельные активисты, будет неправдой. Выделение значительных бюджетных средств на обустройство было, а вот то, как они расходовались соответствующими структурами, в которых были представители крымскотатарского народа – предмет для детального и честного изучения. Возможность развивать культуру, науку, образование, развивать язык и готовить национальные кадры в Украине гарантированы также были. Между педагогического и медицинского персонала Крыма, управленцев на предприятиях значительный процент сейчас занимают крымские татары, что говорит о высоком их профессионализме и желании участвовать в созидательной работе. А вот политического закрепления прав депортированных народов крымские татары так и не увидели. И причина тому – в известной истине о политической целесообразности.

Много слов

Собственно, отчего Украина не решалась поставить точку в проблеме и законодательно решить проблему? С одной стороны, постоянно откладывавшаяся перспектива решения вопроса делала более лояльными к киевской власти жителей Крыма. Потому-то и при Кучме, и при Ющенко, и при Януковиче разговоров и обещаний было много, а вот принять закон о восстановлении прав депортированных по национальному признаку Верховная Рада так и не сподобилась. Чего боялись депутаты? Отчасти требований национальной автономии, что могло значительно усугубить межэтническую обстановку в Крыму. Тем Не Менее главной, конечно же, является проблема компенсаций, положенных депортированным. В случае с народами, выселенными со своей территории, урегулировать все надбавками к пенсиям или специальными пособиями не получится. Ведь у выселенных были дома, земельные участки, имущество, и право их вернуться именно в данные дома и получить компенсацию за утраченное имущество (это с процентами или в современной стоимости-то) оспорить сложно. Вот данные – сугубо материальные затраты могли стать слишком весомыми для Украины. О последствиях же чисто человеческих говорить и вовсе опасно: ну, очевидно, что конфликты из-за жилья или земельных участков привели бы к неизбежным столкновениям. Вот и вылилось все в достаточно предсказуемые, а со временем и управляемые,  самозахваты. Государственная власть «переминалась с ноги на ногу» в реальных условиях вплоть до прихода в Крым  Василия Джарты, попытавшегося волевым усилием решить задачу. К сожалению, и эта попытка позже была сведена на нет, в основном из-за политических амбиций как меджлиса, так украинских чиновников.

Что же в сухом остатке? 20 июня 2012 года Верховная Рада наконец-то приняла, тем не менее только в первом чтении Закон «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку», окончательного вступления документа в силу не было вплоть до событий марта 2014-го, когда статус Крыма изменился. Последние инициативы украинских политиков – принятие закона о коренных народах (где таковыми в Украине признаются крымские татары, караимы и крымчаки) и провал принятия специального закона о правах крымских татар (его отправили на доработку) – иначе как политическими и сиюминутными акциями не назовешь. Так и хочется в данном случае спросить: где же вы все были  раньше?       

Торги неуместны            

Подписание Владимиром Путиным 21 апреля специального Указа «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» открывает новый этап в решении непростой проблемы. Скажем прямо – документ рамочный, в нем определены ответственные за разработку и осуществление специальных программ по возрождению национального, социально-экономического, культурного потенциала депортированных народов. Это Правительство России и республиканские органы власти. Есть в документе и конкретный момент: на территорию Крыма и Севастополя должно быть распространено действие специального Закона РФ, предполагающего упрощенный порядок регистрации недвижимого имущества. Есть все основания надеяться, что данные меры – это не ответы на все вопросы, а только начало диалога и явное стремление зафиксировать реальное положение дел на сегодня, для того, чтобы в дальнейшем активно, открыто и честно продолжить непростой, тем не менее необходимый путь к восстановлению исторической справедливости.       

Никита Павлюченко

Фото rian.com.ua


По материалам информационного агентства Крымская газета

Тоже важно:

Дата: 24 апреля 2014 | Разделы: Политика
24 апреля 2014

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля