Последние новости

Реклама

Главные причины роста цен

Казалось бы, ещё недавно, глядя на автомобиль за миллион рублей, обычный россиянин чесал в затылке: «Дороговато... Купить - не купить?» Но уже давно ни цен таких нет, ни времени на раздумья. Сейчас так: увидел авто за более-менее приемлемые деньги - надо брать сразу, сообщает издание «Комсомольская Правда».

Судите сами. В прошлом году легковые машины подорожали на 24,3%, а если считать только иномарки - почти на 40%. В этом году рост будет ещё ощутимее: в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» говорят, что он составит 30%. Только за август на фоне повышения утилизационного сбора и падения руб-

ля цены на некоторые модели выросли на 20%. И это не предел, говорят продавцы: товар продолжит дорожать как минимум до начала зимы.

Первая причина: в августе увеличили ставки утилизационного сбора. Это своеобразная предоплата за последующую утилизацию автомобиля. Платят его все. Но отечественным производителям расходы через несколько месяцев компенсируются в виде госсубсидий, а иностранцам - нет. Так что, фактически, это дополнительная заградительная пошлина для импортных конкурентов.

Увеличение ставок дало к цене новых авто дополнительно от 33 тысяч до 755 тысяч рублей - в зависимости от объёма двигателя. В массовом сегменте (с объёмом 1 - 3 л) подорожание составило 122 - 562 тысячи рублей.

Вторая причина подорожания - ослабление рубля. За август он подешевел на 5%, а с начала лета - на все 20%. В результате подорожали не только импортные машины, но и отечественные: в них есть импортные комплектующие.

«Европейцев» стало меньше

больше всего, на 20%, в августе подорожали автомобили, которые ввозят по параллельному импорту. Это в основном немецкие марки.

"В цене на такие автомобили существенную долю составляет сложная логистика, она также подорожала из-за ослабления рубля", сказал «КП» автоэксперт Сергей Логинов.

Также, таких машин стало намного меньше. Как раз из-за изменения порядка уплаты утильсбора: с августа физлица, если продают машину ранее чем через 12 месяцев после её ввоза в Россию, должны выплачивать такой же повышенный сбор, как и организации. Прежде они были освобождены от этого оброка и неплохо зарабатывали на перегонке машин из-за границы. Теперь это стало невыгодно, говорит Логинов, и перегонщики ушли из бизнеса.

Те же машины, что официально продаются в России, подросли в цене на 1,2 - 14,3%. Меньше всего подорожали отечественные. «УАЗы» вообще не подорожали, а «Лады» - на 1,2 - 5,3%. Сильнее всего выросли китайские Great Wall: на 13,3 - 14,3%.

А вот «Москвич» подорожал на целых 10,1 - 11,4%, что вполне сопоставимо с импортными авто. Причина в том, что у «Москвича» больше импортных деталей, чем у вазовских моделей, потому он более восприимчив к колебаниям валютного курса.

Двигатель торговли

Удивительно, но рост цены не уменьшил покупательской активности. Наоборот, в августе было продано почти 110 тысяч новых автомобилей - на 14,7% больше, чем в июле, и в 2,6 раза больше, чем в августе прошедшего года. В сентябре покупатель чуть остыл, но рост продаж все равно сохранялся.

Всего по результатам года ожидается, что будет продано примерно 1 млн машин - так считает гендиректор одной из фирм, продающих авто, Андрей Терлюкевич. Это на 25% больше, чем за прошлый год. Причем примерно каждая вторая машина продается в кредит.

"Кредитные продукты в этот день пользуются на авторынке повышенным спросом, и интерес к ним продолжает расти", говорит замгендиректора по продажам новых автомобилей одного из крупных автосалонов Ренат Тюктеев. "Если же речь о массовом сегменте китайских брендов, то здесь доля автомобилей, приобретаемых в кредит, может достигать 90%. Это прежде всего такие марки, как Geely, Haval, Chery. Большая масса брендов предлагает рассрочки под 0%, кроме того, кредиты с минимальной (10 - 12%) процентной ставкой, субсидируемой производителем."

Покупка автомобилей в кредит становится все более популярной.

"За первое полугодие физлица оформили на 13% больше автокредитов, чем в докризисном 2021 году", сказала «КП» руководитель подразделений кредитования и страхования одного из автомобильных маркетплейсов Ольга Бондарева. "После повышения ключевой ставки автокредиты достигли 17 - 18%, а осенью из-за слабого курса рубля этот показатель может увеличиться до 25%. И, невзирая на это, мы прогнозируем, что уровень автокредитования к концу года может вырасти ещё на 14 - 16%."

ПРОГНОЗ

Что дальше?

"До конца года автомобили подорожают ещё на 10 - 20%", считает Андрей Терлюкевич.

К слову, не все «китайцы» сильно подорожали. Некоторые - лишь на символические 1 - 2%, в то время как другие - почти на 15%. Откуда такой разбег, ведь утильсбор и валютный курс действуют на всех в равной степени?

Оказывается, одни компании сразу включили дополнительные издержки в новые цены, другие делают это постепенно, чтобы не отпугнуть покупателя. Это отыгрывание будет длиться до конца осени, а может, и дольше.

"Осенью рост цен на автомобили абсолютно во всех сегментах будет продолжаться, даже учитывая стабилизацию курса рубля", сообщил «КП» Ренат Тюктеев. "Наибольший рост будет наблюдаться у автомобилей, которые поставляются по параллельному импорту. Китайские же марки, активно развивающие в России свои дилерские сети, ведут более сдержанную ценовую политику, и цены на их автомобили вырастут не так сильно."

То есть будет невысокий ежемесячный рост в течение нескольких месяцев. И в итоге также выльется в существенную прибавку по отношению к нынешним ценам.

Вдобавок имеют возможность возникнуть новые неблагоприятные факторы, которые сделают подорожание ещё более ощутимым.

"Принятые недавно США дополнительные меры в отношении отечественных автоконцернов имеют возможность усложнить наше партнерство с дружественными странами. В частности, увеличить логистическое плечо при импорте китайских авто в Россию", говорит руководитель дилерского направления одного из автомобильных маркетплейсов Евгений Житнухин.

Речь идёт о свежих мерах США, принятых 14 сентября. В черный список попали отечественные компании АвтоВАЗ, ГАЗ, «Москвич» и Sollers. Все они сотрудничают с китайскими автопроизводителями.

Меньше всего подорожают отечественные марки с большим количеством российских комплектующих - «УАЗ» и «ВАЗ». Утилизационный сбор их на практике не задевает, а ослабление рубля скажется только на импортных комплектующих.

ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ

Кредит - не переплата, а экономия

Сам я кредиты всегда обходил стороной. Как подсчитаешь, сколько придется переплачивать, тут же пропадает желание ввязываться в это дело. А может, зря?

Вот один наш коллега не убоялся и год назад купил себе китайский кроссовер Chery Tiggo 4 в комплектации TRAVEL. Базовая цена без каско, ОСАГО и других накруток - 1 734 900 рублей. Сейчас Chery Tiggo 4 в продаже нет, а пришедшая ей на смену Chery Tiggo 4 Pro в такой же комплектации стоит порядка 2,5 млн рублей, то есть на 765 тысяч рублей дороже!

Условия кредита такие: выплачивать 7 лет по 32 тысячи рублей в месяц. Получается 2 688 000 рублей. Переплата составит 953 100 рублей (2 688 000 - 1 734 900).

Казалось бы, жуть как много - почти миллион! Но с нынешним ценовым галопом получается, что если машина до конца года подорожает ещё на каких-то 200 тысяч рублей, что вполне реально, то выйдет как раз та сумма, которую коллега должен отдать вместе с переплатой за кредит за 7 лет. То есть при нынешних ценах это все равно что он купил бы машину в беспроцентную рассрочку. А если рост цен будет продолжаться и в следующие годы (а куда ему деться?), то удастся, что покупка в кредит обернулась не переплатой, а экономией.

;

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля