Последние новости

Реклама

Такой скульптор — один на миллион!

18 декабря исполняется 80 лет от момента рождения легендарного скульптора Вячеслава Яковлева, сообщает издание «Севастопольская газета».

Мемориал героической обороны на пл.Нахимова, триумфальная арка на ул.Генерала Мельника, горельеф «История флота» на фасаде кинотеатра «Россия» и знак «Покорителям космоса» на пр.Гагарина — без этих монументов трудно представить современный Севастополь. В то же время не каждый гость города, да и севастополец, сможет с ходу назвать имена их авторов. В преддверии памятной даты «Севастопольская газета» встретилась с сыном одного из создателей — легендарного скульптора Вячеслава Яковлева — Василием Яковлевым.

Бетон вместо гранита

— Его отец, мой дед, погиб на фронте. Они были москвичи, жили в районе Чистых прудов. Семья никак не была связана с искусством. Мать возросла в Сокольниках. Родители познакомились в институте. В столице России родилась сестра, а я — уже после переезда в Севастополь в 1967 году, — начинает рассказ Василий Яковлев.

В Севастополе его отец Вячеслав Яковлев оказался по распределению после окончания в 1963 году Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). Город у моря ему сразу понравился. Первое время семья жила в доме барачного типа на ул.Пожарова, где ныне находится супермаркет «Фуршет». Потом переехали в квартиру на ул.Дмитрия Ульянова.

— Художественно-производственные мастерские, где работал отец с матерью (она — архитектор), находились сначала на Матросском бульваре, потом — на ул.Репина. Я там провел полдетства. В этой глине мне было интересно ковыряться, — вспоминает сын скульптора. — И первая большая работа — Мемориал героической обороны 1941-42 годов на пл.Нахимова, приуроченный к 50-летию Октябрьской революции. На работу был объявлен конкурс, однако мало кто согласился в нем участвовать. Мой отец был беспартийный, никогда в творческих союзах не состоял, да и не стремился туда, однако, не побоявшись повышенного внимания и большой ответственности, взялся за выполнение этой работы.

На художественном совете его эскизы не приняли, посчитав их «сырыми», недоработанными. Но сроки исполнения истекали, так что мемориал установили по неутвержденному проекту. Кстати, в 1967 году у тогдашнего руководства города не нашлось денег на полноценную реализацию идеи В.Яковлева: вместо запланированного гранита памятник был выполнен из бетона. Кроме этого, скульптор не получил всего обещанного гонорара за свою работу. Выплаченный аванс ушел на оплату работы исполнителей: арматурщикам, лепщикам, каменщикам.

— Вариантов Поста №1 было штук десять. У меня хранятся дома эскизы разных вариантов. Учитывая короткие сроки, отпускавшиеся на исполнение заказа, отец всегда разрабатывал множество вариантов. Мемориал был создан в тандеме с архитектором Израилем Фиалко, с которым они конструктивно работали и общались. Матери все идеи отца нравились, она его во всем поддерживала, хотя своих советов не давала. У отца голова варила будь здоров, там нечего было подкидывать! В его голове был заложен талант. Такой, как отец, — один на миллион!

«Историю флота» испортили голуби

Не находя общий язык с руководством художественного фонда, В.Яковлев много работал дома.

— В квартире было все время глины по колено. Как будто постоянная стройка идёт. Маленькие модели — в 20-м масштабе — отец делал исключительно дома. Из досок сбивал щит, потом делал обрешетку, на неё накладывал глину и лепил маленькие модели, размером до двух метров, — вспоминает сын. — Большие монументальные вещи, такие как горельеф на кинотеатре «Россия», отец делал в натуральную величину в подвале дома на перекрестке улиц Большая Морская и Адмирала Октябрьского. Там огромный подвал на весь дом, куда грузовые машины имеют возможность заехать.

Кстати, горельеф под названием «История флота» (другое название «Защитники Севастополя») на фасаде кинотеатра «Россия» на пл.50-летия СССР не завершен: около 15 метров над центральным входом пустуют. Часть монумента, посвященная Великой Отечественной войне, существует только в виде эскизов и проектов.

— Не знаю, почему недоделали: денег не хватило. А сейчас все пришло в упадок, голуби загадили так, что фигуры не видны. В кинотеатре продают шубы, памятник заклеили частными объявлениями, — сетует В.Яковлев.

Лучший дед

С уходом на пенсию скульптор целиком отдался графической живописи. В основном его работы были посвящены цирковой жизни. Со слов сына, клоуны и дрессировщики были излюбленными героями работ В.Яковлева на протяжении всего творчества. Он рисовал до последнего — в декабре 1999 года его не стало. Кстати, в первый раз эти графические полотна были представлены на суд широкой публики на первой персональной выставке мастера в Художественном музее им.Крошицкого, правда, уже посмертной.

Василий Яковлев не пошел по стопам своего отца, избрав другую творческую направленность — модели кораблей.

— Мой сын — водитель троллейбуса — большой их фанат. Он женился на водителе троллейбуса. Мой отец участвовал в воспитании внуков. По той причине, что у нас была проблема с детским садом, то я приводил сына все время домой. Мишка — мой сын — обожал деда и от него не отлипал, чуть ли не сверху на нем сидел.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля