Последние новости

Реклама

Вадим Абдрашитов: Нельзя мыслить стереотипами

В Крым Вадим Юсупович приехал в делегации педагогов ВГИКа, какие поездкой по регионам России отмечают 95-летие учебного заведения, из которого вышли выдающиеся отечественные деятели киноискусства.

- Вадим Юсупович, вы так давно в кинематографе, что наверняка связаны творчеством и с Крымом.
- Конечно, не миновал данную замечательную кинострану, снимал в Феодосии, Судаке, Севастополе и Симферополе. В Севастополе на днях встретился не только со зрителями, однако и с военными моряками, какие помогали моей киногруппе снять в 1990-м ужасную сцену с потоплением пассажирского судна в картине «Армавир».
- Кто стал вашим «крёстным отцом» на режиссёрском поприще?
- Выдающийся режиссёр, педагог Михаил Ильич Ромм, в мастерскую которого мне посчастливилось попасть. Учитель высоко оценил мою первую студенческую работу — документальный шестиминутный этюд «Репортаж с асфальта», включил его в свой фильм, который был доделан уже после его ухода из жизни под названием «Всё-таки я верю».
- Легко поступили в престижный вуз?
- Мне повезло: поступал в то время, когда ещё не было чудовищного закона о платном втором высшем образовании. Человек имел право получить второе, третье высшее образование совершенно бесплатно, отработав три года по полученной первой специальности. И это было очень мудро: приходили люди с жизненным опытом, что очень важно для творческого человека. Я поступал во ВГИК в 25 лет. За плечами была работа на заводе электровакуумных приборов, где я за три года стал начальником большого цеха. Имел уже большой опыт кинолюбительства. Думал, буду самым старшим дядькой между молодёжи, а оказался средним по возрасту. Между нас были профессиональный писатель, мастер спорта по боксу, профессиональный актёр, лётчик-испытатель реактивных самолётов. И всего два выпускника средней школы.
- Ромм был доволен таким раскладом?
- Михаил Ильич любил смешивать совершенно разных людей по опыту, по творческим интересам.

У него учились Шукшин и Тарковский, Кончаловский и Соловьёв — совершенно разные люди, разные художники, пришедшие в кино не со школьной скамьи. От них молодёжь могла многое почерпнуть. По нынешним законам, к сожалению, идеальный абитуриент — вчерашний школьник. Поступают очень способные, даже талантливые молодые люди. Однако о чём они будут делать свои фильмы? Что они могут сказать зрителям?  Обычно они начинают копировать нечто виденное уже. Такие в основном уходят в телевидение. И делают всё то, что мы видим на экранах телевизоров. За редким исключением. Лучший вариант — когда человек начинает рассказывать о себе, о своих первых опытах социализации, то есть о дружбе, о коллективе, о преданности, о верности, о первых опытах чувства, о первой влюблённости. Это всё очень мило, однако зритель ждёт чего-то более существенного. Это серьёзная, я бы сказал, фундаментальная проблема. И касается она не только нашего, однако и театральных вузов, Литературного института, консерватории.
- Кто-то пытается данную задачу разрешить?
- Вот уже лет 15 пытаемся достучаться до тех, от кого зависит решение вопроса. Мы ведь не требуем каких-то дополнительных денег, просим об одном: чтобы люди с высшим образованием имели возможность поступать на общих основаниях на бюджетные места, на смыслообразующие специальности: у нас это — режиссура и драматургия, у музыкантов — дирижёрское и композиторское отделения. Эта проблема, кстати, на всём постсоветском пространстве разрешена только в Белоруссии. Лукашенко сделал это в течение нескольких дней после того, как узнал о ней.
- Вы ведь досрочно окончили ВГИК?
- Да, за четыре года. Курсовой фильм, который я делал по рассказу советского писателя, замечательного драматурга Григория Горина, прозвенел на всякого рода молодёжных фестивалях, и мне предложили им защищаться досрочно, а потом пригласили на «Мосфильм» работать.
- На «Мосфильме» сразу нашли себе дело?
- Не совсем. Целый год искал материал для полнометражной картины, перечитал много сценариев, выбрать не мог — всё было не моё. И вот совершенно случайно наткнулся на сценарий «Кто-то должен защищать» неведомого мне тогда автора — молодого Александра Миндадзе. На четвёртой странице понял, что буду это снимать, несмотря ни на что.

И получилась картина «Слово для защиты». В ней снялись молодые Неёлова, Янковский. Потом мы работали почти четверть века с Александром Миндадзе, сделали 11 картин.
- Вас устраивает подготовка выпускников средней школы?
- Да что вы! Современная школа безобразно выполняет свои функции, из неё выходят в основном совершенно необразованные люди, общекультурная подготовка которых просто на чудовищном уровне находится. И к нам приходят выпускники, за плечами которых нет ни хорошего образования, ни опыта жизненного.
- Сколько человек набираете в мастерскую?
- Много — аж двадцать. За границей — 5-6.
- В профессии сколько из них остаются?
- Статистика такая. До пятого курса человек пять уходят по разным причинам. Иногда выгоняем. Человек 15 остаётся. И дальше существует показатель одинаковый для всех стран: если из 10 человек выходит один более-менее заметный режиссёр, активно работающий, считается, что мастерская благополучная, учебная почва плодотворная. Исключение бывали в той же мастерской Ромма: плеяда Сергей Соловьёв, Андрей Смирнов, Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Витя Титов. Помимо того, что это был Ромм, что это были взрослые люди, ещё и то время помогало самореализации творческого человека. В это трудно поверить, однако это так. Нынче ведь нет в Конституции статьи о гарантированной работе по специальности выпускнику вуза. А при «страшной» советской власти она была. Сейчас из 15 выпускников в кино остаются три человека, остальные где-то растворяются.

В кино очень сложно стало пробиться. Единицы из моих учеников сделали это: Пётр Буслов («Бумер», «Антибумер», «Высоцкий. Спасибо, что живой»), Алексей Мизгирёв («Кремень», «Бубен, барабан»), Егор Анашкин («Тихий омут», «Жизнь взаймы»), Игорь Хомский («Очная ставка», «Неоконченный урок»).
- Что думаете по поводу возрождения Ялтинской киностудии в новом качестве — как о производственной базе, а не только предоставляющей услуги, как всегда было?
- Предоставление услуг, конечно, привычнее и легче. Однако успех в таком деле зависит от простого соотношения: цена — качество. Если услуги в Крыму будут дешевле, чем услуги в Марокко, в Египте, в Турции, естественно, продюсеры побегут сюда. Если будет дороже — не ждите. А для производства надо сначала подготовить людей. Киностудия — это прежде всего штат специалистов и хорошая техническая база.
- Воодушевлённые перспективами возрождения Ялтинской киностудии крымчане рвутся в бой — снимать своё кино. Как на это смотрите?
- Тут всё зависит от того, есть ли в Крыму современная проза, драматургия, есть ли писатели, какие пишут о сегодняшнем. Если да, то с кинематографом в Крыму всё будет нормально. Потому что основа кино — это идея и литературная основа.
- Работы кого из современных отечественных режиссёров создали на вас впечатление?
- Комедия Крыжовникова «Горько». Лёгкая по форме, однако с глубоким содержанием, а это один из залогов удачи — легко рассказывать о серьёзных вещах. Мне интересно, как работает режиссёр Николай Хамерики. Жду удач от своих выпускников.

А поклонники таланта режиссёра Абдрашитова ждут его новых картин.

Досье

Актёр, режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России Вадим Юсупович Абдрашитов родился в 1945 году в Харькове. Преподаёт во ВГИКе, где руководит мастерской режиссуры игрового фильма. Самые известные фильмы: «Остановился поезд», «Охота на лис», «Плюмбум, или Опасная игра», «Слуга», «Пьеса для пассажира», «Время танцора», «Парад планет». Обладатель многочисленных престижных призов международных фестивалей.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля