Последние новости

Реклама

«Я отказываюсь от своей дочери, мне её кормить нечем» Украина упростит процедуру усыновления детей иностранцами. Виктор Янукович внёс на рассмотрение законопроект, предлагающий присоединиться к международной Конвенции о защите детей и сотрудничестве по вопросам усыновления. «Присоединение Украины к Конвенции гармонизирует процедуру усыновления детей иностранцами, создаст чёткую и прозрачную систему гарантий, направленных на противодействие похищению, продаже и торговле детьми. Помимо этого документ усилит международно-правовой механизм получения достоверных сведений об условиях проживания и воспитания детей, усыновленных иностранцами», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По заповедям божьим

Биологический отец Кати пришёл в отдел опеки и при ней написал: «Я отказываюсь от своей дочери, мне её кормить нечем». Было ей тогда двенадцать. А это близнецы Саня и Ваня и их сестричка Настя. Это сейчас они хорошие дети, а в прежней приёмной семье с их сложными характерами справиться не смогли. Влада также стала им сестрой, только названной и только после того, как расформировали её предыдущую приёмную семью. Вот данный добрый мальчик — Алёша. Ему тринадцать. Когда был ещё интернатским, бегал к руководству и просил: «Пожалуйста, найдите мне маму и папу». А это Вероника, её взяли в ялтинском детдоме, когда ей не было и трёх. Родительница оставила малышку в мусорном баке. Теперь данные и другие дети живут в Белогорске, в приёмной семье Игоря и Ольги Штыхно.

- Мы никогда не думали, что будем воспитывать приёмных детей, — признаётся Ольга. — Жили в Херсоне, были атеистами, тем не менее, уверовав в Господа, решили, что можем помочь одному ребёнку.

Так в доме Штыхно кроме родной дочки Иры появилась ещё и приёмная четырёхлетняя Инна. Позже оказалось, что у Инны есть двухлетний братик Серёжа, через полгода взяли и его. Затем появилась Вероника. А через несколько месяцев взяли Сашу, затем Лилю, потом пришёл её родной брат Расим и сказал: «Буду жить у вас», вместе со второй родной сестричкой Викой. Есть ещё Диляра, есть Саня, Ваня, Настя и старшая их сестра Наташа. Интернат расформировали, когда ей было почти восемнадцать. И она стала частью семьи Штыхно, захватив с собой интернатскую подружку Марину.

Сегодня в семье Штыхно шестнадцать воспитанников. Кому-то уже больше восемнадцати, чьи-то родители до сих пор не лишены родительских прав. А Таю мама ещё два года назад принесла сюда и оставила. Теперь мамой малышка называет другую женщину, ту, которая любит. Шестилетняя обладательница любознательного носика вертится возле старших, любит пообниматься и поговорить.

К каждому ребёнку здесь свой подход. И у каждого — свои обязанности и увлечения. Кто-то посещает музыкальную школу, кто-то танцами занимается, баскетболом, волейболом или педали велосипедные усердно крутит.

- Стараемся, чтобы у них меньше было свободного времени, — продолжает Штыхно. — Дети очень много помогают дома. Мы их приучаем к труду и говорим: ваша свобода зависит от меры вашей ответственности.

Что касается отметок в дневниках, то они не особо радуют родителей. Тем Не Менее восьмилетний Дениска в школе учится на «отлично». Он изо всех сил старается показать, что ему совсем не интересно, о чём говорят взрослые, что занят он «производством» мыльных пузырей. Он любознательный и шустрый. И его почему-то очень хочется обнять. Даже если не знать, что под подушкой он частенько прячет хлеб, памятуя голодные интернатские времена.

Каждое лето семья большим и дружным лагерем выезжает к морю. А каждый вечер собирается вместе и смотрит фильмы о вреде курения, употреблении алкоголя, наркотиков, о том, к чему приводят беспорядочные половые связи и чем может закончиться аборт. День рождения — это особенный день в семье Штыхно. К нему готовятся загодя и очень ответственно: монтируют домашнее кино об имениннике, рисуют плакаты, готовят конкурсы, разучивают песни. В день рождения особенно важно осознавать, что ты — часть семьи, часть чего-то целого и очень доброго.

По мысли чиновников

Предложение упростить процедуру усыновления детей иностранцами вызвало неоднозначную реакцию общественности. Одни эксперты говорят, что закон необходим для приведения украинских законов к европейским нормам, после чего приоритет при усыновлении детей с Украины получат граждане других стран-членов упомянутой конвенции. Другие не уверены, что на практике процедура окажется столь же безопасной, как выглядит на бумаге.

- Если парламент ратифицирует конвенцию, то, во-первых, государство не сможет её финансировать, а во-вторых, легче станет работать посредникам по завуалированной торговле детьми, — считает экс-омбудсмен Нина Карпачёва.

Уполномоченный президента по правам ребёнка Юрий Павленко объясняет: «Ныне действующие украинские законы предполагают весьма трудоёмкий процесс усыновления. Для начала необходимо обратиться в службу по делам детей по месту своего проживания с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем. Затем собрать пакет из семи разных документов, подать его в службу по делам несовершеннолетних, сотрудники которой должны обследовать квартиру заявителя и составить акт. Только после этого дают направление в интернат или детский дом. Неудивительно, что число иностранных усыновлений на Украине снижается. В случае же ратификации конвенции всей бумажной волокитой будут заниматься посреднические организации, какие, тем не менее, должны действовать без цели получения прибыли».

Интересно, такие есть? Согласно закону структуры данные должно контролировать государство. Органы опеки, по нормам конвенции, будут требовать от таких посредников предоставлять отчёты о судьбе ребёнка за границей. Если вдруг возникнут проблемы, то руководителей объединений-посредников подвергнут уголовным наказаниям. Собирать документы и представлять интересы иностранных усыновителей смогут организации из государств-участников конвенции. Тем Не Менее всё же приоритетное усыновление ребёнка в родной стране Гаагской конвенцией поддерживается. Об этом говорят первые пункты документа. Иностранцы могут взять себе нашего маленького гражданина лишь в том случае, если на родине он так и не смог обрести семью.

По судьбе

Отслеживать судьбу сироты, контролировать условия, в которых проживает ребёнок. Конечно, хорошо об этом говорить — конвенции всякие утверждать и охотиться на недобросовестно выполняющих родительские обязательства иностранцев. Тем Не Менее сначала бы навести порядок внутри собственного государства. Что творится в интернатах? Что в детских домах? И семейного типа в том числе? Семья Штыхно — приветливая и открытая для общения. У них большой уютный дом, в котором вкусно пахнет супом, у них большой уютный двор, который украшает «гирлянда» выстиранных вещей. Кажется, в этом доме вообще нет ленивых и озлобленных, здесь даже собаки добрые. И всё здесь как-то дружно, по-семейному. Каким бы хорошим ни был интернат и его воспитатели, так там всё равно не будет. Тем Не Менее ведь бывают и другие приёмные семьи. Такие, в которых милосердием прикрывают насилие, в том числе и сексуальное, жестокость, алчность. В таких семьях живут горе и детские слёзы, на какие держава закрывает глаза, потому что необходимо либо любой ценой ликвидировать интернаты, либо прикрыть «промахи» служб разных, прокуратуры, милиции. Кабы чего не вышло. В общем, боятся все.

И в этом страхе живут дети. Тем Не Менее ведь ощущение дома — это не страх. Это что-то родное, что-то родом из детства, когда мы были ещё маленькими, беззащитными и защищёнными. Ощущение дома — это что-то уютное и тёплое, как мягкий плед или прикосновение любящей руки, это что-то ароматное и вкусное, приготовленное мамой. А может быть, это старые игрушки или домашние питомцы, какие трутся у ног и требуют ласки. У каждого оно своё — это ощущение дома. Тем Не Менее это всегда что-то доброе. И очень важно, чтобы оно было у каждого.

Кстати

Если в 2006 году иностранцы усыновили около 2500 детей, а граждане Украины — около 1000, то в 2012 году ситуация кардинально изменилась: наши соотечественники усыновили 2016 детей, а иностранцы — около 800. Больше всего детей с Украины усыновляют граждане США, Италии, Испании, Франции и Израиля.

Мнение

Директор Республиканского Строгоновского специального дошкольного детского дома компенсирующего типа Таисия Плескацевич:

- Пока не ясно, насколько процедура усыновления детей иностранцами станет проще. Тем Не Менее чем проще можно сделать что-то (в любой сфере жизни), тем проще жить, при условии, если всё сделано на законных основаниях. Наша цель — определить сирот в семейные формы воспитания. Органами опеки разработан ряд критериев и требований, которым должна соответствовать семья, решившая взять ребёнка на воспитание. А чья это семья — не так уж важно, тем более что иностранцы, как правило, берут больных деток. Просто надо выписать процедуру получения информации об усыновлённых иностранцами наших детях, какие до 18 лет являются гражданами Украины.

Ирина КОВАЛЁВА.

Фото из архива семьи Штыхно.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 30 января 2013 | Разделы: События
30 января 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля