Последние новости

Реклама

Евгений Чёрный

«Ребёнок начинает думать очень рано, по этой причине его нельзя оставлять один на один со сказкой или мультиком»

Об этом сообщило издание «Крымская газета».

В преддверии Дня защиты детей «что такое хорошо и что такое плохо» мы спросили у учёного-психолога

к примеру, с деканом факультета психологии Таврической академии КФУ имени В. И. Вернадского Евгением Чёрным мы порассуждали, чему и как надо учить детей, какие им сказки читать и мультфильмы
смотреть.

Почему Кощей не такой уж и злодей

Не так давно первый заместитель председателя Центрального банка России Сергей Швецов осудил русские сказки о золотой рыбке и исполняющей желания щуке за формирование у населения веры в лёгкую наживу и создание помех для повышения финансовой культуры граждан.

– Даже в условиях определённой финансовой грамотности люди всё равно будут делать неправильные вещи. Мы детям рассказываем про золотую рыбку, про щуку. Вот смотрите: старший брат работает – он дурак, средний брат работает – дурак, младший сидит на печи, дальше он ловит щуку – у него всё хорошо. Это из детства переходит с возрастом в плоскость отношений с финансовым рынком. По этой причине надо сказки менять, понимаете. Мы должны отказаться от этого бэкграунда – обучать детей халяве. Это крайне важно, – сказал Швецов и призвал менять сюжеты сказок.

При этом, по мнению Евгения Чёрного, русские сказки имеют другой посыл.

– Слушая сказку или посмотрев мультфильм, какие-то чувства, личностные качества персонажей ребёнок, вне всякого сомнения, схватывает. Но какие качества главные для русской ментальности? Они также есть в наших сказках. Ведь что сделал Емеля? Он не убил щуку. Старик также не зажарил золотую рыбку, голодный Иван, который видит бегущего зайца, прицеливается, тем не менее не убивает его. Как, а также других зверей.

И после они ему помогают...

– Значит, нашим детям сказки всё же нужны?

– Наши сказки и мультфильмы в большинстве своём – замечательный образец воспитания в ребёнке человеческого отношения ко всему живому, это главное. Но, с другой стороны, те, кто придерживается мнения, аналогичного высказанному заместителем руководителя банка, также, в целом, правы. Обратите внимание на то, как в нашей стране вольно или невольно поддерживается непрофессионализм. Допустим, необходимо специалист в ту или иную организацию. Однозначно надо взять человека хорошего, нормального, а не, извините, сволочь какую-нибудь. А если эта сволочь профессионал? Всё равно лучше возьмем того, кто нам ближе по человеческим, личностным качествам. Также мы не можем быть достаточно жёсткими менеджерами, когда избавляемся от людей, которые не профессиональны, но хорошие. Пусть побудут. По этой причине всё неоднозначно и диалектично. Всё-таки наш менталитет больше основан на чувствах, душевных каких-то качествах.

– Всегда сказки и мульт-фильмы, которые смотрит ребёнок, должны быть «правильными»?

– Ребёнок находится в ситуации постоянного влияния самых разных источников. И мы не можем формировать его личность подобно тому, как лоцман по фарватеру или по карте проводит корабль. Так не получается. Этих влияний огромное количество. И сказки, и мультфильмы, пример родителей и сверстников – то есть всё, что видит и ощущает ребёнок, формирует его личность. Это конгломерат очень сложных влияний. И что ребёнок оттуда выхватит как ключевое, в реальных условиях невозможно предугадать. Надо наблюдать за ним. Например, во многих случаях маленькая девочка смотрит на Машу из мультфильма и начинает ей подражать. Почему? Так она такая же, непосредственная.

– А детям легко понять, хороший тот или иной герой мультфильма, сказки или плохой?

– Дети именно так и растут: от когнитивной простоты идут к когнитивной сложности. По этой причине с детьми надо обсуждать, объяснять им увиденное, требуется «включаться» в их восприятие. Ведь  во многих случаях ребёнок теряется, не знает, как воспринимать того или иного сказочного или мультяшного героя, тогда ему требуется сказать – да, Кощей злобный. Но почему он стал таким? Как ты думаешь? Об этом надо говорить с ребёнком. Кстати, Кощей, фактически, такой трикстер, это тень добрых героев. Он обязательно должен быть в сказке. Так же, как и в жизни, где мы не видим только каких-то золотых, замечательных, добрых людей. Есть люди сложные. Такой человек, для примера, может быть для своих близких добрым, любящим, а на работе – злодеем. И когда дети начинают пробовать понимать мотивацию, истоки тех или иных поступков, поведения, именно тогда они развиваются, их мозг, сознание, личность зреют.

– Современные мультики также наиболее часто поучительные. К примеру, «Фиксики»...

– А сюжеты советских мультфильмов больше построены на отношениях, душевности, а не на технических сторонах вопроса. Потому что это главное. Ребёнок существует в системе  взаимоотношений. И здесь у него появляются проблемы, а не в общении с приборами. Сегодня наши дети чуть ли не с двух лет начинают общаться с техникой, причём делают это достаточно умело. А в пять лет они уже обгоняют в этом вопросе взрослых. А вот в системе отношений и у маленьких детей, и у больших, и у взрослых людей во многих случаях появляются проблемы. По этой причине сказки, по большому счёту, не меняются, потому и живут.

– Значит, советские мультфильмы, на которых выросло не одно поколение, ещё не устарели? Наши любимые герои Волк, Заяц, бременские музыканты по-прежнему актуальны?

– Конечно актуальны! Они устарели только в смысле языка мультипликации. Когда ребёнок уже насмотрелся другой графики и привык к другой скорости перемещения тех же героев, он может не воспринимать их. Но если ему давать смотреть данные мультфильмы чаще, он привыкнет к их языку и будет их смотреть с удовольствием. И потом есть разные дети.

Зачем сказкам неоднозначность

– А западный детский контент, те же мультфильмы надо как-то фильтровать? Для ребёнка с российским менталитетом лучше всё-таки отдавать предпочтение своим?

– Сложно представить, как можно данный процесс фильтровать. В замечательных диснеевских мультфильмах – классике мультипликации – также есть отношения, личность, а добро и справедливость всегда побеждают. Почему же их не смотреть? Но при этом обратите внимание: там есть герои непростые, временами противоречивые. Вообще, в лучших мульт-фильмах, независимо от того, кто их делал, всегда есть неоднозначность. Иначе это будет, извините, тупо даже для детей. Ребёнок начинает думать очень рано, по этой причине его нельзя оставлять один на один со сказкой или мультиком, с ним требуется их обсуждать, отслеживать движение его мысли, сознания, развитие его личности и корректировать. Мы, взрослые, это должны делать. Ведь мы не знаем изначально, как тот или иной эпизод, в целом мультфильм или книга повлияют именно на этого ребёнка. Тем не менее и сказки ребёнку читать надо, и мультфильмы он должен смотреть, поскольку это очень хорошая почва для дальнейшего формирования его человеческих качеств.

– А со сказками о золотой рыбке или щуке в воспитании детей и вправду пора заканчивать, как советуют некоторые?

– Конечно нет! Это часть нашей жизни, часть нас самих, это наша уникальность, наша отдельность, если хотите. Ну давайте тогда запретим все мультфильмы, сказки, стихи, где человек продолжает получать что-то за счёт своей доброты, а не в результате своего адского труда, и что у нас останется тогда? Ничего! Тут впору вспомнить ещё один наш мультфильм, созданный по стихотворению Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»: «...И  решила кроха: «Буду делать хорошо и не буду плохо». А самое простое и эффективное, что можно порекомендовать, – это чтение детям русских народных сказок, чем дольше, тем лучше. Там под внешней формой скрыты в образах данные самые правильные, если хотите, космические законы нашего функционирования. Дети впитывают их как губка. Полезны они и взрослым – помогают вычистить подсознание от мусора и негатива.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля