Последние новости

Реклама

Санкт-Петербург: «Нам не забыть, как завоёвано то счастье…»

17 апреля в 10.00 в Колонном зале Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена прошла Всероссийская историко-культурная конференция «Великая Отечественная война: человек, общество, государство», приуроченная к 70-летию победы СССР в Великой Отечественной войне.
Организаторами конференции стали Министерство образования и науки РФ, РГПУ им. А.И. Герцена, Правительство Санкт-Петербурга, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский институт истории РАН.

Всероссийская историко-культурная конференция «Великая Отечественная война: человек, общество, государство» познакомила общественность с героическими страницами одного из важнейших событий в истории России. На конференции были представлены последние результаты работы ведущих петербургских и московских историков, специалистов по истории Великой Отечественной войны. Работа конференции прошла на Пленарном заседании и 5 секционных площадках, где были рассмотрены ключевые вопросы истории Великой Отечественной войны.

В мероприятии принял участие один из главных организаторов, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель профильной комиссии по науке и высшей школе, декан факультета социальных наук Алексей Васильевич Воронцов, доклад которого мы публикуем ниже.

А.В. Воронцов: Духовные истоки Великой Победы




Каждая годовщина Победы над германским фашизмом – замечательный повод для раздумий и анализа тех причин и, если угодно, истоков, какие предопределили её неизбежность. При всей значимости экономических, социальных, военно-стратегических и иных факторов особая роль принадлежит факторам духовно-идеологического, нравственного порядка. Победа во всякой войне в конечном счёте обусловливается состоянием духа тех, кто на поле сражений проливает свою кровь. К пониманию этого пришёл всемирно известный писатель Фёдор Абрамов, 95-летие со дня рождения которого мы отметили в этом году, сражавшийся за Ленинград и получивший два тяжелых ранения. «Будущее литературы о войне, – отмечал он в одной из своих работ, – не столько в описании отдельных схваток и сражений (хотя и это немаловажно), сколько в углублённом осмыслении нравственных, идеологических и социально-философских основ минувшей войны». Это задача огромной важности. Особенно в нынешнее время, когда не только за пределами нашей страны (особенно на Украине, Прибалтике и многих других странах), но и внутри неё предпринимаются массированные усилия, чтобы извратить или затушевать подлинные причины великого триумфа 1945 года.

Перечитывая заново массу литературы, посвящённой Великой Отечественной войне, беседуя с ветеранами, невольно проникаешься желанием глубже понять сущность и величие нашей Победы. Почему именно Советский Союз смог одолеть столь могущественного противника? Каковы, в частности, духовные, политико-идеологические истоки Победы над фашизмом? Вопросы закономерные, если учесть, что вооружённые силы гитлеровской Германии и её сателлитов были значительно мощнее Красной Армии. К началу войны по численности вооружённых сил Третий Рейх превосходил советские вооружённые силы почти в 1,6 раза, по танкам - в 3, а самолётам – в 3,7 раза. На германскую военную машину работала на практике вся Европа (кроме Англии). Более того, в пользу агрессора действовал ещё один фактор, о котором маршал Г.К. Жуков писал: «…главная опасность заключалась не в том, что немцы перешли границу, а в том, что для нас оказалось неожиданностью их шестикратное и восьмикратное превосходство в силах на решающих направлениях, для нас оказались неожиданностью и масштабы сосредоточения их войск, и сила их удара».

Таким образом, всё или почти всё было обращено против СССР. Недаром Гитлер рассчитывал на достижение стратегического успеха уже к концу лета 1941 года. Но вопреки всему наша страна, понеся огромные потери (и об этом мы всегда будем помнить), не только выстояла, но и победила в смертельной схватке с сильным и коварным врагом.

Сегодня, как и 70 лет назад, можно с полным основанием и уверенностью утверждать: главным и решающим фактором Победы явился советский народ – новая историческая общность людей, объединившая все классы и социальные группы, все нации, народности нашей страны. Одно из качественных отличий новой многонациональной общности – сформировавшееся в основном и главном единство духовной жизни. Это единство при всей сложности, противоречивости и изменчивости самой духовной жизни поддерживалось и укреплялось благодаря некоторым константам, отражавшим сходство или совпадение коренных интересов всех советских людей независимо от их национальной принадлежности и социального положения. К таким духовно-идеологическим константам, в решающей мере определившим дух народа, его стойкость, мужество и массовый героизм, следует отнести прежде всего советский патриотизм и развитое интернациональное сознание.

Известный философ и социолог А. Зиновьев (по моему приглашению он выступал в нашем институте, замечу – диссидент, многие годы проживший в Мюнхене) справедливо отмечает: «Идеологически, психологически мы к войне были подготовлены блестяще, что и стало одним из факторов Победы. Но физической возможности подготовиться по-настоящему не было». Одним из первых факторов нашей Победы А. Зиновьев называет социальную систему, позволившую мобилизовать всю страну, а организацию системы в невероятно сложных условиях он называет в качестве второго фактора. Состояние населения можно выразить как «дух народа». Символы такого рода играли огромную роль в общественном сознании, и в массе, по крайне мере, в самой активной части населения, сложилось такое психологическое состояние, которое сломить было невозможно.

В Великой Отечественной войне победил советский человек - коллективист, человек высочайшего духа, для которого забота о будущем своей советской страны и заботы о лучшем будущем для всего человечества сливались воедино, и было высшим проявлением той всечеловечности, о которой говорил Федор Михайлович Достоевский в своей знаменитой речи о Пушкине при открытии памятника великому поэту в Москве в 1881 году.

Было бы насилием над исторической правдой не видеть большой роли большевистской партии и как фактора, обеспечившего единство многонационального народа, и как ведущей политической и духовно-идеологической силы, без которой Победа вряд ли была бы возможной. Кощунственны и абсурдны утверждения типа «героем (и жертвой) в Великой Отечественной войне был русский народ, а не Сталин и его компартия».

Быть коммунистом в ту пору означало не только высокую ответственность и служение, будь то ратный труд или работа в тылу, на пределе человеческих возможностей, но и готовность жертвовать собой. И это не просто патетика. Три миллиона коммунистов – это более 50% - сложили свои головы на полях сражений, защищая Родину. Комиссаров даже не брали в концлагеря, их расстреливали на месте перед строем.

В организации всенародного отпора фашистским захватчикам выдающиеся заслуги принадлежали И.В. Сталину и высшему военно-политическому руководству. Умалять и тем более отрицать данные заслуги – значит проявлять неуважение к подлинной истории своей страны. Да! Были репрессии ничем не обоснованные, в том числе и в армии, и знаю это не понаслышке, и не по литературе, телевидению и кино, а на примере судьбы нашей семьи.

В конце 20-х годов наша семья по линии отца была раскулачена, в 1938 году дедушка по линии матери был арестован и расстрелян, а мы дети и внуки считались на многие годы детьми врагов народа. Когда же началась война, отец одним из первых, не ожидая повестки, ушел защищать нашу Родину и не вернулся с фронта, а мать, имея пятерых детей, была связана с партизанским движением. Немцы задержали её с ребенком на руках, бросили в сарай и расстреляли бы, но подоспели наступающие войска и партизаны, какие освободили нас и деревню (и я перед Вами сегодня не выступал бы). Разве данный пример не говорит о нравственном подвиге наших людей, и в частности – крестьянства?

Основные предпосылки будущей Победы 1945 года были заложены в годы первых советских пятилеток. Качественные сдвиги произошли в экономике, социальных отношениях, духовной сфере. Были построены многие тысячи промышленных и энергетических объектов. Созданы оборонные предприятия, составившие основу военно-промышленного комплекса. Сложилась новая социально-классовая структура. Численность рабочих в промышленности, к примеру, увеличилась с 1928 по 1940 год на 3,3 млн и достигла 8,3 млн человек. Промежуток Времени индустриализации – это время массового трудового героизма и мощного духовного подъёма, питавшего чувство гордости за Советскую Родину и уверенность в правильности избранного пути.

Уместно при этом напомнить, что в исследованиях последних лет делается акцент на насильственные методах проведения коллективизации. По отношению не только к кулачеству, но и среднему крестьянству. Помня о судьбе своих дедов, склонен считать, что в таком подходе есть большая доля правды, какой бы она ни казалась горькой. Но это лишь часть правды. Существует, но, её другая часть: несмотря на насильственный характер, коллективизация стратегически была необходимой и оправданной. В этом убеждает изучение быта, культуры и психологии крестьянства, чему мне пришлось посвятить свыше 20 лет своей научной деятельности. И внутренняя, и международная обстановка вынуждала форсировать коллективизацию и, если бы это не было сделано, если бы фашистская Германия встретила в деревне частника, который ежеминутно, ежечасно порождает капитализм, исход войны мог бы быть совсем иным. На селе в результате коллективизации господствующее положение заняло колхозное крестьянство. Добавим: к началу 40-х гг. сельчане составляли две трети населения страны, а Красная Армия в массе своей оставалась крестьянской. Крестьянская молодежь, воспитанная в духе коллективизма и патриотизма, проявила массовый героизм во время войны, жертвуя собой во имя советской Родины.

Бесценен вклад в грядущую Победу культурной революции, преобразившей общественное сознание и духовный мир всех классов и социальных групп. Она оказалась востребованной в силу практических преобразований страны и была широко поддержана «снизу». Беспрецедентен процесс ликвидации безграмотности в нашей стране. В 1913 году более 75% населения России оставалось неграмотным. В 1914 г. около 4/5 детей и подростков было лишено образования. За короткий исторический промежуток времени культурная революция вывела народные массы из духовной нищеты. Значимость и успехи культурной революции в нашей стране были признаны многими, в том числе и западными, исследователями. Вот что, в частности, пишет об этом Петибридж: «Согласно переписи населения, проведенной в 1939 г., 81,2% населения старше 9 лет и 89,1% от 9 до 49 лет умели читать и писать. Таким образом, неграмотным был примерно один человек из каждых пяти. В течение 22 лет Советское правительство подняло свой народ до уровня грамотности большинства западноевропейских стран в конце Х1Х столетия. В Британии, Франции и Германии подобного успеха удалось достичь по меньшей мере за сто лет». Подобную оценку дает и Г.Уэллс «….в условиях величайших трудностей большевики сумели поднять дело просвещения на поразительную высоту». Благодаря ликвидации безграмотности десятки млн. людей приобщились к культуре.

Выросло целое поколение, воспитанное на идеях коллективизма и патриотизма, получившее отменную физическую закалку, способное не только успешно трудиться, но и защищать Отечество. Была создана народная интеллигенция. Лучшие её черты воплотились в новом типе интеллигента-подвижника, будь то кадровый офицер, инженер или врач. Особенно значимой была роль советского учителя. Когда-то германский канцлер О. фон Бисмарк высказал мысль, ставшую крылатой, о том, что под Садовой победила не столько прусская армия, сколько прусский народный учитель, который оказался выше австрийского. Если это так, то надо признать: Великую Отечественную войну выиграл советский учитель, выиграла наша советская школа. Поэт Вл. Луговской в стихотворении «В сельской школе» нисколько не преувеличивал, утверждая, что школа – «оплот государства и наше бессмертие».

В Советском Союзе, особенно в предвоенные годы, воспитание человека, любящего Родину, радеющего о благе своего народа, было неотъемлемой частью государственной политики. Причем эта политика корректировалась, обретала новое содержание. Не сразу, например, утвердилось понимание созидательной, воодушевляющей роли национальных чувств, национального патриотизма. Пришлось преодолеть наследие 20-х годов, когда дали о себе знать проявления космополитизма и троцкизма в этой чувствительной для каждого человека области. Как крайность можно расценить заявление наркома просвещения А.В. Луначарского на первом Всесоюзном учительском съезде (1925 г.) о том, что-де «идея патриотизма насквозь лживая». Такие заявления воспринимались в качестве официальных установок и ориентиров в воспитательной работе. И не только. Люди, тяготевшие к национальному патриотизму, объявлялись националистами, антисоветчиками, подвергались преследованиям. Достаточно вспомнить судьбу С. Есенина и поэтов его круга – И. Клюева, П. Орешина, С. Клычкова. Писателя М. Булгакова некоторые критики пролеткультовского толка обвинили в том, что его творчество белогвардейское и слишком русское.

Ситуацию удалось переломить уже в 30-е годы. Центральное место в формировании массового сознания заняли вопросы патриотического и интернационального воспитания, основанного как на идеях революционных традиций, достижениях в социалистическом строительстве, так и на истории Отечества, на славных деяниях наших предков. Литература, кино, официальная пропаганда обратились к образам героев, военных и политических деятелей исторического прошлого: Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра Великого, Александра Суворова, Михаила Кутузова и многих других. В армии был восстановлен ряд атрибутов вековой российской государственности – такие как офицерские и генеральские звания.

С учётом новых задач принципиальные изменения претерпела система гуманитарного (школьного и вузовского) образования. Знакомство с учебниками по истории и литературе предвоенного времени опровергает распространяемые многими историками и подхваченные СМИ измышления о том, что в наших школах и вузах вся история сводилась только к советскому периоду. Отнюдь.

Работая до недавнего времени в течение 10 лет директором фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена, я изучил все учебники истории, по которым учились наши родители. Вывод – изучалась не только тысячелетняя история России, но и история других народов и стран. В «Программных материалах по истории средних веков для 8-х классов» подробно изложена программа по истории средних веков после крестовых походов и история от XV до XVIII вв. При этом надо иметь в виду, что первая половина истории средних веков изучалась учащимися в 6 классе. Программа предусматривала довольно подробное изучение европейских государств XI-XV вв., разложение феодализма XVI-XVIII вв. Курс истории СССР в 9 классе охватывал события XVIII-XIX столетий. Изучение отечественной истории было органически связано с мировой историей, причём в самом курсе подробно рассматривалась история России, включая российскую дворянскую империю XVIII в. и развитие капитализма. В 10 классе курс «Истории СССР» охватывал события от 1904 до 1938 гг., был представлен их анализ в контексте общеевропейской и мировой истории. В полной мере это относится и к литературе. Школьники имели объёмное и разностороннее представление о русской классике. Школьники подробно изучали творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, И.А. Гончарова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Л.Н. Толстого, М.А. Горького, А.Н. Фадеева. Учителя тренировали нашу память, и мы заучивали наизусть стихотворения, многие из котороых я помню до сих пор. Советская литература была посвящена героике строительства нового общества и служила воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

На основании сказанного можно утверждать, что учащимся конца 30-х – начала 40-х гг. в школе давали более универсальное социогуманитарное образование, чем сейчас. И главное – оно было патриотически и интернационально ориентированным.

Воспитанию молодёжи в духе патриотизма и дружбы народов способствовала деятельность комсомольской и пионерской организаций. Только комсомол объединял перед войной 10 млн. единомышленников. И уже в первый год войны два миллиона из них вступили в ряды Красной Армии. 90% членов Ленинградской организации ВЛКСМ сражались на подступах к городу Ленина. Всего за годы Великой Отечественной войны в ВЛКСМ вступило 12 млн. юношей и девушек.

Формированию высоких морально-волевых, физических и профессиональных качеств, необходимых для защиты Отечества, была подчинена оборонно-массовая работа между молодёжи. Её проводило добровольное Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству, объединявшее около 14 млн. человек. В учебных центрах и заведениях этого Общества юноши и девушки осваивали стрелковое дело, радиосвязь, средства противовоздушной обороны, приёмы штыкового боя, технику вождения автомобилей и пилотирования самолётов.

Великая Отечественная война наглядно показала жизненность и действенную силу всей системы патриотического и интернационального воспитания. Эта система дала возможность сформировать по-настоящему крепкую породу людей, какие не дрогнули в час самых тяжёлых испытаний.

Фашистское нашествие представляло смертельную угрозу для всего советского народа, для всех наций и народностей нашей страны. Выступая по радио 3 июля 1941 года, Сталин подчеркнул, что враг ставит своей целью «разрушение национальной культуры и национальной государственности русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского Союза, их онемечение, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение». Чтобы отстоять своё право на жизнь, право строить её на основе социальной справедливости и равенства, советский народ противопоставил зловещим замыслам заправил гитлеровского рейха все свои материальные и духовные ресурсы, верность своему Отечеству и интернациональную сплочённость, свою непоколебимую волю, готовность на жертвы и подвиги.

Избавить Родину от посягательств врага – великая цель, рождавшая столь же великую энергию.

Война развеяла в прах расчёты врага на внутреннюю зыбкость и неустойчивость многонационального Союза ССР. В борьбе с фашизмом приняли участие все нации и народности. Уже в первые дни, защищая Брестскую крепость, сражались сыны и дочери более 30 национальностей, изумляя мир неслыханным мужеством, силою духа, неиссякаемой верой в победу правого дела. Накрепко запомнилось мне слова экскурсовода Брестской крепости. Когда фашисты почти полностью захватили крепость, отчаянно сопротивлялся один из последних бастионов из нескольких человек. Их желали взять живыми. « Русские, сдавайтесь!» – кричал немецкий офицер. «Русские не сдаются», – прозвучал громкий ответ и прогремел мощный взрыв. Это был советский солдат, узбек по национальности. Потом были горечь отступления, 900 дней и ночей блокады непокоренного Ленинграда, радость победы под Москвой, битва за Сталинград, Курская дуга и освобождение одиннадцати государств Европы. Была поверженная нацистская Германия. Неизменным оставалось фронтовое братство советских людей, представлявших разные нации и народности, но сплочённых чувством патриотизма и преданности Родине.

Боевое братство советских людей явилось естественным следствием общности их коренных интересов. Каждый человек, где бы он ни находился, видел в каждом клочке советской земли, в любом её пункте, селении или городе свой посёлок, свой родной город, частицу своей родной земли. Осенью 1941 года осаждённый Ленинград по радио получил «Послание» 95-летнего казахского акына Джамбула Джамбаева. Послание, пронизанное трепетным чувством боли и восхищения перед мужеством и стойкостью его жителей:

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Мне в струе степного ручья

Виден отблеск Невской струи.

Трудящиеся Узбекистана в письме воинам-узбекам в 1942 году наказывали: «Вольный сын и свободная дочь узбекского народа! Твой народ является детищем Советского Союза. Русский, украинец, белорус, азербайджанец, грузин, армянин, таджик, туркмен, казах и киргиз совместно с тобой в течение двадцати пяти лет днём и в ночное время строили наш большой дом, нашу страну, нашу культуру… ты должен не ждать, когда коварный и кровожадный разбойник ворвётся в твою улицу и квартал, а отогнать его от порога дома твоих братьев. Ведь твоя улица начинается в Белоруссии, а дом украинца – в твоей махале».

9 августа 1942 года. 355-й день ле­нинградской блокады. На стенах домов появились афиши: «Управление по делам искусств ис­полкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по ра­диовещанию, Большой зал Филармонии. Воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Дирижер К.И. Элиасберг. Шостакович. Седьмая сим­фония (в первый раз)».

«Седьмая симфония,— писал Алексей Толстой,— возникла из совести русского народа, принявшего без колебания бой с черными си­лами. Написанная в Ленинграде, она возросла до раз­меров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».

У немцев на данный день был назначен торжественный вечер в «Астории», даже пригласительные билеты напечатали. Музыка звучала, но на порог города солдат вермахта не пустили. От пленных позже узнали: их удивил массированный артиллерийский удар, который сравнял с землей батареи, а потом симфония, что звучала из всех советских репродукторов.

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть». Американская пресса после исполнения симфонии в Нью-Йорке писала: «Какой дьявол может победить народ, способный создать музыку, подобную этой!»

Каждое военное соединение Советской Армии было интернациональным по составу. Многие из них полностью укомплектовывались представителями республик Кавказа, Средней Азии, Прибалтики и составляли национальные формирования. Но при этом все они оставались частью единого целого – вооружённых сил сражающейся страны. Замечу, что маршал Баграмян вспоминал, что при пополнении частей солдатами, прибывающими из разных республик страны, он стремился к тому, чтобы начиная от взвода до полка русские составляли более 50%. И это – морально-психологический дух всех офицеров и солдат, так создавалась благоприятная социально-психологическая атмосфера.

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне была достигнута благодаря высокой сознательности и самоотверженности советского народа и его доблестных воинов, благодаря несокрушимому единству рабочих, крестьян и интеллигенции, благодаря нерасторжимому братскому союзу народов СССР. За боевые заслуги, подвиги в войне 7 млн воинов, представлявших 100 национальностей Советского Союза, были награждены орденами и медалями, 11603 человека стали Героями Советского Союза.

В Великой Отечественной войне противоборствовали не только противоположные социально-экономические системы, вооружённые силы и военные стратегии. Война была противоборством двух принципиально различных систем ценностей и идеологий. Фашизм как идеология проповедовал культ силы, расизм и крайний шовинизм – «превосходство арийской расы», необходимость завоевания для Германии «жизненного пространства». В этом духе пропагандистские службы нацистской Германии вели интенсивную идеологическую обработку населения. Особое значение придавалось воспитанию ненависти к коммунизму, коммунистам, советским людям.

И надо признать, что в значительной мере это удалось. Оглушённые социальной демагогией фашизма, отравленные ядом расизма и шовинизма, массы немецких солдат были брошены Гитлером в огонь грабительской бесчеловечной и вместе с тем безнадёжной войны за чуждые немецкому народу интересы германских монополий. Западногерманский историк Якобсен по этому поводу писал: «Не было никаких шансов выиграть данную войну даже и «без Гитлера». Германия так же тотально проиграла войну, как тотально она её вела. Можно без преувеличения сказать, что эта война была проиграна политически ещё до начала военных действий». Проиграна она была и идеологически. Победу одержала идеология, основанная на идеях равенства, справедливости, народовластия, ценности человека труда, дружбы и солидарности трудящихся всех национальностей.

Разгром фашизма – результат усилий и борьбы всего нашего народа. Признание этого объективного исторического факта нисколько не противоречит признанию того, что решающий вклад в данный разгром внесла русская нация. Разумеется, дело вовсе не в численном преобладании русских, хотя и данный фактор не последний по своей значимости. Главное – особая роль, которую русский народ сыграл в создании тысячелетней российской государственности. Именно русский народ является становым хребтом той великой державы, которая веками не позволяла её недругам осуществлять свои гегемонистские замыслы. Так было в прошлом – так случилось и в годы Великой Отечественной войны.

Отражая нашествие фашистских варваров, русский народ, как всегда в годину тяжких испытаний, проявил свои лучшие национальные качества – огромную жизнеспособность, замечательное упорство, выдающуюся готовность его представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации и Родины. Сошлёмся на один красноречивый факт, в концентрированной форме отразивший ратный подвиг соотечественников. Из 11603 Героев Советского Союза, удостоенных этого высокого звания во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., 8182 человека – русские. Подвиги Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, Юрия Смирнова и многих других героев, отдавших свою жизнь за Родину и её народ, навечно вписаны в историю. «…Русский народ для меня святыня, и здесь я вижу его непосредственно. Только позже, если буду жив, я опишу его…», – писал жене из района боёв под Курском прошедший на войне все пути фронтового корреспондента Андрей Платонов.

Война с фашизмом стала мощным катализатором роста русского национального самосознания и патриотизма. Наиболее заметно это отразилось в творчестве художественной интеллигенции. Не в пример нынешним деятелям культуры либерального разлива русские советские писатели от начала войны и до её победного завершения были вместе со всем народом, словом и делом помогая партии в мобилизации его духовных сил на отпор врагу.

Свыше тысячи писателей и поэтов, многие актёры и музыканты ушли добровольцами в действующую армию, стали бойцами, командирами, политработниками, организаторами культурно-массовой работы в войсках. О советском искусстве военного времени Дмитрий Шостакович, переживший блокаду в Ленинграде и потерявший многих своих учеников и близких, писал: «В годы битвы с фашизмом …искусство впрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, но даже в самые тяжкие дни в нём звучала героика, призыв, вера в грядущую победу. Наше искусство было напоено беспредельной любовью к Родине, это был его главный определяющий тон».

Величие советского духа в годы Великой Отечественной войны запечатлелось в советском искусстве, в картинах советских художников, в литературе, в повестях, романах, поэзии советских писателей, в Шестой симфонии Д.Шостаковича, написанной в блокадном Ленинграде, в самом феномене радиопередач и работы театра в блокадном Ленинграде. Все виды советского искусства в годы войны поднялись на такую вдохновенную высоту, что она, эта высота, до сих пор поражает любого человека, кто прикасается к художественным произведениям тех лет. А. Сурков, К. Симонов, А. Толстой, М. Исаковский, Д. Шостакович, М. Блантер, А. Твардовский, А. Фатьянов, В. Соловьев-Седой, М. Матусовский, В. Лебедев-Кумач, Л. Ошанин, Т. Хренников, С. Ми- халков, Е. Долматовский, С. Алымов, Б. Мокроусов, А. Александров, В. Захаров, Б. Полевой, А. Фадеев, М. Шолохов, Г. Уланова и другие – все они звали своими произведениями, песнями, стихами, танцами бить немецко-фашистского захватчика, поднимали дух советского человека как на фронте, так и в тылу.

Вечевым колоколом, тревожным набатом уже в первые дни войны прозвучала песня-гимн «Священная война», созданная поэтом В.И. Лебедевым-Кумачом и композитором А.А. Александровым. Обращённая к сердцу каждого соотечественника, песня-призыв властно звала на борьбу с вражеским нашествием:

Вставай, страна огромная.

Вставай на смертный бой!

С фашистской силой темною

С проклятою ордой!

В те суровые дни военного ненастья писатели, поэты, говоря словами В. Маяковского, «к штыку приравняли перо». В 1942-м, самом трудном военном году 23 февраля - в день Советской Армии – центральная газета «Правда» публикует стихотворение «Мужество» опальной Анны Ахматовой, которую не допускали в печать с 1924 года:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

В стихотворении – две доминанты, две главные смысловые единицы: «мужество и великое русское слово». И если первая воспринимается как должное (шла война!), то вторая могла показаться неожиданной и сказанной не ко времени. Почему русское слово? И почему его требуется было спасать? Да потому, что в слове отражается душа народа, его духовная самобытность и неповторимость. Спасти, сохранить родное слово, русскую речь - значит сохранить себя, свою свободу, честь и национальное достоинство. Мужество и достоинство нам нужны и сегодня, когда пытаются отнять русскую речь на коренных русских землях Юго-Востока Украины и когда для шопов, шоу, блокбастеров, ваучеров и прочих англо-американизмов созданы более комфортные условия, чем для родной русской речи. Это также агрессия. И, как представляется, не менее разрушительная для нашей культуры и национального духа.

Близким и понятным для сотен тыс. советских воинов, сражавшихся за каждую пядь родной земли, стало стихотворение писателя, поэта, фронтовика К. Симонова: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». Для меня оно значимо не только тем, что в нём воспета наша русская, смоленская, разорённая и опустошённая деревня, где я родился и вырос, но и своей доверительностью, широким философским обобщением, возвращением к истокам, гордостью за русский народ:

Ты знаешь, наверное, всё-таки родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А данные просёлки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил…

Нас пули с тобою пока ещё милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился,

За то, что на ней мне сражаться завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

В летописи военной поры поэтическая муза заняла достойное место. Стихи и поэмы М. Исаковского, В. Инбер, О. Бергольц, А. Суркова, Н. Тихонова, других русских и национальных поэтов воодушевляли, укрепляли духовные силы, помогали переносить тяготы военной жизни, бороться и побеждать.

К замечательным достижениям отечественной литературы военного времени относится поэма «Василий Тёркин» А. Твардовского, создавшего эпический фольклорный образ удалого русского солдата, смоленского парня, беззаветно любящего свою Родину, способного на подвиг без фальшивого пафоса, воспринимающего героизм как обыденный труд с бойкой и лукавой солдатской шуткой. Он прошагал, улыбающийся во всю ширь русского лица, весь трудный путь до победы, подбадривая наших воинов доброй шуткой и острым словом, служа примером душевной стойкости и мудрости, олицетворением народной сметки и народной силы21.

Большим военно-патриотическим содержанием были наполнены произведения русских писателей, таких как «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди», «Дни и ночи» К. Симонова, «Русский характер» А. Толстого, где показана и человеческая красота и сила характера героев произведения, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Народ бессмертен» В. Гроссмана. В 1942 году опубликован рассказ М. Шолохова «Наука ненависти», а в 1943-44 гг. на страницах «Правды» и «Красной Звезды» были напечатаны главы из романа «Они сражались за Родину». При всём своеобразии и художественной неповторимости данные произведения объединяет общее стремление авторов не только запечатлеть будни тяжелого ратного труда, но и осмыслить особенности русского советского человека, его характер, показать духовно-нравственные основы стойкости, мужества и веры в конечную победу. Нет, А.Н. Толстой не ошибался, когда называл литературу военных лет «голосом героической души народа». Свой талант и патриотические чувства посвятили Отечеству и народу мастера кино и театра, художники и деятели музыкальной культуры. Их вклад в общую победу над нацизмом весом и навсегда останется в созданных за годы войны творениях народной памяти.

Огромную роль в патриотическом воспитании масс сыграл отечественный кинематограф, который начал развиваться уже в 1919-м году. Из всех искусств кино было самым доступным и любимым и вместе с тем одним из могущественных средств просвещения народа. До сих пор старшее поколение помнит фильмы режиссера С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925) как эпохальное явление молодого киноискусства советской России. Чаплин назвал его лучшей кинокартиной мира. Как крупное событие встретило население фильм В.И. Пудовкина «Мать» (1928), снятый по одноименному роману Максима Горького, киноленту И.П.Довженко «Земля» и др. В конце 30-х годов появились фильмы, показывающие боевой дух и военную подготовку красноармейцев. Фильм А. Рома «Эскадрилья», Е. Двигана «Если завтра война» и др. Огромное впечатление на население произвел фильм братьев Васильевых «Чапаев» (1935), который на протяжении десятков лет не сходил с эк

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля