Последние новости

Реклама

Тайны океана Тетис За мной, читатель! Где бы ты ни был в Крыму, выйди из своего жилища на улицу и посмотри вокруг. И будет тебе известна одна тайна, понимание сути которой перечеркнёт самые забойные фильмы-катастрофы и страхи дальних закутков неуловимой человеческой души. Просто человечество не может помнить то, что происходило... сотню млн. лет назад. Вот и не боится. А катаклизмы, я вам скажу, были громадные, всепланетные. Тем Не Менее обо всём по порядку.

Бассейн Средиземноморья, к системе которого относятся и наши моря, стал колыбелью европейской цивилизации. История Средиземного моря, по мнению многих учёных, может стать и «ключом» к истории нашей планеты, к истории происхождения материков и океанов. Гипотез, пытающихся объяснить геологическую эволюцию Земли, выдвинуто за последние столетия очень много. В принципе их можно разделить на две группы. Первая объединяет гипотезы, объясняющие историю Земли вертикальными движениями коры — вздыманием гор, провалами океанских впадин, образованием материков на месте морских пучин или, наоборот, «океанизацией» континентальной коры. Вторая группа помимо этих вертикальных движений коры предполагает ещё и горизонтальные, вызванные дрейфом материков, расширением Земли и т. п. — теория мобилизма.

Океану Тетис отведено большое место именно в построениях мобилистов. В конце палеозоя, около 200 млн. лет назад, как предполагал создатель этой гипотезы немецкий учёный Альфред Вегенер, единый массив суши, Пангея, окружённый Тихим океаном, раскололся на два сверхматерика: северный — Лавразию и южный — Гондвану. «Щель» между этими сверхматериками, неуклонно расширяющаяся, и дала начало морю Тетис, своеобразному заливу единого, обнимавшего всю планету праокеана Панталасса. Затем начался раскол Лавразии и Гондваны на отдельные материки, движение континентальных плит усложнялось. По мере того, как «разъезжались» Европа, Северная Америка, Индия, Африка, Австралия, Антарктида, образовывались Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны — и вместе с тем сокращалась площадь моря Тетис. Поднялись величественные Альпы, Кавказ, Памир, Гималайские горы, некогда бывшие дном Тетиса. А от самого моря Тетис осталось лишь Средиземное да связанное с ним Чёрное море.

А что же потом? И тут надо ввести ещё одно понятие — Понтида. Как считали крупнейшие авторитеты в геологии конца XIX — начала XX века Э. Зюсс, Ф. Освальд, лучший знаток Чёрного моря Н. И. Андрусов, президент Географического общества академик Л. С. Берг, крупнейший советский зоогеограф профессор
И. И. Пузанов, она существовала на месте Черноморского бассейна вплоть до конца плиоцена, то есть около одного-двух млн. лет тому назад. Горный Крым в ту пору был самой северной окраиной Понтиды и соединялся материковой сушей не только с Малой Азией, тем не менее и с Балканским полуостровом и Кавказом. В пользу этой гипотезы её сторонники приводили интересные факты, связанные не только с геологией Крыма, Кавказа, Балкан, Малой Азии, тем не менее и со специфическими фауной и флорой Крымского полуострова.

Понтида — геологическая суша, существовавшая на месте Чёрного моря и связывавшая горный Крым с Малой Азией, — если и существовала, то гибель её произошла задолго до появления человека разумного, да и задолго до наступления современной кайнозойской эры — десятки млн. лет назад. Горный Крым, в течение долгого времени бывший островом, около 10 млн. лет назад стал заселяться наземными животными и растениями через сухопутные мосты — то появлявшиеся, то вновь исчезавшие. Данные мосты соединяли его не только с материковой Украиной, тем не менее и с севером Балканского полуострова, что и обусловило своеобразие крымской фауны и флоры.

И если говорить о Понтиде не геологической или зоогеографической, а об исторической, то речь в первую очередь должна идти об обширных пространствах шельфа Чёрного моря. Они были сушей в эпоху существования человека разумного. И на этой суше обитали люди палеолита, начиная с неандертальцев (следы которых обнаружены в горном Крыму наряду с останками дикой лошади и мамонта). Не знавшие мореходства первобытные люди, несомненно, попадали в Крым по мостам суши из районов Закавказья, Балкан или юго-западной окраинной Восточно-Европейской равнины.

Зона мелководного шельфа занимает почти всю северо-западную часть Чёрного моря и значительные пространства юго-западной части (его площадь составляет почти четвёртую часть площади Чёрного моря). Она заканчивается на глубине 90-110 метров материковым склоном, круто уходящим к двухкилометровым пучинам моря. В эпоху последнего оледенения это была равнина, по которой текли реки, русла которых стали подводными долинами, продолжающими долины современных наземных рек. На северо-западе Чёрного моря, там, где впадают могучие реки Дунай, Днестр, Южный Буг, Днепр, ширина шельфа достигает 200 и даже 250 километров (у берегов Малой Азии и Кавказа она составляет лишь несколько километров, а то и сотни метров). Когда-то данные реки образовывали единую систему — Палеодунай, на берегах палеодунайских рек жили первобытные люди. Их стоянки находят на суше, тем не менее они могут быть и на шельфе Чёрного моря.

«Так что же за обещанная тайна тут?», — спросит терпеливый читатель. А она проста и очевидна. Мы живём на дне океана Тетис. И особенно это бросается в глаза, когда смотришь на известняковые обрывы крымских куэст, на горы в Новом Свете и Судаке — бывшие рифы этого океана.

А когда глядишь на карадагские вершины и скалы, почему-то думаешь о гипотетической Понтиде. И ещё о том, что мы — пыльца в великой картине природы. Какие там цари...

Сергей ТКАЧЕНКО.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 23 октября 2013 | Разделы: События
23 октября 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля