Последние новости

Реклама

В российских соцсетях то и дело проходят информационные вбросы о том, что в Казахстане притесняют русский язык, обучение на нём становится второстепенным. Но что же происходит в Казахстане на самом деле, как там реально относятся к русскому языку? Наш корреспондент побеседовала с доктором филологических наук, профессором кафедры теоретической и прикладной лингвистики Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилёва (Астана, Казахстан) Шолпан Жаркынбековой. Научная деятельность Шолпан Кузаровны связана с исследованиями в области социолингвистики, в рамках которой рассматривается функционирование и развитие казахского, русского, а также других языков в Казахстане. Она – член Казахстанской Ассоциации преподавателей русского языка и литературы, «Почётный работник образования РК», обладатель звания «Лучший научный работник» (2021 г.), награждена медалью А.С. Пушкина (2016 г.) и медалью им. Л.Н. Гумилева (2018 г.), пишет издание «Комсомольская Правда».

– Шолпан Кузаровна, есть ли дефицит преподавательских кадров в Казахстане, учителей русского языка?

– Был вообще дефицит учителей, в том числе и в области русского языка. Такой же дефицит был и в учителях казахского языка, и английского, а также других иностранных языков. Речь шла о престижности профессии учителя. Не секрет, что в обществе принято было считать более престижными профессии экономиста, юриста и др. Там, где можно быстро сделать карьерный рост и нередко выше заработная плата. Но реформы, проводимые в нашей стране, я говорю сейчас о том, что касается профессии учителя, привели к существенным положительным переменам. И сегодня ситуация изменилась коренным образом.

За последние годы государством сделано очень много для повышения престижа профессии учителя. Если говорить о школьных учителях, то это –увеличение заработной платы, сокращение учебной нагрузки, автоматизация многих функциональных задач, которая привела к уменьшение бумажной волокиты. Если говорить о высшем образовании, то это, в первую очередь, значительное увеличение государственных грантов на педагогические специальности. Отмечу, что количество ежегодно выделяемых министерством грантов на обучение в вузе педагогические специальности одно из самых больших.

Приведу в качестве примера ситуацию в нашем университете – ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Если раньше к нам на специальность «русский язык и литература» поступало от 15 до 25 человек, то в 2022-м к нам на эту специальность поступило 75 человек, а в 2023-м – 91! Это достаточно внушительные и серьёзные цифры. Они говорят о многом.

– Какие условия государство создает для изучения русского языка?

– Языковая политика в Казахстане гибкая, она направлена на создание оптимального языкового пространства, в котором учитываются интересы всех этносов нашей страны. Так, сегодня в стране около 7 700 школ, из них примерно 3 800 казахскоязычных, 1 200 русскоязычных, больше 2 000 смешанных (казахско-русских) школ. Есть школы с узбекским, уйгурским, таджикским языками обучения.

В последние годы Министерством науки и высшего образования Республики Казахстан увеличено количество выделяемых грантов для обучения в вузах. Обратите внимание на следующее соотношение: только в 2023 году на подготовку учителей казахского языка и литературы, русского языка и литературы –иностранных языков – по более чем 700 грантов. В реальных условиях одинаковое количество грантов для обучения! Разве это не условия?! Кроме того, с 2017 года количество выделенных грантов для поступления в магистратуру по специальности «русский язык и литература» увеличилось в трижды.

– Сколько ВУЗов сегодня готовят преподавателей русского языка в Казахстане?

– Каждый казахстанский вуз, в котором есть филологический факультет, осуществляет подготовку учителей русского языка и литературы. Это, по большей части, такие ведущие вузы страны, как Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахский национальный женский педагогический университет. Во многих региональных вузах – Кокшетауском университете им. Ш. Уалиханова, Павлодарском государственном университете имени С Торайгырова, Северо-Казахстанском государственном университете имени М. Козыбаева, Восточно-Казахстанском государственном университете имени С. Аманжолова, Университете Шакарима (г. Семей), Южно-Казахстанском государственном университете им. М. Ауэзова, Карагандинском государственном университете имени академика Е.А. Букетова, в Костанайском государственном университете имени А. Байтурсынова и прочих – есть специальности «русский язык и литература», «русская филология».

Ещё хочу отметить, что, при тесном взаимодействии со многими российскими вузами в этом направлении, нашей кафедрой (и не только нашей) разработаны совместные образовательные программы, в рамках которых магистранты получают два диплома – казахстанский и российский. Такое сотрудничество осуществляется, к примеру, с Российским университетом дружбы народов, Санкт-Петербургским государственным университетом, Уфимским университетом науки и технологий.

Казахстанская ассоциация преподавателей русского языка и литературы, которая является филиалом Международной Ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) активно взаимодействует с русистами многих стран мира, занимается вопросами обучения русскому языку в Казахстане. Наши учёные разрабатывают новые учебники, инновационные методики преподавания казахского, русского, а также других языков, принимают активное участие в различных международных конференциях, занимаются совместными научными исследованиями с коллегами из иных стран и, конечно же, с российскими.

И по этой причине нельзя популистски, не зная объективной, реальной ситуации, воспринимать политику поддержки и популяризации государственного – казахского – языка как нечто, что ограничивает функционирование русского языка, или, кроме того, ущемляет права русских, живущих в Казахстане. Обеспечение полномасштабного функционирования государственного языка как основного ключевого фактора укрепления национального единства – это важнейшая задача нашей языковой политики. И подчеркну, что согласно Конституции Республики Казахстан, русский язык в нашей стране обладает статусом официального языка.

Как носитель значительного объёма культурной и научной информации, как коммуникативное средство в масс-медиа, в интернете, в образовании русский язык востребован и остаётся активным партнёром казахского языка. Равноправное сотрудничество, взаимное уважение, в том числе и к развитию языков, лежит в основе стратегического партнёрства Казахстана и России. По этой причине хочу ещё раз подчеркнуть, что условия для доступного и качественного образования на русском языке, делового оборота и общения на русском языке в Республике Казахстан были, есть и, уверена, будут.

Жаркынбекова Шолпан Кузаровна, доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Окончила с отличием филологический факультет Казахского государственного университета им. С.М. Кирова (ныне Казахский национальный университет им. Аль-Фараби) по специальности «Филолог, преподаватель русского языка и литературы». С 2005 г. – декан вначале историко-филологического, после филологического факультета Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, с 2019 г. – профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики. Автор более 250 публикаций, в числе которых 10 монографий, более 30 научных статей в рейтинговых зарубежных журналах.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля