Последние новости

Реклама

Дети и деньги. Вечная тема для педагогов и родителей. В Советском Союзе в кармане ребенка в лучшем случае болталась тяжелая монета в 20 копеек. То есть денег и детей фактически и не было. А тема была: по телевидению, в газетах спорили и ломали копья (а потом пришли 90-е, и дети стали мыть машины на перекрестках, и никто и не пикнул). В этот день, разумеется, все не так и деньги у детей есть. Сколько – да у кого как. Если родители состоятельные, так может и десять тыс. быть. Если ребенок «ловкий по жизни» и отжимает копейку у сверстников – также. Но даже в провинции для детей тысяча рублей – не такая уж запредельная сумма. И вот получается, что деньги есть, а разговоров особых про это нет. Вопрос решен? Всем все понятно? Или все просто махнули на задачу рукой?

Об этом пишет издание «Комсомольская Правда».

Это тема особого разговора. А в этот день мы попросили порассуждать об этом нашего теперь уже постоянного 16-летнего автора, девятиклассника Никиту. Они-то, подростки, сами как на это дело смотрят? Что такое деньги – для них?

- Про деньги сейчас и вправду говорят мало. Я имею в виду наставников и педагогов. Я не знаю, почему. Если у нас капитализм, хотелось бы поговорить с детьми о том, как деньги заработать, как ими распорядиться. Если у нас не капитализм в чистом виде, тем более важно дать детям понятия, что такое деньги, как с ними жить и обращаться. Но этого ничего нет. Деньги занимают громадное место в мыслях самих детей, но не в воспитательных программах.

Возможно, никто не знает, а что, собственно, сказать и как говорить. Не вопрос, я подскажу. Попробуйте поиграть в подростками в игру: у вас есть громадная сумма, как вы ею распорядитесь. Сами подростки друг с другом такие разговоры ведут. Что я заметил. Если у человека есть айфон не последней модели, он купит айфон последней модели. Если у человека в семье есть автомобиль, он купит себе автомобиль. Фантазия, разумеется, на уровне «что вижу, о том и фантазирую». Никто не купит себе, для примера, самолет. Потому что ни у кого нет самолета перед глазами. И никто даже вопрос не ставит: ну купил ты себе айфон последней модели, так у тебя ещё миллионы и миллионы остались, дальше-то что? И никто не подумает в первую очередь, для примера, о благотворительности, о хороших делах. Даже в этом разрезе: сделать что-то такое, чтобы и тебе выгода, а также другим. В частности, открыть ресторан, в котором обычные люди едят за деньги, а бедные люди бесплатно. То есть – социальный бизнес. И для меня это загадка, поскольку такие бизнесы вокруг есть, мы их видим, но они как бы не являются для детей мечтой. Неинтересно? Скучно? Дети не видят мощных, внушающих уважение людей, которые организуют такие бизнесы? Наверное, да.

В то же время, с нами время от времени ведут разговоры что такое высшая ценность. Но я не могу передать, в каком именно виде это нам транслируется. Кажется, единого образа высшей ценности и нет. Высшая ценность – это что-то такое ого-го. Громадное и важное. Школу нельзя прогуливать. Учиться надо хорошо. Матом нельзя выражаться. Вот что такое высшая ценность.

При этом сами дети довольно серьезно задумываются о высших ценностях, поскольку – ну интересно же, и какие разговоры идут, я даже передать не берусь. Очень многие дети тоскуют по СССР, которого они не видели, и говорят, что вот там с высшими ценностями всё было хорошо. Я думаю, что СССР оставил после себя некие четкие вещи, например фильмы с понятными мыслями, песни, среди них не теряющего популярности Виктора Цоя, и это понятный набор символов, который жив, хотя самого СССР давно нет. Если есть понятное и непонятное, ты скорее схватишься за понятное.

Мне самому кажется, что высшая ценность - это та деятельность, которую человек оценивает дороже всего и ставит её на первое место в своей жизни. Отсюда понятно, что для каждого человека высшей ценностью являются разные вещи. Это может быть семья, работа, хобби, деньги или отдых. Для каждого человека по-разному. И вот тут вы узнаете одну интересную вещь, если вы спросите меня – а деньги? Ведь многие люди любят деньги? Значит, деньги имеют возможность быть высшей ценностью?

У меня есть много друзей в школе, которые говорят, что высшей ценностью в наше время деньги быть не имеют возможность. Они говорят, что высшая ценность – это, может быть, создание семьи, получение образования и прочее подобное. «Ведь деньги не самое главное в жизни» - такое можно слышать нередко. И тут, разумеется, начинается жаркая дискуссия.

Ведь все стоит своих денег и за все надо платить. Допустим, человеку нравится путешествовать, он одержим этой мечтой. Для путешествий необходимы деньги, не правда ли? Да! И, когда такие разговоры заходят, я всегда вклиниваюсь и начинаю тролить: поездки-то на какие шиши? Если для тебя деньги мусор, но ты хочешь посмотреть другие страны… просто сопоставь эти две идеи, и дай ответ, как они у тебя в голове сочетаются.

И тут бы, разумеется, выставить в центр разговора, откуда берутся деньги, то есть – поговорить о профессии, о выборе будущего пути. И тогда окажется, что, может, путешествия и есть высшая ценность (хотя само по себе шлендранье по странам, отелям и аэропортам никакой высшей ценностью, наверное, быть не может), но ради этой высшей ценности тебе нужно иметь другую ценность, деньги, более, получается, высшую. А чтобы были деньги, необходима профессия, дело, и выходит, что профессия и дело – самая что ни на есть высшая ценность. Но, провести в споре эту линию в чистоте удается не всегда. Тем более кого-то убедить.

Мне кажется, тут главный затык вот в чем: высшей ценностью не имеют возможность быть вещи, когда надо только тратить. К сожалению, если вы вдруг слышите от подростков про семью как высшую ценность, не стоит обольщаться, поскольку в молодежной системе координат это также про «тратить». Речь идёт о новой квартире, загородном доме, красивой машине и прочих вещах, но не о «семье» как таковой. Потому что сложно ожидать от подростков того же взгляда на семью, как у вас, взрослых. Итак, подростки желают потратить деньги, смутно понимают, откуда их взять, и это и есть высшая ценность.

Все это довольно печально, и ровно о том, о чем я уже писал: дети не знают, кем желают стать, соответственно, об этом не думают, им про это на самом деле не рассказывают, а это значит, что представления о жизни у них самое примитивное. Люди попроще говорят, что желают денег, люди, прочитавшие несколько книг, уверяют, что «деньги не главное» и ссылаются на идеалы неизвестного им СССР, но на поверку также желают тратить неизвестно откуда взявшиеся деньги. Когда школа закончится (для многих после 9го класса, то есть вот уже), эти вопросы из теории перейдут в практику, и тут-то начнётся настоящее веселье.

ОТ РЕДАКЦИИ. Не все в этих рассуждениях прямо вот точно выверено, многое наивно, но нам показалось, что есть одна правильная мысль. В СССР приучали детей распоряжаться этими условными 20-ю копейками, поскольку с профориентацией всё было хорошо, и ребенка от десятков и сотен рублей отделяло несколько лет. Стройотряды. Сезонный сбор урожая. Мало ли что. А 50 или сто рублей в 16-18 лет, это уже ого-го и сумма. Куда пойти работать, проблемы же не было. Необходимо тут да необходимо там. Всех научим. Одиноким предоставляется общежитие. Сравнивать ту и нынешнюю ситуацию даже не хочется. В этот день подростку быстрые деньги может предложить только криминальный мир. Да, в офисах требуются молодые и креативные, но непременно с опытом работы, который получить негде. Немногочисленные заводы страдают без кадров и даже стараются учить работников, но получается где как. Словом, стране необходима чёткая и понятная система профориентации. А от неё и высшие ценности сами собой появятся.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля