Последние новости

Реклама

Письма в «Крымскую правду» Мы ждём ваших писем с вопросами, пожеланиями, критикой, мыслями о наболевшем, откликами на газетные публикации, историями из жизни, наблюдениями и т. д. Почтовый и электронный адреса редакции указаны в выходных данных. На конверте или в теме сообщения сделайте пометку «В отдел писем». Просим разборчиво писать ваши имя, фамилию и обратный адрес. Обращаем ваше внимание на то, что редакция ведёт переписку с читателями только на страницах газеты.

Моя землячка

Хочу рассказать о Любови Приходько. С 6 лет живёт она в Оленёвке, или Карадже (так называлась ранее), где издавна крестьянствовали её родные. У бабушки и дедушки моей героини — Ольги Николаевны и Артёма Михайловича — было 11 детей, к труду приучены все. Таким образом, мама её, Александра Артёмовна, девчушкой ходила с отцом внаймы — копать земли под виноградники, в 13 лет уехала в Евпаторию нянькой. Там встретилась с рабочим Георгием Петровичем Синявским.

У них в 1926-м родилась Люба, а годом позже — Валя. Отца, раненного в войну, не стало, и Александра вернулась в Караджу, работала в колхозе, где председательствовал брат Клим — поблажек не давал, ставил на самые тяжёлые участки. Люба с сестрой (они были очень дружны, даже в школу пошли в один год) помогала по хозяйству. Детство закончилось с приходом фашистов. Любу внесли в списки угоняемых на работы в Германию, хотя ей было 16 лет. Не захотела расстаться с сестрой и Валя, так в октябре 1942 года уехали они в неволю. В одной партии с ними оказались Полина Огданец, Варя Калатур, Дуся Гузенко, Саша Клюка, Женя Коваленко, Аня Тиманова, Валя Берко и другие. Сёстры попали в город Негайм-Гюстен, сваривали карбидом военные детали. Кормили их варевом из картофельных очистков. На ногах — деревянная обувь, ветхая одежонка не спасала от холода. Работали по 12 часов в день. В ночь с 16 на 17 мая 1943 года британские самолёты разбомбили плотину на озере Мьон. 130 млн. кубометров воды ринулись по долине, где находились бараки. Пропала Валя, только что державшаяся за руку. Люба уцепилась за доску, её крутило в потоке и вскоре прибило к завалу из обломков — там собралось человек семь. Несколько дней потом вывозили тела. Погибло более 7 тыс. невольников. Затем ещё два года скитаний по Германии. Вернулась домой в октябре 1945 года.

Любовь Георгиевна работала в школе, в рыбколхозе, четверть века — почтальоном. Вспоминает, что одна из семей всё ждала писем от сына-солдата, и вот в привезённой почте увидела она долгожданное письмо — тут же побежала отнести и только потом продолжила работу. С мужем Григорием Лукичом воспитала троих дочерей, потеряв взрослую дочь, вырастила внучку. Внимательность к людям, бескорыстие — главные её качества. Она согревает своим душевным теплом. Здоровья вам и долгой жизни, Любовь Георгиевна!

И. ЗОЛОТУХИНА.
Черноморский район.

На фото: Любовь Приходько.

Военное детство

1 сентября 1944-го я, пятиклассница, стою на торжественной линейке. Школа — деревянный барак: наша двухэтажная школа из красного кирпича взорвана фашистами. Директор благодарит учеников за помощь в строительстве: «младшие разыскивали в золе гвозди, старшие выбирали кирпичи». Пытаюсь спрятаться за одноклассников — на мне сарафан из трофейного немецкого одеяла, на ногах — брезентовые тапки. Наша семья только что приехала из Белоруссии. Освободили нас около города Борисов, там было много разбитой немецкой техники. Мы, дети, обнаружили брезент, притащили во двор — соорудить качели. На шум вышел дедушка Вацика, осмотрел находку, поставил каждого на полотно, обвёл мелом босые ступни, вырезал подошвы, накроил кусочков. Получились тапки! Описать блаженство, которое ощутили исколотые ноги, когда их, вымытые, всунули под защиту «обуви», невозможно. Вхожу в этих уже истрёпанных тапках в класс. Одноклассники в восторге от парт — в прошлом году сидели в тесноте за столами из грубых досок в полуразрушенном доме. Вносят поднос с маленькими кусочками хлеба. Съедаем сразу — хлеб без карточек! На перемене рассматривали у Любы Д. карандаш в голубой «рубашке», это ей подарок к 1 сентября. Меня зачем-то вызывают в учительскую. Классная руководительница Эсфирь Львовна даёт примерить туфельки. Впору! Рядом Ваня Н. натягивает ботинки, они маловаты, тем не менее большего размера нет, и он выскальзывает из комнаты, боится, что отберут. Я выбираю из предложенных платьев самые яркие, сбрасываю ненавистный сарафан. Интересно, сумел ли Ваня разносить ботинки? Тем Не Менее его нет на уроках. Эсфирь Львовна навестила его: семья голодает, четверо детей, отец погиб на фронте, мать болеет. Решаем: весь хлеб, ежедневно выдаваемый в школе, отдаём семье Вани, тем не менее Эсфирь Львовна называет фамилии учеников, которым хлеб требуется оставлять себе. Просит поговорить с родителями, смогут ли они передать деньги для этой семьи, сбор их учителя уже начали.

Учиться нелегко, учебники только у учителей. Спасибо им, что дают чёткое изложение. После математики у доски — ажиотаж: мальчики пытаются одним движением руки очертить идеальную окружность, как это делает Константин Павлович. Он образно объясняет решение задач, следит за правильностью нашей речи. Математика — самый любимый предмет. Наши учителя! Они всегда с нами: на разборке пожарищ, расчистке от снега станционных путей, на уборке картошки в колхозе под осенним дождём. Велик и благороден их труд!

Настроение радостное — ожидаем скорую победу над врагом! По радио звучит торжествующий голос Юрия Левитана. Чтение приказов верховного главнокомандующего он заканчивает сообщением — сколько залпов салюта будет в Москве в честь успехов нашей армии. Какой силы удары она наносит, мы знаем из рассказа на пионерском сборе партизана-подрывника, отца нашей Нины И. Скоро Победа! Запевала Таля К. разрабатывает программу концерта в день объявления окончания войны. А ещё в школе намечается бал-маскарад в честь наступающего 1945 года. Мы, девчонки, решаем вырезать из картона цветы, прорези для глаз, тесёмки сбоку — маски готовы. Мальчики также что-то придумывают. 31 декабря. На бал пришёл с аккордеоном боец из строительной части. Музыка! Старшеклассники без костюмов, увлечённо танцуют, на наши цветочные маски посматривают снисходительно. Мальчики также освоили картон, умело раскрасили «рыцарей», «полосатого тигра», «кота в сапогах». Тем Не Менее они тускнеют перед «офицерами»: те, кто достал гимнастёрки и подогнал их по росту, воспроизвели на картоне погоны. Вместо звёздочек надписи: «отважный танкист», «меткий стрелок». Есть и «кавалерист», шпоры из лихо закрученной проволоки, сабля из картона, чуб из-под фуражки. А вот появляется туго набитый «мешок», ноги в больших валенках, верх завязан красным бантом, под ним — прорези для глаз, на неохватном животе — надпись: «Урожай 1945 года». В победном году и урожай должен быть небывалым. И вдруг появляются бывшие одноклассники — Ваня Н. в форме с голубой окантовкой, ученик лётной школы, Вася Д. в форме воспитанника Суворовского военного училища!
С восторгом рассматриваем
красавцев, а их уже там научили танцевать, и они приглашают нас на вальс. Главный приз бала получил Гена С. за «Мешок с урожаем». Под смех его прямо в костюме укладывают на санки и увозят домой с призом — плиткой шоколада «Серебряный ярлык». Вот таким незабываемым был бал-маскарад в честь встречи победного 1945 года!

Алла ВОЕВОДИНА.
Симферополь.

Служу Советскому Союзу

Эти слова были кредо для подводника Александра Лексина. Увы, недавно героического человека не стало. Для Саши Великая Отечественная началась в ночь 22 июня 1941 года, когда пионерлагерь под Алуштой, где он отдыхал, следил за заревом над Севастополем. Есть в Столице Крыма улица Лексина — в честь Сашиного отца, Ивана Георгиевича, «Дяди Вани» — одного из организаторов подполья. После провала ему удалось уйти в лес, отправили на лечение на Большую землю. В то время Саша с мамой был в эвакуации и, желая драться с фашистами, желал отправить письмо Ворошилову. Узнав об этом, отец просил: «Учись, Саша!».

И Саша свято исполнил завет. Окончив симферопольскую школу №14 с медалью, поступил в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище. Учёба, также с отличием, завершилась в Севастополе. Безупречная служба на Балтике, на Камчатке.

Профессия подводника — высокого риска. Не зря главный тост гласит: чтобы число погружений равнялось числу всплытий! В 1961 году, когда мир висел на волоске в связи с Карибским кризисом, лодка Александра находилась в районе Гибралтара. Экипаж готовился к худшему: до Чёрного моря не дадут дойти, на северный переход не хватит топлива. Принимается решение: использовать торпеды и перейти к партизанским действиям. Где, как? Португалия, Африка, при наличии трёх ПМ и одного АК? К счастью, пронесло! «За 30 лет безупречной службы» (есть такая медаль) подобных эпизодов хватало. Как-то целую ночь провёл в балтийской воде из-за неполадок с винтами.

В Тихом океане только его быстрая реакция дала возможность остановить неверные действия матроса и предотвратить гибель лодки и экипажа. Безусловно, он хорошо знал своё дело, будучи командиром БЧ — 5, так его откомандировали в Египет консультировать арабских коллег. Вот такая служба — Родину защищать. А дома ждала семья, подрастали дети. Обширная эрудиция, хорошая память, доброе отношение к людям всегда дополняли его интереснейшие воспоминания. Уже в отставке, вернувшись в Столица Крыма, трудился начальником отдела кадров ТНУ, занимался филателией во Дворце пионеров.

Неизвестна судьба подводных лодок С — 280, С — 271, С — 355, тем не менее С — 56, на которой также служил Саша, стоит в комплексе мемориала Тихоокеанского флота Владивостока. Достойная память Александру Ивановичу и его собратьям по службе. Очень надеемся, что ещё здравствуют те, кто помнит баритон старшины, а потом капитан-лейтенанта, капитана второго ранга Лексина. Отзовитесь, друзья.

Игорь СЕМЁНОВ.
Симферополь.

На фото: Александр Лексин.

От всего сердца

Искренняя благодарность Ольге Феруз, почтальону отделения связи №7 Симферополя, за её внимательность и добросовестное отношение к работе.

Г. МИРОНЕНКО.
Симферополь.

* * *

Слова благодарности — хирургу Сергею Шулежко, медсёстрам Юлии, Алле, Кристине, Светлане из Республиканского онкодиспансера за помощь и внимание.

Н. СПИЧАК.
Нижнегорский район.

* * *

Искренне признательна врачам Исляму Ибраимову, Рефату Алимову, медсёстрам Наталье Бароменской и Ирине Сердюковой за помощь и лечение.

Г. ГЛОБИНА.
Симферополь.

* * *

От всей души благодарю сосудистого хирурга Республиканской больницы имени Семашко Леонида Жданюка и всех сотрудников отделения за заботу и внимание.

В. ГУЛИДОВ.
Бахчисарайский район.

* * *

Искренняя благодарность Игорю Лукьянову, А. Савинову, Е. Куц и всему коллективу Республиканского клинического госпиталя ветеранов и инвалидов войны за помощь и лечение.

Н. БЕРЕЗОВСКИЙ.
Симферополь.

* * *

Огромная признательность Ольге Деркач, мастеру жилищно-эксплуатационного объединения Джанкоя за её внимание и отзывчивость.

Г. ПАШКОВСКАЯ.
Джанкой.

Почту читала Наталья ПУПКОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 12 января 2013 | Разделы: События
12 января 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля