Последние новости

Реклама

Санкт-Петербург: Конфернеция "Идеи Ленина – в жизнь"

22 апреля 2015 г. в музее «Шалаш В. И. Ленина» состоялась международная научная историко-культурная конференция «В. И. Ленин в современном мире», приуроченная к 145-летию со дня рождения В.И. Ленина.
На конференции присутствовали известные учёные, представители политических партий и общественных организаций, представители органов власти. От Санкт-Петербургского отделения РУСО на конференции присутствовали В.Н. Волович, М.В. Попов и В.Д. Карандашов и т.д. Местное отделение КПРФ Курортного района представлял М.М. Деревянко. Фракцию КПРФ в Законодательном собрании Санкт-Петербурга представлял А.В. Воронцов, который выступил с докладом.

Сейчас наша Родина находится на сложнейшем витке своего развития, и перед нашей партией стоит важнейшая задача - вывести страну из кризиса и вернуть на путь строительства социализма. В связи с этим значение трудов Владимира Ильича принимает особый смысл. Анализ идей Ленина через призму современного развития капитализма в целом и российского общества представляет особый интерес для практической работы нашей партии. Также возрастающий гнет капитализма на общество, возведение потребительства в абсолют, пренебрежение духовными принципами все сильнее привлекает людей к трудам Владимира Ильича. Сама практика жизни подтверждает марксистскую теорию и обращает нас к идеям вождя мирового пролетариата.

Память о Ленине жива в народе. По словам сотрудника музея, в летний промежуток времени музей посещает большое количество людей, очень много молодежи, семей с детьми. В “Ночь музеев” в Шалаш приезжает несколько сотен посетителей, а летом в парке гуляют до двух тысяч человек, при том, что данный музей находится за городом, далеко от дороги. Люди, в пику официальной пропаганде, сохраняют память о Владимире Ильиче и передают её своим детям.

Идеи Ленина имели поистине мировое значение. Так, на конференции выступил бывший директор музея Ленина в Тампере Аймо Минккинен с докладом о китайском пути построения коммунизма и его влиянии на мировую революцию. "«...в Китае, Персии, Индии и других зависимых странах, — говорил Ленин в 1915 г., — мы видим в тече­ние последних десятилетий политику пробуждения к нацио­нальной жизни десятков и сотен миллионов людей, освобож­дения их от гнета реакционных «великих» держав. Война на такой исторической почве может быть и теперь буржуазно-прогрессивной, национально-освободительной. И я с ним согласен",- закончил Аймо Минккинен.

Депутат А.В. Воронцов поздравил от имени фракции КПРФ Законодательного Собрания Санкт-Петербурга всех собравшихся на конференции, со 145-летием со дня рождения В.И. Ленина и проведением традиционной конференции. В своем докладе «Ленин о национальном характере русской революции» он рассказал о влиянии национальных факторов на русскую революцию. В своем выступлении он отметил, что не только буржуазные социологи в искаженном свете показывают Великую Октябрьскую революции, стремясь отнять у Великого Октября национальные особенности, но, к сожалению, это присутствует, и в отдельных публикациях левых учёных. Ниже мы публикуем доклад Алексея Васильевича.

Ленин о национальном характере русской революции

Марксизм исходит из того, что главным вопросом всякой революции является вопрос о власти и её социально-классовом содержании. «В руках какого класса власть, решает всё», — сжато и образно формулирует данную идею В.И.Ленин. В 1917 году Россия представляла собой среднеразвитую (по другим оценкам, слаборазвитую) страну с огромным преобладанием в основном нищего крестьянства. На его долю приходилось свыше 80 процентов населения. 7-10 процентов составляли пролетарии. И только 5-6 процентов можно отнести к имущему или среднему классу, которому было что терять. С точки зрения классовой, Октябрьская революция есть революция рабоче-крестьянская. Причём великорусский пролетариат, выполняя свою социалистическую роль, выступил в качестве ведущей революционной силы; тогда как крестьянство, по крайней мере его беднейшая часть, составило массовую базу, без поддержки которой революция была бы обречена на поражение.

Обратим внимание на то, что В.И. Ленин при анализе революции в России и её движущих сил и до Октября, и после постоянно оперирует понятиями «русская революция», «русский народ», «великорусский пролетариат», «русский рабочий класс», «русское крестьянство».

Одно это показывает, насколько надуманными и злостными являются утверждения, о некоем отторжении Лениным всего русского и даже российского. Уместно напомнить известное. В статье «О национальной гордости великороссов» (декабрь 1914 г.) В.И. Ленин пишет: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т.е. 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнёту и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину (выделено нами. — Авт.) царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что данные насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов...» Несколько ниже он вновь повторяет: «Мы полны чувства национальной гордости...» И далее сформулирована мысль, быть может, самая важная для её понимания: «Интерес (не по-холопски понятой) национальной гордости великороссов совпадает с социалистическим интересом великорусских (и всех иных) пролетариев». Великий Октябрь стал венцом многовековой борьбы русского и других народов России за социальную справедливость и общее благо. Добиться удалось того, чего никогда и никому не удавалось достигнуть ранее.

В сравнении с февральским переворотом, который дал власть буржуазно-помещичьему блоку в лице Временного правительства, Октябрьская революция утвердила власть революционных Советов, опиравшихся на союз рабочего класса и беднейшего крестьянства. Иначе говоря, на союз трудящихся классов, составлявших настоящее большинство русского народа. Это означало переход к новому качеству, основанному на изменении, пользуясь словами В.И. Ленина, классового масштаба национального развития. Суть нового качества — совпадение или почти совпадение социально-классового и национального.

Корни Октябрьской революции, её глубинные причины как национального явления уходят в прошлое России. Если опираться на реальные исторические факты, а не на отсутствие собственного сомнения, то правда в этом вопросе окажется полностью на стороне В.И. Ленина: «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарования, проверки, сопоставления опыта Европы». В самом деле, восприятие российской общественностью марксизма как надежной, научной теории для революционной деятельности было подготовлено длительной историей освободительного движения в России, крупнейшими вехами которой стали: крестьянские восстания под руководством С. Разина, И. Болотникова, Е. Пугачева, просветительская деятельность А.Н. Радищева, восстание декабристов, обширная революционно-просветительская деятельность А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, народников, Г.В. Плеханова, деятельность В.И. Ленина и партии большевиков.

Как подчёркивает авторитетный отечественный исследователь И.Я. Фроянов, вся предшествующая 200-летняя история, накопившая в народе огромный горючий материал, с неотвратимостью вела к революции. На рубеже XIX и XX веков в России сложился тугой узел противоречий. С одной стороны, это результат быстрого и неравномерного развития капитализма, перераставшего к началу XX столетия в империализм. Появляется свойственное этой системе первоочередное противоречие — между трудом и капиталом. Уже последняя треть XIX века была ознаменована мощными выступлениями русского пролетариата в защиту своих классовых интересов. С другой стороны, сохраняются добуржуазные, главным образом полукрепостнические, отношения, какие тормозят капиталистическое развитие. Чрезвычайно острым, чреватым социальным взрывом большой силы было положение в аграрном секторе экономики, где господствовало крупное помещичье землевладение, тогда как подавляющая часть крестьян оставалась малоземельными и безземельными.

Кризисные формы приобрёл национальный вопрос. В Российской империи, где великорусов было менее половины населения и где говорили на 146 языках (перепись 1897 г.), это создавало ещё одну потенциально конфликтную и очень опасную для судеб страны область общественных отношений.

И, наконец, важным фактором, с точки зрения формирования предпосылок для революции, было то, что само существование реликтовой политической системы, ядро которой составило самодержавие, перестало отвечать назревшим потребностям национального развития России. Царизм оказался неспособным ответить на вызовы времени. Больше того, зависимость России от иностранного капитала заметно усилилась.

Русская революция 1905-1907 гг., произошедшая сразу после поражения царизма в войне с Японией, явилась первой попыткой разорвать порочный круг, в котором оказалась Россия. Жестоко подавленная царизмом, эта революция не смогла решить ни одного из противоречий, её породивших. Но в политике, как и на войне, поражения далеко не всегда влекут за собой последствия необратимые. Революция превратилась в ничем незаменимую школу политического самовоспитания масс. «Русский народ не тот, что был до 1905 года», — констатировал В.И. Ленин в статье «Уроки революции». Революция, — возвращается он к этому вопросу позже, — «создала революционный народ, руководимый революционным пролетариатом». Благодаря ей «новый дух повеял во всей массе русского народа. Только теперь крепостная, пребывающая в медвежьей спячке, патриархальная, благочестивая и покорная Россия совлекла с себя ветхого Адама, только теперь русский народ получил и вправду демократическое воспитание».

Справедливости ради отметим, что ряд видных современников Великого Октября, встретивших его враждебно, а позже оказавшихся в эмиграции, смог объективно — не в пример нынешним конъюнктурщикам — оценить национальный характер революции. Красноречива в этом отношении позиция религиозного философа Н.А. Бердяева — поклонника и певца идеи общественного неравенства и аристократизма духа. В книге «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937 год), адресованной западному читателю, он обращает внимание на то, что русская революция универсалистична по своим принципам и совершалась она под символикой интернационала, но что вместе с тем она «глубоко национальна и национализируется всё более и более по своим результатам». Русская революция пробудила и расковала огромные силы русского народа. В этом Бердяев видел её главный смысл

Злая ирония истории: столетие спустя, в нынешней криминально-олигархической России власть имущие вновь стремятся погрузить её в медвежью спячку, вновь сделать благочестивой и покорной. Причём методы, которыми орудует власть, намного изощрённее: манипуляция массовым сознанием с помощью СМИ; полные соблазна, но пустые обещания; имитация активности и заботы о гражданах; насаждение в обществе, особенно в молодёжной среде, потребительской психологии и аморализма.

Вот почему сегодня, как и сотню лет назад, не тускнеет ленинская мысль о том, что действительное воспитание масс никогда не может быть отделено от самостоятельной политической и в особенности революционной борьбы самой массы. Только в борьбе масса способна преодолеть собственную пассивность, инертность, неорганизованность и превратиться в реальную политическую силу.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в последнее время самосознание русского народа, патриотические чувства всех народов России заметно пробуждаются. Мы видим, какой энтузиазм и морально-психологическую поддержку проявили наши люди в поддержку присоединения Крыма к России, поддержку русскоязычного населения Юго-Востока Украины. Важно не упустить этого исторического момента, а коммунистам возглавить данный процесс.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля