Последние новости

Реклама

Победа будет за нами! Интервью в газете «Правда» с профсоюзным и рабочим лидером Петром Золотаревым

Прошло несколько месяцев после октябрьского (2014 года) пленума ЦК КПРФ, рассмотревшего «Положение рабочего класса в России и задачи КПРФ по усилению влияния в пролетарской среде». Что изменилось за данные месяцы в таком пролетарском городе, как Тольятти? Как относятся профсоюзные вожаки к поставленной пленумом задаче усилить роль коммунистов в трудовых коллективах? На данные и другие вопросы отвечает признанный лидер рабочего движения Автограда Пётр Золотарев, недавно возглавивший областное отделение межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА).
— Пётр Анатольевич, предлагаю беседу начать c краткого анализа ситуации в трудовом коллективе «АвтоВАЗа». Я бывал на ваших митингах протеста ещё в перестроечные времена. Помню первого лидера заводского профсоюза «Единство» Анатолия Иванова. Хорошо запомнил и Петра Золотарёва, звонкоголосого, без единой сединки на голове…

— Голоса у нас и сейчас звонкие. А Анатолий Иванов по-прежнему в строю. Недавно на заводской конференции профсоюза «Единство» его избрали заместителем председателя. Я остался членом профкома. После двух десятков лет работы уступил председательское «кресло» Игорю Витущенко, человеку молодому, энергичному. Так что все мы продолжаем борьбу, хотя мне теперь придётся больше внимания уделять областному отделению МПРА.

За минувшие двадцать лет рабочее движение в Тольятти прошло непростой путь. Помните ленинский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который предшествовал созданию РСДРП? И мы по ленинскому примеру начали с заводского «Союза рабочих». Я по своим взглядам марксист. И это не пустые слова. Самостоятельно изучал «Капитал» и другие работы К. Маркса и В.И. Ленина. Сейчас веду в Тольятти марксистский кружок. Так что лично я за усиление влияния коммунистов в пролетарской среде и за совместное с профсоюзами решение социальных проблем. Тем более что такой опыт в Самарской области уже есть. Это было отмечено на пленуме и в докладе Геннадия Зюганова.

На основе заводского «Союза рабочих» и был создан профсоюз «Единство». Позднее все протестные силы Тольятти — коммунисты, профсоюзные активисты, представители других общественных организаций — вошли в Комитет гражданского сопротивления. Кстати, с горкомом КПРФ, с Автозаводским райкомом партии мы всегда поддерживали партнёрские отношения и многие протестные мероприятия проводили вместе.

В 1994 году был на неделю остановлен конвейер, и тысячи вазовцев вышли на митинг протеста из-за задержки зарплаты. Были и другие массовые акции. К примеру, в августе 2007 года члены нашего профсоюза рабочие Евгений Саляев из цеха 46/1, Александр Афанасьев из цеха 45/2 и другие вывели около тысячи человек из заводских корпусов. Конвейер тогда также встал. Поводом послужила нищенская зарплата. Следующая волна протеста пришлась на 2009 год, когда стало известно о предстоящем массовом сокращении на «АвтоВАЗе».

— Насколько я помню, с того времени и до осени прошлого года на предприятии не было массовых общезаводских митингов. Чем это объяснить?

— Причин много. Протесты научили управленцев не лезть на рожон. Они стали действовать хитрее. Угрозы сочетаются с подкупом. К тому же многих активистов «Единства» сократили или уволили за надуманные нарушения. Постоянно идут суды, на заседаниях которых мы оспариваем приказы об увольнении наших товарищей. Есть между работников «АвтоВАЗа» и такие, кто запуган. Некоторые потеряли веру в нашу победу и решимость бороться за свои права.

С приходом Бу Андерссона политика руководства предприятия стала ещё более изощрённой. Заместителю председателя профкома механосборочного производства выплачивают по решению суда, как говорят, «голую» ставку, тем не менее работы не дают. Пытаются оторвать от своего коллектива, перевести в другую смену. Уволить его не удалось, теперь вот издеваются таким образом.

Некоторым членам профсоюза предлагают новый квалификационный разряд или дополнительную оплату с условием, чтобы вышли из «Единства». А сколько работников поманили дополнительными окладами, чтобы только добровольно ушли с завода. Весной 2014 года горком КПРФ и наш профсоюз пытались провести митинг протеста по поводу уже начавшегося уничтожения коллектива, тем не менее пришло мало людей. Многие ещё верили, что массового сокращения не будет. В начале осени, когда руководство «АвтоВАЗа» объявило о новой волне увольнений, иллюзии развеялись. Андерссон избавляется не только от рабочих, тем не менее и от ведущих конструкторов и технологов, чтобы без помех превратить

«АвтоВАЗ» в цех по сборке иномарок альянса Рено—Ниссан.

После октябрьского пленума ЦК Компартии мы встретились с депутатом Госдумы от Тольятти, секретарём ЦК КПРФ Леонидом Калашниковым по его инициативе и обсудили предстоящие совместные дела. Был создан оргкомитет по проведению очередного митинга, в который вошли представители горкома партии и нашего профкома. Он прошёл 31 октября 2014 года. Предварительно были выпущены тысячи листовок, дополнительные тиражи партийных газет. Их раздавали на проходных и в цехах члены нашего профсоюза и коммунисты. Кстати, растиражирована была и статья из «Правды» под названием «Сокращать — ума не надо». Около тысячи человек тогда потребовали от президента «АвтоВАЗа» прекратить сокращение персонала и в течение месяца приступить к переговорам с совместным оргкомитетом.

Митинг напугал руководство завода. И в конце месяца Андерссон премировал окладами в пределах пяти тысяч рублей… наиболее покладистых работников. Желал сорвать очередную акцию массового протеста, тем не менее сделать это не удалось. И 14 декабря около парка «Победа» снова собрались сотни вазовцев с плакатами и знамёнами. Вы были на митинге и наверняка отметили, сколько гнева и ненависти выплеснулось в выступлениях.

— Кроме совместного проведения митингов, какие ещё формы сотрудничества с коммунистами вам кажутся эффективными и перспективными?

— Я не могу говорить от имени всех профсоюзов страны, тем не менее думаю, что все мы заинтересованы в социально ориентированных законах, тем не менее только таких, какие были бы направлены на защиту интересов рабочих, а не работодателей. А получается иначе.

В прошлом году вступил в действие федеральный закон о спецоценке условий труда. Оценка теперь и вправду стала «специальная»: в интересах владельцев предприятий. Условия труда, какие прежде считались вредными и за какие была положена доплата, стали после принятия этого закона… вполне допустимыми. Доплату, естественно, срезали.

Уже сколько лет идут разговоры о заёмном труде, когда кадровые агентства отдают человека в наём, словно рабочий скот. Проект соответствующего закона долго мусолили. Наконец, закон приняли, он вступит в действие с 1 января 2016 года. Тем Не Менее лазеек для ловкачей в нём очень много, так что заёмный труд, хоть и в урезанном виде, всё равно останется. А значит, останутся люди, какие не будут защищены от произвола работодателей.

Госдума приняла поправки к Трудовому кодексу. В результате работодатели теперь освобождены от необходимости получать согласие профсоюзных органов на увольнение не освобождённых от основной работы профсоюзных представителей. Гонения на наших активистов сразу же усилились.

У коммунистов есть депутатские фракции в Тольяттинской городской думе, в губернской, в Государственной. Я понимаю, что представители КПРФ там в меньшинстве, и потому не могут задавать тон. Тем Не Менее процедура продавливания драконовских законов проходит у них на глазах. Они знают поимённо, кто и как голосует, чьи интересы отстаивает. Надо отвечать на такие законы совместными пикетами в Москве, Самаре, Тольятти, в других городах. На плакатах целесообразно называть имена защитников денежных мешков в депутатском корпусе. Пусть трудящиеся знают, кому своими бюллетенями на выборах обеспечивают большинство в законодательных органах страны. Люди должны видеть, что мы боремся за их права, и тогда они будут пополнять наши ряды.

Нам бы хотелось усиления активности коммунистов в цехах и в бригадах. Членов «шмако-исаевского» профсоюза, как Геннадий Зюганов назвал ФНПР в выступлении на пленуме, там не видно и не слышно. А ведь именно в цехах передний край нашей борьбы с нарушениями трудового законодательства, с произволом администрации. Здесь очень нужен пример коммунистов, он будет самым эффективным методом усиления влияния партии в пролетарской среде.

— И последний вопрос: как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на «АвтоВАЗе» в наступившем году?

— В конце прошлого года началась новая протестная волна. Она вызвана и разрушительными действиями заводской администрации, и плачевной ситуацией в целом в российской экономике. Недаром на митингах звучали требования остановить падение производства в стране, обуздать инфляцию и рост цен, прекратить коммунальный произвол и поборы на так называемый капитальный ремонт ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО). Постоянно растут цены на основные продукты питания. В середине года снова повысят тарифы на электроэнергию и на газ. Я думаю, что желание отсидеться в сторонке у многих заводчан поубавится и протест будет нарастать.

Уже сейчас есть полная уверенность в том, что общими силами — двойной тягой, как говорят в народе, — мы не позволим сократить коллектив «АвтоВАЗа» с 60 до 35 тысяч работников, как планировал Андерссон. Данный господин — сам недавно признал — имеет ежемесячно по 50 тысяч долларов. Это более миллиона рублей в день по курсу доллара на начало этого года. А рабочие не получают и пятисот долларов в месяц, а это меньше пособия по безработице на Западе. Мириться с этим мы не намерены.

 В общем, наступивший год станет годом нашей общей активной борьбы за права человека труда. И победа будет за нами.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля