Последние новости

Реклама

«Эх, прокачу!», или первые автомобили в Крыму

А также первые автобусы, первые аварии и первые правила дорожного движения

Если верить Книге рекордов Крыма, 107 лет тому назад, в ноябре 1907 года, на полуострове появился свой собственный первый нарушитель правил дорожного движения. Им был некто господин Миклошевский, живший в Севастополе и имевший автомобиль, на котором он возил пассажиров из Севастополя в Ялту и обратно.

Лихие шоферы

Как писали в газетах, «означенный автомобиль наскочил и разбил станционное ландо, в котором ехал из Ялты в Севастополь редактор «Московского листка» господин Пастухов. К счастью, и Пастухов, и кучер отделались только тем, что вынуждены были 8 верст пройти пешком до станции. 15-го числа тот же месяца автомобиль наскочил на станционный мальпост и своей осью сломал ногу у пристяжной лошади. И вообще ни одна встреча с автомобилем Миклошевского не обходится без столкновений».

В те годы автомобили были в Крыму большой диковинкой (поэтому господин Миклошеский и удостоился особой славы за свое разгильдяйство). А самый первый «мотор» крымчане увидели на дорогах полуострова в 1901-м. Но он был здесь проездом: его водитель, венгр Геза Ковач, посетил Крым в качестве автотуриста. Путешествуя по Европе на машине, Ковач пpибыл паpоходом в Севастополь, а оттуда на автомобиле отпpавился в Ялту. Кстати, данный вояж также не обошелся без приключений: около Гурзуфа его автомобиль напугал лошадь, и та перевернула экипаж. Суд признал Ковача виновным и вынес решение о выплате 120 рублей в возмещение морального и материального ущерба.

Без «езды в перегонки»

Несколько лет спустя автомобилями начали обзаводиться и богатые крымчане. А власти озаботились созданием правил дорожного движения для нового транспорта. Поначалу данные правила в каждом городе были свои. О симферопольских правилах известно, что они содержали всего десять пунктов, в том числе ограничение скорости до 5 верст в час. Запрещалась «езда в перегонки». К управлению допускались люди, выдержавшие специальное испытание. Приводился перечень улиц, по которым разрешалось движение автотранспорта. А в Евпатории езда на автомобилях допускалась по центральным улицам со скоростью около 12 км/ч, на улицах шириной менее 6 м – 6 км/ч, на более узких – не допускалась вообще. При проезде в местах скопления людей скорость требовалось уменьшить до шага лошади. Если же встречные лошади выражали беспокойство, автомобилист должен был выключать мотор. Впрочем, шоферам начала XX века требуется было опасаться не только лошадей. Вот что советовал своим читателям первый российский журнал для автолюбителей «Автомобиль»: «Каждое животное пугается по-разному. Корова стоит и … смотрит на вас, и вдруг в последнюю минуту, задрав хвост, бросается без всякого соображения, иногда прямо под вас. Быка бояться нечего, он, очевидно, считает ниже своего достоинства уделять внимание какому-нибудь автомобилю. Свинья бывает разная. Если она предается кейфу в грязной луже, или когда дородную мамашу теребят полдюжины поросят, то такая свинья ничего не предпринимает. Но опасна трудолюбивая свинка, которая … хлопотливо роет край шоссе. Такая свинья опасна тем, что она видит вас только в последнюю минуту и бросается к своему дому поперек вашей дороги».

С сумасшедшей скоростью 20 км/ч

Вплоть до 1910-го автомобили в Симферополе можно было пересчитать по пальцам, однако к концу 1911-го в городе, по некоторым данным, насчитывалось уже 30 автомобилей, 10 «мотоциклеток» и 268 велосипедов. При этом автомобили стали использовать и в качестве пассажирского междугороднего транспорта. Первое в Крыму регулярное автомобильное сообщение между городами появилось в 1906 году, когда купец Сеферов приобрел право на частный извоз собственным автомобилем по маршруту Симферополь – Евпатория. Стоимость поездки составляла 6 рублей с человека. Первый в Крыму маршрут регулярного автобусного сообщения Симферополь – Карасубазар (Белогорск) появился в 1909 г. Поездка на двенадцатиместном автобусе обходилась пассажиру в 3 рубля.

Правда, поначалу к услугам междугородного автотранспорта прибегали не очень охотно, отдавая предпочтение привычным извозчикам и почтовым каретам. Таким образом, автобусы часто ломались в пути, из-за чего считались ненадежными. Застряв в ночное время на дороге, пассажиры вынуждены были искать ночлег в близлежащих селах – в крестьянских домах или в местных кофейнях. Более удобны были 4-8-местные автомобили – они ломались чуть реже автобусов, но все равно делали это с завидной частотой. Как писал современник, «в осеннюю и зимнюю пору продолжительность пути становится совершенно неопределенной, завися от множества случайных причин». Интересно, что для экскурсий и автобусы, и автомобили  считались малопригодными «вследствие дороговизны и быстроты передвижения, из-за чего красоты природы ускользают от внимания». При этом за городом авто в среднем двигались со скоростью 20 км/ч. Но по тем временам это и вправду была сумасшедшая скорость!

Татьяна Шевченко

Фото fishki.net

На фото: императорская семья перед императорским гаражом в Ливадии, 1913.

Николай II был владельцем одного из самых больших автомобильных парков Европы – в нем числилось более 50 автомобилей. Основная их часть находилась в личном гараже императора в Царском селе. В Ливадии был построен гараж на 25 машин для нужд двора во время летнего пребывания в Крыму. Слева на снимке – семиместный автомобиль французской фирмы «Делоне-Бельвилль», самая роскошная и дорогая машина начала XX века. Справа – «Роллс-Ройс» «Серебряный Призрак».


По материалам информационного агентства Крымская газета

Тоже важно:

Дата: 20 ноября 2014 | Разделы: События
20 ноября 2014

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля