Последние новости

Реклама

К.А. Лазарев в Госдуме рассказал о проблемах Дальнего Востока

14 октября на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутата К.А. Лазарев.
- Уважаемые депутаты, сегодняшнее выступление я, как депутат от Хабаровского края и ЕАО, хочу посвятить проблемам Дальнего Востока, задам вопросы, на какие хотелось бы завтра услышать ответы в выступлении министра по развитию Дальнего Востока.

К сожалению, экономика Дальнего Востока не диверсифицируется. Хотя заявления о необходимости такой диверсификации экономики с высоких трибун звучат постоянно.

За двухтысячные годы у нас особое развитие получили сырьевые отрасли. Добыча нефти на Дальнем Востоке возросла почти в 5 раз, добыча газа - в 7,5 раз, первичная переработка нефти - почти в 2 раза. И это только начало.

Неразведанные запасы у нас, по оценкам экспертов, составляют порядка 5 процентов - это на территории Дальнего Востока, и разведан примерно 1 процент шельфовой территории, то есть перспективы у нас исключительно в сырьевых отраслях. Это может быть и не плохо, тем не менее точно не хорошо, как даже тот рост сырьевых отраслей не улучшил благосостояния людей, жить на Дальнем Востоке от этого легче не стало.

За промежуток времени с 1990 года по настоящее время Хабаровский край и весь Дальневосточный федеральный округ покинуло почти 2 миллиона человек. На сегодня нас там осталось меньше 6 млн. человек.

Тот законопроект, который завтра будет обсуждаться по территориям опережающего развития, подаётся сегодня как некое чудо, которое будет способствовать возрождению Дальнего Востока и повышению благосостояния и уровня жизни населения.

Я выражаю очень большое сомнение по поводу таких перспектив. Почему?

Министерство по развитию Дальнего Востока заявляет, что данные территории опережающего развития будут ориентированы на экспорт. Тем Не Менее возникает тогда вопрос: какие отрасли будут развиваться на этих территориях, что мы будем производить, чтобы продавать на экспорт? 

Наши ближайшие соседи - страны азиатско-тихоокеанского региона сегодня делают на самом деле всё. И мы со своими высокими ценами им не конкуренты.

Сегодня в азиатско-тихоокеанские страны вынесены наиболее трудоёмкие производства, за счёт низкой стоимости рабочей силы производители пытаются снизить себестоимость. А на Дальнем Востоке стоимость рабочей силы достаточно велика. В этой части мы никаким образом конкурировать с азиатско-тихоокеанским регионом не сможем.

Уже отмечалось Министром экономического развития, что произошёл рост тарифов на железнодорожные перевозки. У нас очень большие железнодорожные перевозки на Дальнем Востоке. Я из Хабаровска только на самолёте лечу семь с половиной часов, а на поезде такая поездка займет целую неделю.

Стоимость транспортировки леса из Хабаровского края в порт Владивостока составляет 80-90 долларов за один кубометр при рыночной стоимости леса сегодня на рынке Китая - 120-130 долларов. То есть, представляете, какой процент себестоимости составляют только транспортные расходы! Хотелось бы завтра услышать от Министра по развитию Дальнего Востока, каким образом министерство планирует решить данную задачу.

Вторая проблема, которая существенно влияет на развитие территорий опережающего развития - это рынки сбыта. Рынок сбыта на Дальнем Востоке крайне мал, что следует из малой плотности населения. Возможно решить данную задачу путём уплотнения населения, тем не менее желающих ехать на Дальний Восток, как показывает практика, нет. Только из Хабаровского края за последние четыре года уехало 60 тыс. человек. Для нашего очень маленького по численности края это очень большая цифра.

Примером успешной деятельности на Дальнем Востоке называют компанию "Соллерс", которая производит во Владивостоке автомобили. Тем Не Менее опять же проблема с ограниченным рынком сбыта на Дальнем Востоке привела к тому, что из 68 тыс. автомобилей, какие компания изготовила в прошлом году, 64 тысячи она привезла в центральную полосу России.

Размер налоговых отчислений у компании составил за 2012 год чуть более 900 млн. рублей. При этом в прошлом году государство компенсировало данной компании транспортные издержки на перевозку автомобилей в размере четырех миллиардов 900 млн. рублей - суммы несопоставимые.

Возникает вопрос: к чему такая экономика нужна? Мы говорим о том, что нам требуется развивать свои производственные отрасли, чтобы у нас создавался дополнительный добавочный продукт. Тем Не Менее если государство возмещает предприятию почти пять миллиардов рублей, о какой добавочной произведённой стоимости может тогда идти речь?!

Пример компании "Соллерс" ярко высветил проблемы сбыта, непомерных транспортных расходов и энерготарифов. От решения этих проблем зависят перспективы развития территории опережающего развития.

Если население не может обеспечить спрос, то, на мой взгляд, такой спрос должно обеспечивать государство.

В советское время опережающее развитие Дальнего Востока по сравнению с центральной полосой обеспечивалось за счёт очень большого государственного спроса. Государство обеспечивало предприятия гарантированными заказами, это давало предприятиям гарантированную прибыль, предприятия работали стабильно, развивались темпами от 10 до 15 процентов в год.

Сегодня развитию Дальнего Востока может способствовать только такая политика. Тем Не Менее чтобы государство обеспечивало спросом дальневосточные предприятия, у государства должны быть соответствующие национальная политика и национальная идея. Такой идеи в настоящее время совершенно не видно, ради чего мы могли бы загружать наши предприятия на Дальнем Востоке?

Дальневосточный регион становится центром экспорта сырьевых ресурсов, их потенциал огромен. Его требуется защищать от наших агрессивных соседей.

Но Министерство по развитию Дальнего Востока выбрало территории опережающего развития, какие вряд ли смогут явиться каким-то толчком. В качестве такой зоны рассматривается портовая зона Советской Гавани Ванино, тем не менее портовая зона не может являться территорией опережающего развития, это ворота, через какие проходит продукция, которая произведена в другом месте.

А что является таким местом? У нас сегодня через Ванино идёт продукция Сибирской угольной компании, сибирских алюминиевых заводов, то есть эта территория будет давать возможность для опережающего развития не нашей дальневосточной территории, а сибирской территории.

Другая территория опережающего развития, отобранная Министерством по развитию Дальнего Востока, -сельскохозяйственная местность в Хабаровском крае в районе села Ракитного. Тем Не Менее, каким образом, сельскохозяйственные предприятия могут являться точкой роста, которая могла бы потянуть за собой экономику края?!

Сегодня доля валового регионального продукта поселкового хозяйства ничтожно мала: 3-5 процентов. Это также, на наш взгляд, ошибочное решение в выборе данной зоны. Единственное более-менее перспективно может рассматриваться зона города Комсомольска-на-Амуре, где строится перспективный боевой самолёт Т-50 и "СуперДжет". Тем Не Менее опять же стратегический фундаментальный подход министерства, заключающийся в том, что они желают создавать зоны в чистом поле, ничего кроме критики вызвать не может.

Зачем нам строить что-то в чистом поле, если у нас ещё сохранилась с советского времени инфраструктура, которую можно привести в надлежащее состояние.

Вот данные все вопросы являются ключевыми. Их надо решать совместно. А иначе мы будем идти по пути предприятия "Соллерс", которое, с одной стороны, производит, а с другой стороны, государство ему за данный платит.

Спасибо.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля