Последние новости

Реклама

К.А. Лазарев: При проводимой политике нет оснований ожидать роста благосостояния населения

8 октября на «правительственном часе» в Госдуме выступал с отчетом министр финансового развития А.В. Улюкаев. Депутат Государственной Думы К.А. Лазарев и член Бауманского районного комитета Московского городского отделения КПРФ А.А. Бекетов прокомментировали выступление министра.
К вопросу об инвестициях. Одной из ключевых задач Минэкономразвития (далее – Министерство) является улучшение инвестиционного климата в РФ. На сегодняшний момент Министерство обладает одним из эффективных (по опыту Китая и ряда стран) инструментов привлечения инвестиций в экономику – особые экономические зоны. Государство в лице Министерства финансов выделяет колоссальные ресурсы на развитие данного института. Следует отметить, что это не виртуальное, а реальное финансирование. Так, к примеру, на ОЭЗ Советская Гавань – Ванино выделено 3,15 млрд. руб.; Бирюзовая Катунь – 8,179 млрд. руб.; Бурятия – 14,237 млрд. руб.; Дубна – 12,486 млрд. руб.; Зеленоград – 28,794 млрд. руб.; Иркутск – 5,908 млрд. руб.; Липецк – 8,799 млрд. руб.; Республика Алтай – 9,455 млрд. руб.; Самара – 7,193 млрд. руб.; Санкт-Петербург – 16,609 млрд. руб.; Томск – 16,295 млрд. руб.; Ульяновск – 7,668 млрд. руб. (все данные из Постановлений). Всего 138,773 млрд. руб.

Для эффективного управления особыми экономическими зонами Министерством создана управляющая компания ОАО «ОЭЗ», на содержание которой в среднем в год расходуется около 2 млрд. руб. при этом около 50% от общего объёма расходов ОАО «ОЭЗ» – фонд оплаты труда.

Как следует из доклада Улюкаева, в настоящее время наблюдается сокращение инвестиций, которое является одним из сдерживающих факторов роста ВВП. Таким образом, государственные инвестиции в создание и развитие института особых экономических зон следует признать неэффективными. При этом возникает вопрос: в чем причина неэффективности данных инвестиций, кто несет ответственность за создавшуюся ситуацию и имеет ли смысл дальнейшее поддержание управляющей компании на прежнем уровне.

Как показывает опыт развития ОЭЗ Советская Гавань – Ванино, до настоящего времени не создано зоны как таковой, при этом средства выделены. Ключевым фактором «тормозящим» развитие данной ОЭЗ низко качественное управление процессом развития ОЭЗ, нежелание и неспособность бюрократизированного центра решать возникающие проблемы.

К вопросу о росте рентабельности отечественных компаний и инвестициях. Как следует из доклада, за истекший промежуток времени наблюдается рост финансового результата отечественных компаний. При этом фиксируется снижение инвестиционной активности на внутреннем рынке. Это означает, что нераспределенная прибыль компаний либо «проедается», либо вывозится из страны. Положение усугубляется принятием закона Ройтенберга, который, как верно отметил г-н Министр, является своего рода страховкой для компаний экспортеров капитала.

Учитывая то, что Министерство должно создавать все предпосылки для рефинансирования нераспределенной прибыли в основные фонды, в частности посредством института ОЭЗ, можно сделать вывод о том, что эта модель не эффективна в условиях нашей страны. Низкая рентабельность обусловлена низким спросом на отечественную продукцию со стороны потребителей – физических и юридических лиц, в первую очередь из-за её дороговизны. Привлечет инвестиции рост спроса, который приведет к росту рентабельности.

Бюджетные деньги эффективнее тратить не на создание и обеспечение особых и иных экономических зон, а на создание государственного спроса. Тем Не Менее глобальный государственный спрос может появиться только при наличии адекватной национальной идеи. Ведь заказывать продукцию государству нужно для какой-то конкретной цели. Сегодня её нет, следовательно, нет оснований ожидать роста благосостояния.

К вопросу о росте тарифов. Безусловно, большая заслуга Министерства в сдерживании тарифов. Тем Не Менее, докладчик отмечает, что не удалось удержать тарифы на железнодорожные перевозки. И ожидается его рост на уровне 10%. Это ставит под вопрос развитие территорий опережающего развития и ОЭЗ. Так, в частности, конкурентоспособность продукции предприятий Дальнего Востока, которая будет производиться в границах ранее упомянутых территорий, несмотря на предлагаемые преференции по налогам, под угрозой. Вместе с тем, докладчик предлагает использовать средства Фонда национального благосостояния для финансирования крупных инфраструктурных проектов.

Вместе с тем, главной целью создания ОЭЗ является создание инфраструктуры для потенциальных резидентов, для чего государство регулярно выделяет колоссальные средства. При этом такие инвестиции не имеют должного эффекта. Таким образом, считаем невозможным использовать средства данного фонда для финансирования проектов по созданию инфраструктуры для бизнеса, либо целесообразно пересмотреть концепцию управления особыми экономическими зонами, признать поражение и привлечь к ответственности виновных в создавшейся ситуации.

К вопросу о проектном управлении. Докладчик отмечает, что для управления фондом развития моногородов создан проектный офис. Нельзя не согласиться с правильностью и высокой эффективностью такого подхода в управлении. Тем Не Менее, почему Министерство не поддерживает данного подхода в управлении особыми экономическими зонами? Так, в 2013г. решением «очередного» генерального директора ОАО «ОЭЗ», создан проектный офис, начата реформа управления созданием и развитием особых экономических зон, направленная на сокращение расходов управляющей компании и повышению производительности работников управляющей компании.

Вместе с тем, данная инициатива не нашла одобрения у Министерства, на смену прежнему Генеральному директору пришел «очередной», который ликвидировал проектный офис и оставил управлением особыми экономическими зонами на прежнем уровне. Следует отметить очень частую смену Генеральных директоров ОАО «ОЭЗ». Когда Министр остановит непрерывный процесс смены руководства в ОАО «ОЭЗ»?

Выступление Чистовой – это первые робкие заявления государственных служащих высшего уровня о том, что старая система госплана, базис которой составляет межотраслевой баланс, является эффективнее действующей модели экономики.

Депутат Государственной Думы                                                                                                  К.А. Лазарев

член Бауманского районного комитета

Московского городского отделения КПРФ                                                                              А.А. Бекетов

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля