Последние новости

Реклама

Здравия желаем, товарищ генерал-лейтенант!

Единственному в Столице Крыма Герою Советского Союза Ашоту Аматуни — 90

Он бодр и подтянут, как и полагается настоящему боевому офицеру, вопреки цифрам в паспорте и на календаре. Гостеприимен и остроумен, как и подобает армянину. Скромен: не выпячивает свои подвиги и парадный мундир с орденами и медалями надевает редко — как человек, прошедший нелёгкими дорогами Великой Отечественной, не любит позировать, хвалиться. Он такой, как есть — мудрый, жизнелюбивый, искренний. Наш постоянный читатель Герой Советского Союза Ашот Аматуни отметил 90-летний юбилей.

Ленинаканский парень

Он родился 23 декабря 1923 года в дружной многодетной семье плотника Апета Акоповича и домохозяйки Магдак Саркисовны в старинном армянском городе Александрополе, — вскоре, став советским, переименован в Ленинакан, в честь Владимира Ленина. И Ашот Аматуни гордится, что он ленинаканец, и очень тепло, с уважением, любовью рассказывает о добрейших, справедливейших и трудолюбивых родителях, старшем брате Акопе, сёстрах Забель, Хехуш, Гоар, Грануш, друзьях. Вспоминает, как немного не дотянул в школе до аттестата с отличием: выпускные экзамены сдал на «5», однако сказались несколько четвёрок по другим предметам.

- Учился средне — отстающим никогда не был, однако и полностью отличником не сложилось, лишь в 7-м классе были все пятёрки и похвальная грамота. Наверное, чрезмерная оживлённость мешала усидчивости, — улыбается Ашот Апетович. — А вообще замечательные были годы: отличные учителя, очень дружный класс, как мы зачитывались книгами о героях, полководцах (особенно привлекала парня личность Александра Суворова. — Авт.), какие баскетбольные, футбольные баталии устраивали! Как мечтали талантливые мальчишки и девчонки. Жаль, многие не вернулись с войны...

Ашот Апетович вспоминает, что в школе его больше всего привлекали математика, история и военное дело.

- Для меня было праздником, когда мы стреляли из боевой винтовки, занимались изучением материальной части стрелкового вооружения, — рассказывает генерал-лейтенант в отставке. — Военное дело преподавал старший лейтенант Григорян, он проводил занятия очень интересно. А ещё после войны с белофиннами к нам прибыли многие части, участвовавшие в сражениях, офицеры поселились в домах горожан. У моей старшей сестры квартировал подполковник, вскоре награждённый орденом Красного Знамени, у нас — лейтенант, получивший медаль «За отвагу». Они иногда рассказывали о тех боях, и я слушал, затаив дыхание. Твёрдо решил, что стану военным. Или лётчиком, как Валерий Чкалов, или танкистом, как первый армянский Герой Советского Союза Карапет Симонян.

Но после окончания десятилетки в неполные 17 лет Ашот Аматуни ещё не мог поступать в военное училище и, чтобы не терять время, по совету брата, подал документы в Закавказский институт путей сообщения в Тбилисси. Однако не добрал для этого вуза двух балов, зато полученных хватило, чтобы поступить на физико-математический факультет Ленинаканского пединститута. В 1941-м вместе с друзьями подали в военкомат прошение направить в лётное училище. Их направили в Тбилиси, в специальную авиашколу, в начале июля, когда уже шла Великая Отечественная. Однако через неделю 17-летних мальчишек отправили обратно: школу расформировали, курсанты ушли на фронт. Ашот Аматуни также рвался на фронт, добровольцем, не мог сидеть дома, когда любимая Родина в опасности. А потом было Второе Орджоникидзевское пехотное училище. Переживал, конечно, что не авиационное, не танковое. Однако время такое, не до желаний было. И с благодарностью вспоминает командира взвода лейтенанта Выракша, который не только помогал овладеть профессией, однако и учил жизни, русскому языку, с которым у парня тогда было туговато.

- С благодарностью вспоминаю и маму лейтенанта, — рассказывает Ашот Аматуни. — Добрая женщина, которая заботилась обо мне, как родная. И ещё больнее, что не выполнил последнюю просьбу друга, командира. Это уже было после училища: в тяжёлых боях за Сталинград он подошёл ко мне, отдал свой командирский ремень с портупеей и сказал: «Если погибну, отвезёшь маме, один ты знаешь, где её найти». Он погиб, а я тогда был тяжело ранен...

От пулемёта до танка

Когда разговор заходит о войне, что-то меняется в добром взгляде Ашота Апетовича, он вновь и вновь перелистывает в памяти те страницы, тщательно выбирая, что рассказать, а что навеки оставить в себе.

- Училище мы не окончили, — говорит Герой Советского Союза. — Сформировали курсантские батальоны — и на фронт. Первое огненное крещение — у станции Ремонтная в Ростовской области, где их не имевший зениток эшелон разбомбили фашисты. Курсанты, конечно, стреляли из винтовок, что были одна на двоих, однако толку...

Потом — тяжёлые бои, с пулемётом Дегтярёва до Сталинграда прошагал курсант Аматуни. Был ранен, однако не покинул строй, а вот второе тяжёлое ранение в боях в районе тракторного завода в Сталинграде оказалось серьёзнее.

- Боевые товарищи вынесли меня с поля боя. На барже по Волге раненых отправили в госпиталь в Саратове, — рассказывает Ашот Апетович. — Там я узнал, что награждён первым орденом Красной Звезды — самая дорогая для меня награда, сталинградская. Там после нескольких месяцев молчания написал письмо родным. В Саратове осуществил и детскую мечту — стал танкистом, курсантом Саратовского танкового училища. И самый лучший танк войны — «Т — 34» узнал.

Он освобождал Украину, Молдавию, Польшу. Командир танка, взвода, а после гибели ротного гвардии капитана Анатолия Карпенко, в январе 1945-го, возглавил роту 49-й Гвардейской танковой бригады. Вспоминает Ашот Апетович, как били фашистов, уничтожали вражеские самолёты на аэродромах, как освобождали узников концлагерей. Как экипаж танка гвардии младшего лейтенанта Костылева из его взвода, первым ворвавшийся в Люблин, двое суток один сражался там с фашистами. Как отрезали фашистам пути отхода из города Иновроцлав. Как восемь танкистов его роты — Павел Михеев, Олег Матвеев, Владимир Пермяков, Семён Погорелов, Яков Пилипенко, Сергей Мацапура, Ншан Дарбинян и он, Ашот Аматуни, — стали Героями Советского Союза за те бои, а рота — единственной в составе бронетанковых войск с восемью награждёнными Золотой Звездой. Как за 3 месяца до Победы погиб под Грабовым гвардии лейтенант Олег Матвеев, прикрывавший раненых товарищей из экипажа подбитых танков — своего и Аматуни. И умалчивает из-за скромности, что в том бою сам раненный осколком в руку тащил на себе через болото тяжело раненного гвардии старшего сержанта Владимира Пермякова.

О любви и жизни

Бои в Германии, и обидное тяжёлое ранение 30 апреля 45-го, когда над рейхстагом уже реяло Красное знамя. Друзья вытащили командира из горящей машины. Госпиталь, Победа, ружейные салюты, какие он слушал на госпитальной койке в Варшаве. Грустил, что не может быть рядом с боевыми товарищами, что многих из них уже никогда не увидит. Радовался, что дожил, выстоял, победил. В августе 1945-го в немецком Карлхорсте, где в мае фашисты капитулировали перед Красной Армией, Маршал Советского Союза Георгий Жуков вручил Ашоту Аматуни «Золотую Звезду Героя» и орден Ленина. И отпуск был домой, в Ленинакан, где так радостно встречали героя родные и земляки. В Ленинакане Ашот Апетович нашёл и любовь.

- Зашёл в библиотеку поискать книгу, а нашёл своё счастье, — признаётся Ашот Аматуни. — Девушку с огромными косами — Нинель.

Для Ашота Апетовича и Нинель Варосовны это была любовь с первого взгляда. 23 марта 1946 года сыграли свадьбу. Теперь все радости и невзгоды военной службы они переносили вместе. Служба в Германии, затем учёба в Москве, в военной академии, назначение замкомандира танкового корпуса в Закавказском военном округе, служба в Тбилиси, опять Германия, Одесса, Крым, замкомандира 32-го армейского корпуса, Ереван, снова Крым... Он защищал Родину, семью, а она хранила тыл, семейный очаг.

- Вместе с любимой Нинель мы 63 года прожили. Я всегда знал, что она у меня самая лучшая, мы никогда даже не ругались, — с грустью смотрит на фотографию любимой Ашот Апетович. Увы, Нинель Варосовны уже нет рядом. Только в мыслях, в памяти. — Она мне троих детей подарила: Александра, Марину, Владимира. Уже шесть внуков и восемь правнуков. Род продолжается.

Он бодр и подтянут, как и полагается настоящему боевому офицеру, вопреки цифрам в паспорте и на календаре. Он и сам в них не верит, точно зная, в чём секрет долголетия.

- Жить требуется так, чтобы не дать себе повода сникнуть, — делится Ашот Апетович. — Человек должен энергично стремиться к цели и работать. Если говорит: «А, ладно, как-то проживу!» — жизни не будет. Не позволяю себе застрять в одном деле. Мне хочется постоянно находиться в движении, не всегда получается, однако ничего страшного — не удастся сегодня, удастся завтра. Главное — верить и жить.

«Крымская правда» поздравляет Ашота Аматуни с юбилеем. Здоровья вам, Ашот Апетович, и ещё много лет жизни на радость окружающим.

Наталья ПУПКОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 24 декабря 2013 | Разделы: События
24 декабря 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля