Последние новости

Реклама

Подвиг Героев. Помнить вечно Они прошли тяжёлыми дорогами войны. От грозного 22 июня 41-го до светлого 9 мая 45-го. Все 1418 дней Великой Отечественной были наполнены для них боями, отступлениями и атаками, в какие рвались даже будучи в госпиталях с тяжёлыми ранениями. Ведь Родина в опасности! Герои фронта. Герои подполья и партизанских лесов, устраивавшие диверсии и удерживавшие даже на оккупированной территории «островки» свободной от фашистов земли. Герои тыла, ни днём, ни в ночное время не прекращавшие трудиться для подмоги фронту. Герои — победители Великой Отечественной. Поколение победителей. О них вспоминают наши читатели.

Двенадцать писем с фронта

«Здравствуйте милые мои Тонечка и Заюшка! С Первомаем вас! А главное с таким долгожданным освобождением родного нашего Крыма... Написал и сердце защемило: а вдруг... Нет! Никогда! Не может быть. Верю, что живы вы, мои родные. Знаю, трудно было очень, но вы выжили. Ведь правда, Тонечка, Заюшка?!». Пятилетний Артём, очень осторожно держа потемневший обгоревший по краям треугольник бумаги, по слогам читает данные строки, написанные крупными печатными буквами. Учится читать по семейной «азбуке». Её 69 лет назад написал тёзка — Артём Николаевич Сологубов. Прапрадедушка. Двенадцать писем с фронта.

Двадцатишестилетний симферопольский токарь Артём Сологубов добился мобилизации на фронт только в сентябре 41-го — готовил к эвакуации станки родного завода, имел бронь. Но разве мог он не рваться в атаку, если фашисты всё дальше продвигались по родной стране, подходили к его Крыму, где в небольшом домике ждали любимая 19-летняя жена Тонечка и полуторагодовалая дочурка Зоя-Заюшка, где в палисаднике так буйно в тот год расцвели его любимые розы. Первое письмо с Перекопа, где в начале осени 41-го воины 51-й армии сдерживали прорыв фашистов на полуостров. Оно не сохранилось, как и все довоенные семейные фотографии: в холодную зиму 1941/42 годов разместившийся в доме Сологубовых фашистский офицер отправил на растопку всю большую библиотеку хозяев.

- Семейный альбом прадедушка также сделал в виде книги, — говорит правнучка героя Юлия. — Там прабабушка хранила и то первое, тогда единственное письмо с фронта. Она рассказывала, как, увидев бросаемый в огонь альбом, маленькая Зоечка кинулась на фашиста. Да что её кулачки против фашистского пистолета? Хорошо хоть не застрелил, лишь припугнул. И выгнал женщину и девочку в мороз жить в сарае, чтобы не путались под ногами.

- Но бабулечка Тоня уже давно выучила это письмо, — подхватывает праправнук солдата. -
И рассказывала потом его вместо сказки дочке. И я также знаю его. Оно короткое, написанное перед боем.

«Здравствуйте любимые Тонечка и Заюшка! Пишу вам с перекопской земли. Лишь час назад мы прибыли сюда, а вот уже сейчас бой. Рвутся нелюди на нашу землю. А у нас пока мало для них «гостинцев». Но встретим. Ведь за нами вы, родные, наша великая страна. Куда мне писать, пока не знаю — нет адреса. Будьте здоровы и верьте в нашу Победу. Ваш муж и папа. 20 октября 1941 г.».

С фашистской оккупацией Крыма связь прервалась. Антонина и Зоя Сологубовы старались выжить, а их муж и папа сражался с фашистами в Керчи и Сталинграде, Запорожье и Белоруссии. Дважды был ранен. И всё искал по фронтовым газетам сообщения о Крыме. Долгожданная весть застала в Белоруссии, где его 33-я армия формировала вновь созданный 2-й Белорусский фронт. И полетело домой письмо с надеждой, что живы родные.

«Сколько времени прошло. Заюшка уже, наверное, большая совсем. Буду писать печатными буквами, чтобы и она училась читать — будет дочке папкина азбука. Пишите мне на полевую почту 0527. Жду и верю, что вы живы. 30 апреля 1944 год».

Освобождая Минск, Артём Сологубов был вновь ранен, третье письмо — из госпиталя.

«Здравствуйте Тонечка и Заюшка! Как я рад — однополчане привезли от вас весточку. У меня всё хорошо. Немного поцарапала фашистская пуля, но уже зажило. А знаешь, Тонечка, фашисты уже совсем иначе себя ведут, чем в 41-м. Почуяли свою гибель. Столица России, Орёл, Сталинград... Везде их громим. И ещё будем. До Берлина погоним. За Сталинград меня представили к ордену, но ещё не вручили — попал в другую часть на новый фронт. Да и в наградах ли главное. Лишь бы скорее добить фашистов и встретиться с вами. Вы — моя главная награда. 7 июля 1944 г.».

- Потом у дедули были другие бои, — говорит праправнук Артём, — он с друзьями уже освободил Союз и воевал в Восточной Пруссии. И ещё писал домой, что скоро вернётся с Победой.

«Осталось уже немного. Мы вышли к Неману — это река побольше нашего Салгира, но переплыть можно. У меня теперь новый номер полевой почты — нас передали другому фронту. Пишите». «Спасибо за письма, мои любимые. Какой у Заюшки красивый рисунок получился — настоящая роза. Мне так не хватает их аромата здесь.

А ещё больше не хватает вас, милые. Рад, что город наш возраждается. Что Заюшка пошла в садик, а ты, Тонечка, устроилась на работу. Прости, что война прервала твою мечту о пединституте. Вот вернусь, и обязательно его окончишь». «Тонечка, хочу написать тебе строчки, что часто повторяю перед боем. Данные стихи прочёл во фронтовых газетах, ещё не имея связи с вами. Как они помогали держаться в неведении. Да, наверное, каждому из читавших их помогали. «Тёмная ночь, только пули свистят по степи,/ Только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают./ В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,/ И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь...». «Бьётся в тесной печурке огонь,/ На поленьях смола, как слеза,/ И поёт мне в землянке гармонь/ Про улыбку твою и глаза...». «Жди меня, и я вернусь,/Всем смертям назло...». Это лишь несколько строк, больше не позволяет размер листочка. Но приеду — прочту тебе все. А может, ты и сама их уже знаешь. В общем, ждите меня, милые, всем смертям назло...».

- Десять писем, написанных печатными буквами, сохранились от прадеда, — вздыхает правнучка солдата. — Наша азбука. По ним училась читать его дочь, потом внучка, я, теперь вот мой сын. Как и мечтал Артём Николаевич. А последнее письмо пришло в казённом конверте. «Ваш муж погиб смертью храбрых 23 октября 1944 года». Его прабабушка вот уже сколько лет носит в специальном мешочке у сердца, рядом с копиями фронтовых писем мужа — подлинники оставила потомкам. Она так и не вышла больше замуж. Сейчас ей 93 года. Говорит, что живёт и за Артёма своего. Жаль, что не удалось найти братскую могилу, где он похоронен — на её месте в нынешней Калининградской области теперь автотрасса. А о перезахоронении останков солдат ничего не известно.

Но Тоня и Заюшка всё же рядом с мужем и папой — переехали в те места, где его настигла фашистская пуля. И в палисаднике у дома выращивают любимые им розы. А праправнук Артём бережно хранит его письма и говорит, что гордится своим победителем фашизма.

Наталья ПУПКОВА.

Мы им гордимся

Константин Подколзин с фронта вернулся с орденами Славы, Красной Звезды и Отечественной войны, медалей — не счесть. О нём и хочется вспомнить. Ведь память о войне — свята. Увы, именно памяти и знаний о тех годах не хватает тем, кто приветствует ныне неофашизм на Украине. А мы гордимся отцом и дедом-победителем.

Он — инженер-строитель, до войны начинал строить подмосковные Мытищи, посёлок Калининск — ныне центр космонавтики Королёв; позже перевёлся в Москву, в Наркомстрой СССР. А 22 июня 1941 года из репродукторов сообщили о вероломном нападении фашистов на СССР. Константин Борисович отвёл домой 5-летнюю дочь Иру — и бегом в военкомат. 5 июля призван в войска связи. Первые бои на Украине, отступление, контузия под Ростовом. И не до госпиталей было... фронт откатывался к Волге, войска обороняли подступы к Столице России, где оставалась жена и дочь — мои будущие бабушка и мама.

Разрывы бомб, свит пуль. Приходилось, отстреливаясь из командирского «ТТ», таща катушку с кабелем к высотке...

А в Столице России жена, служащая в эвакогоспитале. И осколок фашистской бомбы, что влетел в окно комнатки, пропев смертельную песню возле головки дочки... Сирены воздушной тревоги, суровый голос Левитана по радио, страшные рассказы о блокаде Ленинграда. Потом, позже — бандиты Паулюса на московских улицах, пленённые, уже неопасные. И спокойно-восторженный голос Левитана, объявлявший об освобождении наших городов, салюты... А у капитана Константина Подколзина потом была Ялта, куда командирован в исторические дни встречи Сталина, Рузвельта и Черчилля. Берлин, рейхстаг, Победа! И любимая Столица России! Как передать чувства людей в незабываемый день — 9 мая 1945 года! Победили!!! Это единство всех словами передать невозможно! И невозможно не осудить преступление, что сотворили политики, развалив скреплённый народной кровью СССР. И какое преступление возрождать фашизм на Украине, так пострадавшей от него в войну. Этого не должно быть. Ведь мы помним! Это наши отцы и деды победили!

Константин Подколзин на Параде Победы 24 июня 45-го бросил фашистский штандарт к Мавзолею Ленина. И начались мирные будни: восстанавливал Керчь, родной город жены, возглавил трест «Азчеррыбстрой». Тогда были построены мемориал на горе Митридат, судоремонтный завод, дома, школы... Коммунисты Керчи избрали деда членом бюро горкома партии. Затем переподготовка в Белорусском военном округе, предложение остаться в армии. В отставку подполковник Подколзин ушёл в 1979 году. Его документы военных лет хранятся в Музее истории Великой Отечественной войны в Минске. Мы гордимся отцом и дедом!

Внук Юрий и дочь Ирина ПОДКОЛЗИНЫ.
Симферополь.

Не предадим память

Великий праздник — День Победы. Тогда, в «сороковых-роковых», ничто не могло сломить волю нашего народа к освобождению Советской Родины. «За Родину, за Сталина!» — с таким призывом шли на врага. И победили!

Мне был год, когда родители ушли на фронт. Мама, Тамара Андреевна Тачиева — связистка, освобождала Украину, Польшу, Венгрию, Чехословакию, Австрию, была ранена, контужена. К великому сожалению, уже 11 лет её нет с нами. Мама рассказывала о мужестве, о тяготах, что пришлось пережить во имя спасения Родины, и о том, что творили бандеровцы на Западной Украине: стреляли в спины красноармейцам, убивали женщин и детей. Увы, сейчас последователи фашистских приспешников вновь подняли голову, устраивают торжества в честь дивизии СС «Галичина», отменяют День Победы. Нашей Победы. И наш долг, всех, кто помнит и гордится подвигом победителей в Великой Отечественной войне, противостоять этому. Люди, не предавайте памяти отцов и дедов! А ветеранов войны от всей души поздравляю с Днём Победы! Здоровья вам, наши спасители! Мы вас любим и никогда не предадим! Честь вам и слава!

Жозефина ТАРАСОВА.
Симферополь.

«Позади — Москва»

Война окончилась почти 70 лет назад, но память незабвенна. В 41-м на фронт меня не взяли — едва исполнилось 16 лет.

Тогдашний мой вклад в будущую Победу — трудовой: бригадир полеводческой бригады в 250 человек — старики, женщины, подростки. Но 1 марта 1943 года направлен в Тамбовское пулемётное училище, по окончании — в 977-й стрелковый полк 270-й стрелковой дивизии. Начштаба полка определил командиром телефонного отделения. И дал журнал прибытия пополнения: «Перепиши всех. Будут убитые, раненые, будешь писать письма-извещения родным, делай это очень ответственно, тут ошибку ни в коем случае нельзя допустить». Убитых было много. Наш полк четыре дня сражался за высоту. В первый же день связисты моего отделения погибли, устранять порыв на проводе пришлось мне. Под шквальным огнём, бомбёжками удалось выполнить приказ. А на рассвете — вновь на передовую. Атакуем. В телефонной трубке голос начштаба: «Василёк, что у тебя?». Докладываю: сколько метров проползли, что командует батальоном уже сержант, из 400 человек осталось 11. К вечеру третьего дня осколок находит меня. Санитар, перевязав, оттащил за выступ. С наступлением темноты санитары дивизионного медсанбата унесли к землянке начштаба, который сказал: «В полку остался 41 человек, выходим из боя на переформирование. Спасибо тебе за связь и за помощь в написании писем родным погибших».

После у меня было ещё два ранения, контузия. Но я знал: позади Столица России, родное село, родная земля — их никто, кроме меня и таких, как я, не защитит. Несмотря на то, что жизнь нашего поколения была тяжёлая, мы воевали и работали с полной отдачей. Я горжусь, что принадлежу к поколению победителей.

Василий ГАЛЫГИН.
Симферополь.

Солдат созидания

В большой и дружной семье Степана Крайнюка 9 мая — двойной праздник: дети и внуки чествуют его, защитившего Родину от фашистов, а сам Степан Михайлович в День Победы отмечает день рождения. В этом году ветерану — 90 лет.

Родился в многодетной семье крестьянина, участника Первой мировой Михаила Илларионовича и Агафьи Леонтьевны, какие привили детям ответственность, любовь к родной земле, труду. В июне
41-го Степан окончил симферопольскую школу №33, получил вызов в военно-морскую медицинскую академию в Ленинграде. Стать военврачом помешал досадный случай: получил травму ключицы — признали непригодным для службы. Из-за травмы не мобилизован и в начале войны. Но в оккупированном Крыму парню удалось сохранить комсомольский билет, с ним в апреле 44-го через два дня после освобождения Симферополя отправился в военкомат. И вот долгожданное зачисление в батарею 76-миллиметровых орудий 561-го стрелкового полка 91-й Краснознамённой Мелитопольской стрелковой дивизии 51-й армии, где вскоре стал командиром орудия. Бои за освобождение Севастополя, где получил контузию, закалили характер солдата. Позже прошагал ещё многими дорогами войны, освобождал Прибалтику, участвовал в блокаде Курляндской группировки.

Демобилизовавшись, поступил в Крымский сельхозинститут. Агрономия стала делом жизни: начал в Мичуринской МТС Бахчисарайского района, затем почти 30 лет отдал институтскому учебно-опытному хозяйству «Коммунар». Заочно окончил аспирантуру, стал кандидатом сельскохозяйственных наук, преподавал в родном вузе. Благодаря знаниям и умениям Степана Михайловича хозяйства Крыма начали широко применять приём поверхностной обработки почвы, что существенно повлияло на урожайность зерновых. Любовь к науке и родной земле Степан Михайлович привил детям и внукам. Гордится, что дочь Екатерина стала кандидатом биологических наук, сын Михаил — кандидатом сельскохозяйственных наук. Не отстал от легендарного деда и внук Виктор, достигший высот в географических познаниях, второй внук Михаил учится в аспирантуре. Юбилей Степан Михайлович встречает в великолепной физической форме: начинает день с гимнастики, с удовольствием поддерживает порядок в маленьком садике у дома. Это скромный человек, который редко говорит о своих наградах. Но его военные медали «За отвагу», «За Победу над Германией», Жукова, благодарности генералиссимуса Сталина — семейные реликвии. Как и орден Трудового Красного Знамени, два ордена «Знак Почёта», серебряная и бронзовая медали ВДНХ СССР и почётное звание «Заслуженный агроном УССР», и многие другие.

В День Победы вокруг юбиляра соберётся вся семья. Но принимать подарки Степан Крайнюк не любит, напротив, сам готовит приятные сюрпризы для родни — щедрая душа. Хочется пожелать ему крепкого здоровья, бодрости, долголетия и мирного неба над головой.

Дети и внуки.
п. Аграрное.
P. S. Редакция «Крымской правды» присоединяется к поздравлениям. Многие вам лета, Степан Михайлович!

Наш сокол

9 мая для меня — не только День Великой Победы, но и день памяти одного из победителей — однополчанина Сергея Рябушкина. Его не стало 9 мая 1991 года. Выпало счастье несколько лет общаться с Сергеем Семёновичем — служба свела в начале шестидесятых в испытательном полку особого назначения на аэродроме Карагоз, вблизи села Гончаровка (ныне пгт Первомайское). А память осталась на всю жизнь.

Сергей Рябушкин родился в Московской области. «Небесная болезнь» привела в Ейское авиаучилище, которое окончил в сентябре 1942 года. Лётчик-истребитель, командир звена, замкомандира эскадрильи, охранял небо над Ленинградом и «Дорогу жизни», прикрывал действия боевых кораблей, штурмовиков и бомбардировщиков, отражал налёты противника. В выпуске боевого листка Главполитуправления Краснознамённого Балтфлота за 1943 год рассказывалось о славном бое шестёрки «ЛаГГ — 5», которая разгромила группу немецких «юнкерсов».

В составе шестёрки ведомым капитана Дмитрия Татаренко (впоследствии — Герой Советского Союза) был старший сержант Сергей Рябушкин. В том бою он, рискуя жизнью, спас командира группы, сбив вражеский «Ме — 109». Об этом подвиге рассказывал в книге «Балтийское небо» и писатель Николай Чуковский, по его сценарию снят одноимённый фильм. Сергею Рябушкину киноперсонаж, прообразом которого он послужил, не понравился: «Показали какого-то хлюпика». Настоящий Рябушкин «хлюпиком» не был: 3 ордена Красного Знамени, 2 - Красной Звезды, медали «За оборону Ленинграда», «За взятие Кёнигсберга» и другие. Сухие строки характеристики: «238 боевых вылетов, 57 воздушных боёв. Сбил 19 самолётов — 9 лично и 10 в группе». О везении в характеристике не говорилось. А зря — ни одного ранения за всю войну! Победу встретил в Кёнигсберге. Но и 9 мая 45-го боевой вылет — на уничтожение самолётов с убегавшими эсесовцами.

Закончив Ленинградскую военно-воздушную академию, командовал эскадрильей в Феодосийском лётно-испытательном центре. Перейдя на инженерную работу, участвовал в разработке и подготовке к испытаниям самолётов и вертолётов нового поколения в Феодосийском филиале Московского вертолётного завода имени Михаила Миля, состоялся путь от ведущего инженера до руководителя. Вот такой он, фронтовик-победитель.

Евгений ЕГОРОВ, ветеран войны и авиации.
Феодосия.

От всего сердца

Мне довелось участвовать в Ясско-Кишинёвской и Висло-Одерской наступательных операциях, Победу встретил в Чехословакии. Наше поколение вынесло многое, приятно, что есть люди, не забывающие это. Прошу передать солдатскую благодарность коллективу школы пгт Куйбышево, директору Екатерине Полищук и ученикам, что помнят обо мне, всегда поздравляют с праздниками. А я желаю им добра и мира.

Иосиф ГРИНЬ.
Бахчисарайский район.

* * *

От имени учителей и учеников специальной общеобразовательной школы №16 желаем поздравить с праздником Победы замечательного человека Марию Харченко. Мария Леонидовна — крымская партизанка, фронтовичка. Ей, кавалеру боевых наград, довелось пережить бои в партизанском лесу, госпиталя, она гнала фашистов до Кёнигсберга, а после Победы трудилась на благо любимой Родины. Милая Мария Леонидовна, примите самые добрые пожелания, живите долго, пусть ваши дни будут радостными. Вы очень нужны людям.

М. АЛЕКСАНДРОВА.
Симферополь.

* * *

Мой дедушка Клим Матвеевич Самарин родился 1925 году. После семилетки учился в фабрично-заводском училище при судостроительном заводе в Николаеве. Там его и застала война. Добровольцем ушёл на фронт. Служа в автобатальоне 74-й дивизии, подвозил снаряды, потом передовая — пехота, ранение, школа снайперов. У дедушки много медалей, три ордена. Вот уже 60 лет дедушка живёт в Евпатории. Мы его очень любим и, поздравляя с Днём Великой Победы, желаем здоровья и долгих лет жизни.

Фёдор УШАКОВ.
Евпатория.

* * *

Мне было шесть, когда началась война. Её ужасы навсегда остались в памяти. Но особенно памятен самый радостный день — 9 мая 1945-го. Какое всенародное ликование, и, увы, праздник со слезами на глазах — во многих семьях были погибшие. В память о них сложились строки: «Алые маки, весенние маки/ В зелени тёмной, густой,/ Как капельки крови, пролитой когда-то /Далёкой военной порой...». Хочу, чтобы молодёжь не забывала цену Победы, гордилась подвигом победителей. Низкий поклон ветеранам войны.

Лариса ПЕРШИНА.
Симферополь.

Письма подготовили Наталия Гончарова, Наталья Пупкова, Диана Скляренко, Николай Филиппов.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 8 мая 2013 | Разделы: События
8 мая 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля