Последние новости

Реклама

Если раньше было принято шутить, что у нас вся страна — эксперты в футболе и политике, то теперь можно уверенно добавлять ещё один пункт: грузоперевозки. За последние полтора года новости и проблемы этой сферы коснулись буквально каждого. Поворот на восток, сложности с импортом и экспортом, новые пути доставки товаров - эти, а также другие вопросы, которые ещё недавно рассматривались в кругу специалистов, теперь у всех на слуху, сообщает издание «Комсомольская Правда».

Один из важнейших аспектов, характеризующих современную транспортно-логистическую отрасль, – использование новых цифровых решений. Электронные очереди на пограничных переходах, электронный документооборот, электронные навигационные пломбы (теперь есть и такое!) на транзитных грузах... Все это помогает компаниям эффективнее доставлять товары, лучше контролировать и отслеживать цепочки поставок, среди них международные. И как результат - лучше делать свою работу и больше зарабатывать.

Как в этот день работает цифровизация грузового транспорта и как эта сфера будет развиваться дальше? Эти, а также другие вопросы обсудили на сессии Восточного экономического форума «Цифровые решения для внутренней и международной логистики».

БЕЗ ШВОВ, БЕЗ ВОЛОКИТЫ

"Для чего государство и бизнес в последние годы инвестировали в цифровые решения? Это было сделано для повышения эффективности, безопасности, прозрачности, управления на основе данных. И прошедшие полтора года показали нам, что этот цифровой задел стал подушкой безопасности для российского транспорта. Это дало возможность в кратчайшие сроки перестроиться и не просто продолжить работу, а продолжить развитие", сообщила модератор сессии, директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.

Со слов Полины Давыдовой, в это сложное время «цифра» по-настоящему выручила отрасль — а значит, и всех нас.

"Мы проверили наш тезис, что цифровые решения помогли в переориентации транспортных потоков и логистических цепочек. И большинство участников опроса, который мы провели в нашем телеграм-канале, с этим согласны", добавила Полина Давыдова.

Согласны с этим и представители федеральной власти.

"Бесшовность, мультимодальность - красивые, важные слова. Однако за каждым из них стоит ряд проектов, которые надо между собой увязать", отметил заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов.

Коротко поясним, о чем идёт речь. Мультимодальная перевозка в идеале предполагает транспортировку грузов по одному договору, хотя и выполняется она несколькими (как минимум двумя) видами транспорта. Как раньше было: привёз товар на корабле, перегрузил его на машину или поезд и утонул в океане документов и согласований. Цифровизация успешно борется с этим пережитком бюрократии.

Однако вернемся к теме, которую поднял замминистра. Дмитрий Баканов сказал о трёх важнейших проектах, которые реализованы в логистической отрасли в последнее время или готовятся уже сейчас.

"Первое - это электронный документооборот, от которого нам никуда не деться", говорит Баканов. "Сначала РЖД создали свою систему ЭТРАН. Далее мы запустили Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Сейчас в этой системе оформляется сотни тысяч документов, а до конца года должны перейти на миллионы."

Следующий шаг – интеграция двух систем.

"С 1 октября мы начинаем эксперимент по стыковке ГИС ЭПД с ЭТРАН»", сказал Дмитрий Баканов.

Это даст возможность оформлять мультимодальную перевозку с использованием двух видов транспорта - железнодорожного и автомобильного - в цифровом виде, без бумаги. Что существенно облегчит жизнь и перевозчикам, и поставщикам, и получателям грузов.

"И третье - вышло изменение в федеральный закон, где шесть морских и речных документов со следующего года возможно будет оформлять в электронном виде также через ГИС ЭПД. Это большой шаг вперед", отметил Дмитрий Баканов. "И именно Чтобы это было бесшовно, мы до конца этого года с компанией FESCO на базе Дальневосточного морского торгового порта будем расширять эксперимент между ГИС ЭПД и ЭТРАН и стыковаться с системой морских портовых документов. Это стержневая история, и юридически значимый транспортный документооборот — это то, что в конечном счете поможет нам построить ядро дальнейшей мультимодальной логистики."

ЭЛЕКТРОННАЯ «ЖЕЛЕЗКА»

Важно, что на сессии собрались не просто лидеры отрасли, однако лидеры «цифровые». О том, как цифровые решения помогают в доставке по железной дороге, сказал заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Евгений Чаркин.

"«Цифра» очень сильно нам помогла, начиная с пандемии. Когда мы при помощи безбумажного документооборота, электронного взаимодействия с клиентами не только выстояли, однако и упрочили позиции с точки зрения взаимодействия с клиентами", отметил Чаркин. "Сейчас ситуация аналогичная и здесь я желал бы отметить несколько флагманских проектов."

Про ЭТРАН уже было сказано — это основа для интеграции с ГИС ЭПД. Сейчас 16 000 клиентов уже подключены к нашей системе.

Кроме этого, мы активно развиваем смарт-контракты - то, что связано с технологией блокчейн. Это делает взаимодействие с нашими партнерами в локомотивном комплексе, вагонном хозяйстве, грузовых перевозках абсолютно прозрачным, и строит систему цифрового доверия.

Следующий сервис — это личный кабинет грузоотправителя. К нему подключены уже 25 000 клиентов. За восемь месяцев этого года через этот сервис было оформлено 1,5 млн электронных документов, что уже превышает объём прошедшего года.

Очень удобный сервис с точки зрения заказа перевозки - электронная торговая площадка грузовых перевозок. На площадке работают уже более 9 тысяч клиентов, и ежемесячно через неё проходят больше 20 тысяч вагоноотправок. Для нас отрадно, что клиенты из иных стран также активно подключаются к электронной торговой площадке. Представители 15 стран уже взаимодействуют с нами через неё.

Возвращаясь к электронному документообороту, желал бы помочь вспомнить про сервис ИНТЕРТРАН, который мы реализуем совместно с коллегами из FESCO. При помощи цифрового документооборота он позволяет на четверо суток сократить промежуток времени прохождения процедур в порту и далее по этапам движения грузов.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ — ЭТО КОГДА ВСЕ ВМЕСТЕ

однако переместимся ближе к морю — мы всё же в Приморском крае.

"Группа FESCO - признанный цифровой лидер в области морских и мультимодальных перевозок", отметила Полина Давыдова. "На мой взгляд, это яркий пример того, как многие годы инвестиций в цифровые решения принесли плоды, позволили бизнесу выстоять в санкционный шторм и продолжить развитие."

«Многие годы» — это ключевой момент. Когда слово «цифровизация» ещё не стало модным (и уж тем более обыденным), в транспортной группе FESCO этому направлению уже придавали важнейшее значение.

"Цифровая трансформация у нас началась более пяти лет назад", рассказывает вице-президент транспортной группы FESCO по информационным технологиям Дмитрий Суровец. "Был совершен большой рывок - как в области цифровизации, так и в области кибербезопасности. Однако в целом могу отметить, что цифровизация — это когда все вместе. Нет такого, что вы что-то берете и делаете самостоятельно в отрыве от всего рынка. Начали мы, разумеется, внутри компании, создав внутреннюю цифровую экосистему, где задействованы партнеры, клиенты, органы власти. При этом мы поняли, что что надо не просто разработать долгосрочную стратегию, а требуется её всё время развивать и пересматривать."

Однако при этом важно знать, куда именно двигаться. По этой причине в FESCO чётко зафиксировали свои «цифровые» направления на ближайшие время, в числе которых - импортонезависимость и критическая информационная инфраструктура, кибербезопасность.

"Самое важное для нас — это цифровая непрерывность", прокомментировал Дмитрий Суровец. "Насколько нам помогают те данные, которые мы собираем? Как можно задействовать искусственный интеллект? Чего мы желаем достигнуть: продлить горизонт планирования или убрать человеческий фактор? Могу сказать точно, что мы не стремимся к тому, чтобы наш порт был целиком автоматизирован и управлялся одним человеком. Мы — не про это. Мы — про то, чтобы те сотрудники, которые у нас работают и прибудут к нам в будущем, могли найти свое место. Сейчас модно говорить: нейросети, большие данные «убьют» много профессий. И вправду, искусственный интеллект может победить человека, к примеру, в игре Го. Однако в промышленности, в реальном мире мы ещё должны пройти некоторый временной этап, когда искусственный интеллект нам и вправду сильно окажет помощь. Счастье в том, что люди имеют шанс изучить новые профессии и стать частью нового процесса, а не просто быть исключенными из него."

УМНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ

"Все компании, которые к нам приходят, чтобы сделать совместные проекты, говорят: спасибо, вы молодцы, у вас все хорошо…", рассказывает Дмитрий Суровец. "Да, мы молодцы, однако это в этот день. Будем ли мы такими завтра? Я убежден — будем."

В качестве примера связи «в этот день» и «завтра» вице-президент FESCO привел «Умный и безопасный порт» - программу проектов, которые компания запустила около полутора лет назад. Стартовала она с видеонаблюдения. Далее началось расширение: всю технику снабдили датчиками, занялись повышением пропускной способности и т. д. — все это росло и постепенно превратилось в большой пул проектов.

- И наша программа в этот день может помочь не только нам. Мы открыты, мы готовы делиться. Повторюсь - мы должны быть все вместе. Потому что в этот день это наше конкурентное преимущество, а завтра - базис любого участника транспортно-логистической цепочки. Как газ, вода. Вы же не говорите: смотрите, у меня есть электричество, я не пользуюсь свечами! - объясняет «на пальцах» Суровец. - Мы вступили в очень интересную историю. И те проекты, которые мы успешно делаем, к примеру, с ОАО «РЖД», позволяют нам показать: по цифровым решениям мы опережаем многие зарубежные транспортно-логистические компании.

Со слов вице-президент FESCO, импортозамещение, на которое в этот день все нацелены, не имеет под собой «догоняющего фактора».

"Совместными усилиями мы можем создать пространство, в котором имеют возможность взаимодействовать компании, государство, органы власти и партнеры (среди них зарубежные)", говорит Суровец.

"В морской отрасли можно посмотреть, есть ли иностранный критический софт, который превалирует, к примеру, на рынке оформления товаров и грузов в морском порту. И попробовать их заменить на отечественные аналоги. Здесь как раз экспертиза FESCO нам очень пригодится", добавил замглавы Минтранса Дмитрий Баканов.

"Мы открыты", подтвердил Дмитрий Суровец. "Это не значит, что у нас есть ответы на все вопросы. Однако мы «ходим по земле», точно знаем, что работает из зарубежного софта, что из отечественного стоит доработать. Думаю, совместными усилиями мы сможем это сделать в реальные сроки."

ОКНО В БУДУЩЕЕ

«Совместные усилия» - это ключевой момент. Отрасль готова действовать сообща для максимальной цифровизации и максимального удобства логистики. У лидеров сферы есть отличные современные решения, и теперь важно интегрировать все это в единое целое. Создать «одно окно», чтобы все процессы можно было проводить через единый сервис.

"До последнего времени активная цифровизация компаний транспортной отрасли шла «снизу». В результате мы имеем разрозненные информационные системы и цифровые сервисы участников перевозки. Это кратно увеличивает затраты на интеграцию", поделился своим взглядом на задачу Альберт Лихолет, генеральный директор ООО «УК Глобал Портс» (компания, оперирующая терминалами в главных российских портах). "По этой причине мы считаем перспективной развитие платформы, в рамках которой все участники - отправители, грузополучатели, государственные органы и т. д. - использовали бы достоверные данные, которые бы поставлялись на данную платформу валидированным источником информации. На наш взгляд, Россия нуждается в создании национальной транспортно-логистической платформы, на базе которой можно развивать систему мультимодальных перевозок."

"Сейчас мы на базе ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» общаемся с крупными игроками рынка, чтобы сделать грузовую цифровую мультимодальную транспортную платформу. И бизнес рассчитывает, что это будет «одно окно» для всех участников рынка и для общения со всеми заинтересованными органами власти. Чтобы можно было обмениваться данными между бизнесом и государством. Мы провели опрос, чтобы узнать какие государственные сервисы нужны для эффективного развития международных мультимодальных грузовых перевозок, и которые должны стать составной частью такой платформы. В топ-3 вошли: электронный документооборот на всех видах транспорта, единые стандарты информационного взаимодействия, системы мониторинга движения грузов", отметила Полина Давыдова. "Это глобальная цель - увязать все платформы, все решения, создать единые стандарты. И также это большой замах на будущее - договориться со всеми органами власти о том, чтобы в одном месте были собраны все данные о грузовом бизнесе."

"К примеру, днём ранее на сессиях ВЭФ мы показывали наше «Единое окно». И поняли, что нам не хватает того, чтобы наши решения были утверждены на законодательном уровне", вспомнил Дмитрий Суровец.

"Основная сложность по организации нормативно-правового регулирования в этой сфере заключается в том, чтобы привести в соответствие законы и подзаконные акты", ответил сенатор Артем Шейкин. "Чтобы эта платформа функционировала успешно, важно понимать, что все это сводится к простым правилам. Это формирование единых стандартов, правил и требований. И когда все это будет едино, то и работа у нас будет идти гладко."

"Надеемся, через два года можно будет сказать, что «одно окно» получилось и это будет бесшовная грузовая логистика", выразила, пожалуй, всеобщее пожелание Полина Давыдова.

;

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля