Последние новости

Реклама

А знаете ли вы, что Мирамистин изобрели крымские учёные? Мирамистин – одно из самых известных медицинских изобретений позднесоветского периода. Его активно используют в большинстве сфер медицины, ключевая его особенность – уничтожение вирусов, бактерий и грибков без причинения вреда человеческому организму, передаёт «РИА Крым».

Сейчас Мирамистин можно купить в каждой аптеке, однако когда-то его поиском и разработкой занимались обычные крымские учёные и их киевская коллега из закрытого химического НИИ.

О том, с чего начиналась история знаменитого антисептика, РИА Новости Крым рассказала первооткрыватель молекулы будущего Мирамистина кандидат химических наук Адолина Рудько и люди, принимавшие непосредственное участие в исследованиях 80-90-х годов.

Как она обнаружила молекулу и куда обратилась

Условно отцом и матерью знаменитого противомикробного средства можно назвать Юрия Кривошеина и Адолину Рудько. Академик Юрий Семенович Кривошеин руководил начальными исследованиями свойств препарата. Он преподавал в Крымском государственном медицинском университете с 1968 по 1999 годы, с 1980 года возглавлял кафедру микробиологии, вирусологии и иммунологии. Учёный не дожил до наших дней, скончался в 2007 году в Москве, по печальному совпадению – в год регистрации лекарства в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения в РФ.

Адолина Петровна Рудько в 70-е годы занималась экспериментами по синтезу химических соединений, к примеру, детергентов (поверхностно-активных веществ) для промышленных и бытовых нужд. Именно в Крыму и началось их детальное изучение.

«Мы получали детергенты из разных институтов СССР и некоторых западных стран, однако киевские результаты оказались наиболее подходящими. Юрий Семенович искал вещество с наибольшим потенциалом для дальнейшего создания препарата, многие критерии поиска были известны только ему и нескольким коллегам. Масштаб личности ученого и его разработок выходили за пределы Крыма. Очень скоро Кривошеин стал руководить центральной научно-исследовательской лабораторией и рядом проектов космической тематики», — рассказывает ученик и преемник Кривошеина, профессор кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Медицинской академии им. С.И. Георгиевского КФУ Юрий Криворутченко.

Сотрудничество Рудько и Кривошеина для создания высокоэффективного лекарства началось в 1974 году, когда исследовательница обнаружила молекулу будущего Мирамистина и отправила результаты в Крымский госуниверситет для определения перспектив открытия.

Почему это очень необходимо было космонавтам и морякам

Связь микробиологии и космоса была особенно интересна академику Кривошеину. Возможно, именно благодаря ей изобретение итогового препарата «Мирамистин» так тесно связано с Крымом. Впоследствие учёный стал одним из основателей лаборатории по космическим биотехнологиям и руководил биохимическими экспериментами на борту таких орбитальных станций как «Союз Т11», «Союз Т12» и прочих.

«Одной из задач, которую правительство ставило ряду научных организаций, было создать противобактериальный препарат для применения на орбите советскими космонавтами. Такое средство задумывалось именно поверхностно активным и не вступающим в реакцию с металлами. В рамках этих работ Мирамистин был испытан на орбите, и его свойства оказались подходящими», — рассказал один из крымских медиков, близкий к разработчикам препарата.

Тем не менее «космические» подробности Мирамистина малоизвестны. Популярным он стал именно в «земной» медицине и между обычных людей. О другой актуальной для СССР задаче, которую решил препарат, рассказала Адолина Рудько

«Как раз на 70-е годы пришелся пик венерических заболеваний в рядах китобойного флота СССР. Тогда он был особенно многочисленным, однако учащающиеся вспышки «постыдных» болезней стали ощутимой проблемой. В многомесячных рейсах лечиться даже от элементарных заболеваний такого типа оказалось очень затруднительно. Имеющиеся средства были либо недостаточно эффективными, либо не могли храниться долго без должных температурных условий. Наш препарат в итоге оказался ответом на данную задачу», — говорит исследовательница.

С 1974 года несколько лет велась работа по очищению полученного соединения и изучению закономерностей его взаимодействия с микроорганизмами. Со слов Рудько, при самых первых экспериментах с выбранным соединением исследователи обнаружили бактерицидное действие.

«Когда мы получили убедительные результаты по эффективности вещества, я приехала в Московский институт исследования венерических заболеваний (ЦКВИ). Специалисты согласились исследовать нашу разработку на возбудителях болезней, передающихся половым путём. После лабораторного подтверждения эффективности препарата началась проверка с участием обширной группы добровольцев. Ими стали московские таксисты, которые тогда зачастую страдали от инфекций, передающихся половым путём», — дополняет учёный.

Как его рискнули начать производить

В 1987 году было оформлено первое авторское свидетельство (так в Союзе назывались патенты) на применение Мирамистина в качестве средства профилактики заболеваний, передающихся половым путём. В 1991 году препарат прошёл все необходимые испытания для регистрации в Минздраве СССР, и его признали пригодным для применения в отечественной медицине.

Однако развал государства внёс свои коррективы, дальнейшее продвижение препарата на государственном уровне стало в реальных условиях невозможным…

Будущее лекарства спасла встреча учёных с частным инвестором, который решился организовать и профинансировать его производство.

Им стал Андрей Горохов, основавший в 1995 году фармакологическую компанию. Сейчас только она в России имеет юридические права на производство препарата «Мирамистин» и лекарств на его основе. Переговоры с бизнесменом вел участник научных разработок антисептика Виталий Свистов. Со слов одного из свидетелей тех событий, именно дипломатические способности Свистова убедили инвестора пойти на рискованный шаг.

В процессе дальнейшей работы учёные подтвердили: ожоги, инфекционные заболевания горла, болезни кожи также можно лечить Мирамистином. Тогда они получили второй патент, уже не как на профилактическое, а как на лекарственное средство.

Адолина Рудько продолжила развивать и внедрять разработки в Украине. Наиболее значительной из них стали глазные капли «Окомистин», которые на сегодняшний день популярны, как в Российской Федерации, так и в Украине. В России также продолжается внедрение открытий Кривошеина и Рудько в практику, в последние годы запущено производство Мирамистиновой мази для лечения ожогов, раздражений и заболеваний кожи.

Они разные

Многие россияне при упоминании Мирамистина обычно сразу вспоминают, а также другой препарат – хлоргексидин. Интересно, что он был изобретен намного раньше – в 1947 году, хотя имеет похожие свойства. О том, в чем отличие двух средств, мы спросили у человека, хорошо знакомого с их действием в повседневной практике – завотделением хирургии №2 Клинического многопрофильного медицинского центра Святителя Луки КФУ Вячеслава Михайличенко.

«Грубо говоря, Мирамистин мощнее хлоргексидина и действует на большее количество вирусов, бактерий и особенно грибковую флору, если сравнивать два препарата. Также значимое преимущество Мирамистина в том, что он не всасывается в организм через слизистую оболочку и кожу, а хлоргексидин проникает во внутренние среды», — рассказал Михайличенко.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля