Последние новости

Реклама

“Хорошего в войну ничего не было”, — воспоминания освободителя Крыма

«Перед глазами нередко стоит картина: начинает бить артиллерия на мысе Херсонес, бегут люди, немецкие лошади-тяжеловозы несутся как сумасшедшие прямо на нас. Кажется, что вот-вот лошадь налетит и затопчет копытами, а стрелять нельзя, народу кругом полно…»

Об этом пишет издание «Крымская газета».

С плитой за плечами

С таких ярких воспоминаний началась наша встреча с ветераном Великой Оте­чественной войны Дмитрием Ивановичем Бойко. Родом он из Джанкоя, на фронт попал в 20 лет. Когда в результате Крымской наступательной операции весной 1944-го от немецко-фашистских захватчиков освободили на практике весь полуостров, в Севастополе ещё продолжались кровопролитные бои. Новобранцев – молодых ребят собрали на узловой железнодорожной станции в Острякове. Там их помыли, побрили, дали чистую одежду, винтовки и отправили пешком в Севастополь.

– В Севастополе определили в пехоту, мне досталась миномётная плита. Я тогда крепким был, и на меня её повесили. А в плите килограммов 50-60 было, тяжело, – рассказывает он.

Даже сейчас, в свои 95 лет, Дмитрий Иванович выглядит крепким, учитывая ранение, полученное на фронте. Ветеран несколько раз во время нашей встречи вспоминал, как нелегко было ходить с миномётной плитой за плечами, хотя, говорит, благодаря именно ей остался жив. Пехотинцам нелегко пришлось в те дни на Сапун-горе. Шёл последний ожесточённый бой с фашистами. Взятие Сапун-горы стоило Красной армии жизней 80 тысяч советских солдат. 9 мая 1944 года Севастополь был освобождён, Дмитрий Иванович Бойко был в числе бойцов 51-й армии, штурмовавших высоту.

– Пока мы Сапун-гору не взяли, немец сопротивлялся, – делится воспоминаниями ветеран. – На мысе Херсонес, откуда фашисты планировали начать эвакуацию, больше не противостояли нам. Немцы сами сдавались, в плен шли колоннами – впереди офицеры, за ними младшие по званию и в конце простые солдаты.

Не дали уйти

После освобождения Крыма Дмитрия Ивановича отправили в Восточную Пруссию. А в августе 1944 года при освобождении Прибалтики он был ранен в плечо, два месяца провёл в госпитале. После попал в артиллерию, в противотанковый истребительный дивизион. Немецкие войска, которые держали три года в осаде Ленинград, отступили, однако желали прорваться через Польшу в Германию. Наша армия, в рядах которой был Дмитрий Иванович Бойко, их остановила. Кровопролитные бои за город Шауляй шли более месяца. Именно здесь встретил Дмитрий Иванович 9 мая 1945 года.

После окончания Великой Отечественной войны Бойко отправили дослуживать на тамбовский артиллерийский полигон. В феврале 1947 года он демобилизовался, началась мирная жизнь…

После войны Дмитрий Иванович работал на углеперевалочной базе в Бресте. Там он встретил свою будущую жену. Через два года они переехали на Кубань, где у них появилось на свет двое детей. Здесь он работал на карьере. И только в 1952 году Дмитрий Иванович с семьёй вернулся в родной Джанкой, где 25 лет проработал машинистом паровоза.

О военных годах Дмитрий Иванович вспоминает с трудом, память сама будто вычеркнула прошлое.

– Хорошего в войну ничего не было, – говорит он.

Однако Дмитрий Иванович, за плечами которого нелёгкий жизненный путь, держится молодцом, правда, ноги подчас не слушаются, говорит его внучка Наталья. Он инвалид войны второй группы, имеет орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу» и «За победу над Германией». Знак «Победитель социалистического соревнования» также чего-то стоит. У него трое детей, три внука и столько же правнуков. Жизнь продолжается.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля