Последние новости

Реклама

Школу по изучению родных языков в Республике запланировали открыть крымчаки и караимы

Об этом пишет издание «Крымское информационное агентство».

Историческая родина крымчаков и караимов – Крым. Представителей крымчакского народа на полуострове насчитывается чуть больше двухсот человек, караимского – около пятисот. Оба этноса издают при поддержке государства книги и запланировали открыть на полуострове школы по изучению, к сожалению, исчезающих родных языков, пишет «Крымская газета»

Караимы всерьёз занялись вопросом просвещения молодёжи после передачи религиозной общине «Чолпан» здания кенассы в столице Крыма. Сейчас её фасад уже отреставрировали, весной приступят к внутреннему убранству. После присоединения Крыма к России, когда здание караимам было только-только направлено, а работы по его восстановлению лишь планировались, представители народа открыли в стенах кенассы школу. После завершения реставрации молельного дома, школу в нём желают не только восстановить, тем не менее и активно развивать.

«Решением общины принята концепция, согласно которой в здании будет создан религиозно-культурный центр. То есть, это будет храм, музей и архив, также планируется проводить там школу караимского языка», – рассказала председатель Общественной организации «Региональной национально-культурной автономии крымских караимов Крыма» Наталья Кропотова.

Восстановление школы в кенассе поддерживают и крымчаки. Стоит отметить, что их язык очень сходен с караимским. Заместитель председателя Общественной организации «Крымское общество Крымчаков «Кърымчахлар» Наталья Зенгина говорит: в школу при кенассе с удовольствием ходили бы и взрослые крымчаки, и дети, ведь носителей родного языка на практике не осталось.

Во многом в этой ситуации отсутствия носителей крымчакского и караимского языков выручают книги. Одна из них написана Давидом Ильичом Реби – выдающимся крымчаком. Уроженец Евпатории, маленький Давид воспитывался в традиционной крымчакской семье, придя в школу, он почти не понимал русского. Совсем юным он попал на фронт, потом – в плен. Во время войны все его родственники были убиты. Спасла Давида пометка в паспорте – он был указан как караим. Дело в том, что в довоенное время такого народа как крымчаки якобы не существовало, и соответственно, в паспорте представителей этого народа указывали как крымских татар, караимов или русских. Попав в плен, Давид четырежды старался бежать. Он зачастую вслух ругал фашистов. Это слышали другие пленные. Благодаря их показаниям Давиду после освобождения удалось избежать заключения в лагере в Советском Союзе.

Молодой человек, все родственники которого погибли, уехал в Ленинград, где получил специальность редактора художественной архитектуры. В конце 60-х годов он вернулся в Крым. В 1989 году на полуострове открывается культурно-просветительское общество «Кърымчахлар». Спустя три года Давид Ильич становится его председателем.

В обществе открыли воскресную «Школу дедушки и внука». Уроки вёл Давид Реби. Он вспоминал язык, на котором не разговаривал больше полувека, учил иных и учился сам. Итогом этой работы стала книга «Крымчакский язык». Переработанная и дополненная она переиздавалась несколько раз. Кроме этого, Давид Ильич перевёл на русский язык несколько сказок из «джонок» (семейных реликвий-рукописей – прим.) и сравнил их со сказками Александра Пушкина, предположив, что некоторые использованные им сюжеты могли быть заимствованы из сказок крымчаков.

Сейчас Давиду Ильичу 96 лет, он один из немногих носителей крымчакского языка. Наталья Зенгина и директор ГАУ РК «Медиацентра имени Исмаила Гаспринского» Сайде Усманова намерены издать книгу воспоминаний выдающегося крымчака.

«Необходимо отдать должное нашему государству, – сказала Усманова. – Насколько я знаю, до воссоединения с Россией, у нас книги при поддержке государства не издавались. Сегодня же ежегодно выделяется порядка 3,5 млн рублей для издания книг о народах Крыма».

Две из них, отпечатанные в начале года, были представлены на пресс-конференции. Книги повествуют о быте, культуре и выдающихся представителях малочисленных народов Крыма – караимах и крымчаках.

И караимы, и крымчаки участвовали в Великой Отечественной войне. Между крымчаков двое награждены званием Героя Советского Союза. Один из них – советский военачальник, генерал армии Владимир Яковлевич Колпакчи. Второй – Яков Иегудович Чапичев.

«Он всю войну прошёл комиссаром. В марте 1945 года дали приказ взять дом, где засели фашисты, не дававшие отряду Красной армии занять территорию. Тогда Яков Иегудович взял флаг, поднял людей и сказа: «Идёмте за мной». Группа зашла в цех и уничтожила противника. Тем не менее отстреливаясь немцы ранили Чапичева. Он погиб. Звание Героя Советского Союза присвоено ему посмертно», – рассказала Наталья Зенгина.

Караимы вообще издавна считались хорошими воинами. Даже на их гербе отражено это – на нём изображены щит и рогатина.

«Воинская служба у нашего народа считалась гордостью, – сообщила Кропотова. – Многие караимы выбирали её своей профессиональной деятельностью. Возможно, это и явилось одной из причин того, что наш малочисленный народ оказался в такой демографической ситуации. Караимы активно участвовали в Русско-Японской войне. На Первой Мировой воевало около 500 кадровых офицеров и 200 добровольцев. Когда же началась Великая Отечественная, представителей нашего народа в Крыму насчитывалось порядка восьми тыс. человек. На войну ушло около восьмисот».

О богатой истории народов, своих выдающихся деятелях, культуре и обычаях крымские караимы и крымчаки желают рассказывать молодому поколению в своих школах, кроме того, запланировали научить молодёжь понимать родной язык и общаться на нём.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля