Последние новости

Реклама

Россияне вдруг перестали приобретать планшеты и стиралки

Продажи бытовой техники и электроники неожиданно ушли в минус

Продавцы потребительской электроники и бытовой техники в недоумении – продажи неожиданно ушли в минус. Причем как в натуральном, так и в денежном выражении. Об этом свидетельствуют данные GfK. Две розничные сети, торгующие бытовой техникой и электроникой, подтвердили их, сообщает издание РИА «Новый День».

«После января и февраля мы находимся в непонимании, что происходит, – сказал «Ведомостям» ритейлер бытовой техники и электроники. – Сначала все себе это объясняли тем, что в январе 2016-го был маленький девальвационный всплеск спроса, поэтому в 2017 году январские продажи выглядят слабее, тем не менее потом падение продолжилось и в феврале». Падает не только чек или конверсия: сокращается трафик в магазинах и на практике не растет онлайн.

Ещё один собеседник издания предположил, что падение продаж связано с укреплением рубля: «Может, потребители ждут, что цены будут снижаться, поэтому часть потребления придерживается». Ещё одна версия от другого ритейлера: вероятно, потребитель потратил свои бонусы на Новый год и подарки, а потом вернулся к сберегательной модели поведения. Возможно, экономит на отпуск либо продолжает создавать запасы, потому как продолжается промежуток времени нестабильности.

По статистике, продажи портативных компьютеров, планшетов, телевизоров, телефонов, холодильников, пылесосов, кухонных плит, стиральных машин и другой техники в штуках были в минусе на протяжении всех восьми недель нынешнего года. В первую неделю января продажи сократились на 2,1% в годовом выражении, а к концу месяца ускорились до 11%, и лишь к концу февраля падение замедлилось. Наиболее сильное сокращение пришлось на планшеты (шесть из семи недель с начала года падение продаж превышало 20%), кроме того, телефоны (в среднем на 4%), холодильники и плиты.

В денежном выражении продажи основных товаров техники и электроники сокращались три недели января и две – февраля, в конце января – начале февраля падение продаж достигало 11-14%, свидетельствуют данные экспертов. Небольшое улучшение ситуации наметилось лишь к седьмой неделе 2017 года: по её итогам продажи в штуках сократились всего на 0,6%, а в стоимостном выражении даже выросли – на 8,3%. Падение началось оно ещё в декабре 2016-го: тогда спад составил примерно 10% и затронул все товарные категории, все месяцы до этого были более или менее позитивные, был рост продаж по сравнению с 2015 годом.

Ранее исследование Initiative зафиксировало, что в декабре 2016-го российские потребители ослабили режим экономии на продуктах питания, досуге и алкоголе, тем не менее стали больше экономить на электронике. Запасы техники были сделаны в самый разгар кризиса 2014-2015 годов, когда был ажиотажный спрос, предполагали эксперты.

Вспомним, в середине февраля глава Министерства экономического развития Максим Орешкин рассказал на встрече с президентом Владимиром Путиным, что в 2017 году его ведомство ожидает «более широкий» рост экономики и «восстановление денежных доходов населения». «В целом по 2017 году мы ожидаем рост порядка двух процентов», – сказал министр, на что Путин ответил: «Хорошо». Относительно инфляции Орешкин заявил, что продолжается тенденция на её снижение, что, по словам Орешкина, «позволит увеличить доходы населения», а «тенденция уже проявилась в конце прошлого года, и она сохранится в 2017 году».

Но, по последним данным исследовательского холдинга Ромир, дефлятор – индекс, отражающий реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный промежуток времени – в январе резко подскочил относительно декабря. Основой для расчета дефлятора являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. «Так, на фоне официальной инфляции в 0,6% дефлятор показал значение в 3,2%, что более чем в пять раз превосходит данные от Росстата. Виновниками столь резкого роста стали выросшие в январе цены на продукты (+7%) и алкоголь (+12%), корма для животных (+45%). Аналогичная ситуация наблюдалась и годом ранее. Поэтому не исключено, что уже в феврале россияне опять постараются сэкономить, и дефлятор покажет отрицательное значение», – отмечают социологи Ромира.

Учитывая опыт как минимум двух последних кризисных лет, после январских скачков дефлятора россияне в феврале переходят в режим строгой экономии, чтобы восполнить материальные потери первого месяца года. В феврале прошлого года дефлятор потерял -0,3% против январского значения, а в феврале 2015 он похудел сразу на -0,7%.

Тем не менее – февральское изменение рассчитывается относительно января. То есть по итогам нынешнего февраля экономящие россияне, вероятнее всего, смогут удержать личную инфляцию в диапазоне -1-1,5% относительно января, тем не менее отыграть январский скачок полностью не получится. «А это значит, что накопленное годовое значение дефлятора продолжит расти с опережением инфляции», – подчеркивают в Ромире.

Добавим, что в начале февраля «Левада-центр» опубликовал итоги опроса, согласно которому большинство (78%) россиян заявили, что страна находится в экономическом кризисе, цены – постоянно растут, а доходы, напротив, падают.

Также большинство респондентов (76%) сказали, что цены на привычные для их семей товары и услуги значительно выросли. Каждый десятый участник опроса (10%) рассказал, что рост цен составил 50-100%. По оценкам 29% респондентов, цены взлетели на 30-50%. Более трети (37%) отметили увеличение цен на 15-30%. О росте до 15% заявил каждый шестой (15%). При этом 41% опрошенных признался, что примерно половина их доходов уходит на продукты питания. Четверть тратит меньше половины, 19% расходуют на питание две трети, а 7% отдают на практике всё.

Москва, Зоя Березина

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля