Заместитель
Председателя ЦК КПРФ, Председатель
Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и
экологи, академик РАН, В.И.Кашин принял участие и
выступил с базовым докладом на первом заседании
Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и
устойчивого развития сельских территорий (5 июля 2016 года,
ЗАО «Матвеевское», Одинцовский район Московской области).
Под председательством Председателя Правительства Российской
Федерации Д.А.Медведева, при участии Министра сельского хозяйства Российской
Федерации Н.А.Ткачева, губернатора Московской области А.В.Воробьева, а также
других представителей органов государственной власти, научного, экспертного и
бизнес-сообщества, Комиссия обсудила вопрос «О мерах по ускоренному развитию
подотраслей сельского хозяйства».
Являясь членом Правительственной Комиссии, В.И.Кашин в своем
выступлении поддержал намеченный в докладе Министра вектор развития отрасли,
отметив при этом необходимость выработки более комплексного подхода к решению
поставленных задач.
В части вопросов повышения почвенного плодородия, В.И.Кашин
озвучил позицию о целесообразности восстановления нарушенного баланса
питательных веществ в почвах используя доказавшие свою эффективность научно
обоснованные подходы.
В стране 49% земель сельскохозяйственного назначения
подвержено различным процессам деградации – опустыниванию (100 млн. га), водной
и ветровой эрозии (65 млн. га), переувлажнению (23 млн. га), засолению (38 млн.
га). Площадь оврагов превысила 900 тыс. га. Более 41 млн. га пашни выведено из
севооборота.
При этом завершившаяся в 2013 году Федеральная целевая
программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния
России» не принесла каких-либо положительных результатов. Наоборот, к 2013 году
объёмы внесения удобрений снизились в 6-10 раз (по сравнению с 1990-м годом).
Внесение удобрений (Росстат)
1990
2000
2005
2010
2015
Минеральные удобрения
Внесено
всего (млн. т.)
9,9
1,4
1,4
1,9
2,5*
Внесено на
1 га (кг.)
88
19
25
38
33*
Органические удобрения
Внесено
всего (млн. т.)
390
66
50
53
62
Внесено на
1 га (т.)
3,5
0,9
0,9
1,1
1,3
*из доклада А.Н.Ткачева
В этой связи, В.И.Кашин отметил, что озвученные А.Н.Ткачевым
цели увеличить к 2020 году объёмы внесения минеральных удобрений на 1 млн. т. не
решат задачу. Количество вносимых минеральных удобрений должно быть увеличено
не на 40%, а в 4-5 раз и составить к 2020 году не менее 10 млн. тонн с
перспективой дельнейшего увеличения.
Кроме того В.И.Кашин обратил особое внимание участников
заседания на отсутствие в предложенной Минсельхозом системе мер по восстановлению
почвенного плодородия каких-либо целей увеличить количество вносимых
органических удобрений, интенсифицировать известкование и гипсование. Упущение
названных целей из виду является существенным препятствием коренного улучшения
почв.
Одновременно В.И.Кашин призвал участников заседания к
принятию решительных мер по борьбе с засолением и закислением почв, также
упущенных в проектных материалах заседания.
В части вопросов технического перевооружения
агропромышленного комплекса В.И.Кашин подробно остановился на представленных к рассмотрению
Комиссией целях довести объёмы приобретения
сельскохозяйственной техники до 30 тыс. единиц в год. С учетом негативной
динамики последних 25 лет В.И.Кашин оценил их как явно недостаточные.
В 1990-м году на полях РСФСР работало более 1,5 млн. тракторов, 600 тыс. комбайнов, более 130 тыс. машин для внесения удобрений.
Сегодня же сельскохозяйственными предприятиями
эксплуатируется не более 360 тыс.
тракторов, менее 113 тыс. комбайнов,
11 тыс. машин для внесения
удобрений. Аналогично дела обстоят по абсолютному большинству наименований
сельскохозяйственной техники – культиваторам, сеялкам, косилкам, и т.д.
Сельскохозяйственная техника (ЦСУ СССР, Росстат)
Количество тракторов (тыс. шт.)
1965
1970
1975
1980
1985
840
1013
1191
1314
1417
1990
2000
2005
2010
2014
1 366
747
480
310
247
Количество комбайнов (тыс. шт.) (ЦСУ СССР, Росстат)
зерноуборочных
1965
1970
1975
1980
1985
320
381
411
435
494
1990
2000
2005
2010
2014
408
199
129
81
65
Количество комбайнов (тыс. шт.) (Росстат)
1990
2000
2005
2010
2014
- кукурузоуборочных
10
4
2
1
1
- льноуборочных
9
3
2
1
0,4
- картофелеуборочных
32
10
5
3
2
Нагрузка на 1 комбайн (га посевов) (Росстат)
- кукурузоуборочный
80
120
215
817
2362
- льноуборочный
46
31
46
42
64
- картофелеуборочный
41
22
31
62
58
Нехваткой же техники определен её повышенный износ. При
нормативной нагрузке 73 га на 1
трактор и 244 га на 1 зерноуборочный
комбайн, реальная нагрузка в разы больше – более 250 га на трактор и 354
га на комбайн.
В США на 1 трактор приходится 37 га пашни, в Англии – 13
га, во Франции – 16, в Германии – 11.
При этом в 2014 году нашими аграриями было приобретено
немногим более 8 тыс. тракторов и 4 тыс. комбайнов. Износ парка при этом превысил
80%.
В этой связи, предложенные цели по обновлению парка
сельхозтехники, даже с учетом возросшей производительности каждой единицы,
В.И.Кашин призвал пересмотреть в сторону кратного увеличения, взяв ориентир на
динамику 1965-1980 годов, когда одних только тракторов в строй ежегодно
вводилось в среднем 158 тыс. единиц.
В части вопросов увеличения продуктивности посевов В.И.Кашин
обратил внимание на предложение Минсельхоза, предусматривающее, в целях доведения объемов производства зерна до 120 млн. т. в год, расширение к 2020
году посевных площадей на 4,1 млн.
га.
Посевные площади сельскохозяйственных культур (тыс.
га) (Росстат)
1990
2000
2005
2010
2014
Вся
посевная площадь
117 705
84 700
75 837
75 188
78 525
Зерновые
культуры
56 353
41 983
41 006
39 564
40 806
Продукция сельского хозяйства (тыс. т.) (Росстат)
1990
2000
2005
2010
2014
Пшеница
116 676
65 420
77 803
60 960
105 315
Рожь
16 431
5 444
3 622
1 636
3 281
Ячмень
27 235
14 039
15 684
8 350
20 444
Овес
12 326
6 002
4 545
3 220
5 274
Гречиха
809
997
605
339
662
При этом он отметил, что данное
предложение, в контексте удручающей динамики последних 25 лет в области
земельных отношений, не даст должного эффекта. Ключевым условием возрождения
сельскохозяйственной отрасти В.И.Кашин назвал разработку и финансирование в
приоритетном порядке самостоятельной государственной целевой программы введения
в севооборот всех заброшенных 41 млн. га пашни и десятков млн. га лугов и
пастбищ.
Кроме того, к числу приоритетов В.И.Кашин
также отнес разработку и реализацию отдельной государственной программы по развитию
селекции и первичного семеноводства (рассмотрение данного вопроса было включено
в план работы Комиссии), а также существенную доработку и расширение
действующей государственной программы развития мелиорации.
Площадь мелиорируемых земель (ЦСУ СССР, Росстат)
1965
1970
1975
1980
1985
Орошаемых
(млн. га)
1,5
1,9
3,7
5
5,8
Осушенных
(млн. га)
2,9
3
4,5
5,9
7
1990
2000
2005
2010
2014
Орошаемых
(млн. га)
6,2
4,4*
4,5*
4,2*
4,3*
Осушенных
(млн. га)
7,4 (5,1*)
4,6*
4,8*
4,8*
4,8*
*по данным
Минсельхоза России
При этом в качестве эталона
эффективности должна быть взята прорывная программа широкого развития
мелиорации 1965 года.
Увязать же воедино всю описанную
выше систему сохранения почвенного плодородия поможет принятие базового
«Закона об охране почв».
В рамках рассмотрения вопроса
развития животноводства, В.И.Кашин обратил особое внимание на то, что в
принятии решений недопустимо опираться на обобщенную статистику. Представленные
к рассмотрению сведения о задачах по производству скота и птицы на убой в живом
весе не позволили в должной степени детально подойти к рассмотрению этого
важнейшего вопроса.
В этой связи В.И.Кашин заострил
внимание участников заседания на наиболее актуальных вопросах развития
животноводства, и в первую очередь – на проблемах производства говядины и
сырого молока.
Продукция сельского хозяйства (тыс. т.) (ЦСУ СССР, Росстат)
Крупный рогатый скот (в убойном весе)
1965
1970
1975
1980
1985
2165
2883
3341
3472
3423
1990
2000
2005
2010
2014
4 329
1 898
1 809
1 727
1 654
Молоко (млн. т.)
1965
1970
1975
1980
1985
40,1
45,4
48,1
48,2
48,7
1990
2000
2005
2010
2014
55,7
32,3
31,1
31,8
30,8
В части производства мяса говядины, В.И.Кашин заявил о
необходимости кратного увеличения поголовья КРС, а также принятия
незамедлительных мер к системному возрождению племенного животноводства.
В части же производства молока, В.И.Кашин обратил внимание
на представленные Минсельхозом России прогнозные материалы, определяющие рост производства
молока к 2020 году всего на 1 млн. тонн. В.И.Кашин заявил о неприемлемости
предложенных показателей, в связи с чем обозначил жесткую позицию, что
возможность решительно изменить провальную ситуацию с производством молока
получится лишь в случае удвоения поголовья дойного стада.
Кроме того, в числе ключевых условий эффективного развития
животноводства, с учетом поставленных выше целей кратного увеличения поголовья,
В.И.Кашин назвал интенсификацию строительства и реконструкции инфраструктурных
объектов, а также научного и кадрового обеспечения отрасли.
Подводя итог, В.И.Кашин обратил внимание на то, что сформулированные
им предложения являются неотъемлемыми элементами единой комплексной системы
развития сельского хозяйства в Российской Федерации. В свою очередь реализация
представленной системы станет возможной лишь в случае четырехкратного
увеличения целевых расходов федерального бюджета.
Уровень государственной поддержки
сельскохозяйственной отрасли
Посевная площадь (млн. га)
Общая сумма (млрд. $)
$ на 1 га
Швейцария
0,4
6
15 000,00
Япония
5
64
12 800,00
Китай
124
147
1 185,48
Евросоюз
121
108
892,56
США
165
24
145,45
Россия
78,5
3,5
44,59
Запланированные на 2016 год целевые
расходы бюджета в размере 250 млрд. рублей не могут быть признаны достаточными.
Эффективное развитие сельского хозяйства в России, с учетом всех накопившихся
проблем, станет возможным лишь в случае доведения расходов федерального бюджета
на сельское хозяйство до уровня 1 трлн. рублей с перспективой дальнейшего
поэтапного увеличения до уровня 10% ВВП. Только так получится скомпенсировать
сложившуюся сегодня парадоксальную ситуацию, когда выделяемые
сельхозтоваропроизводителям субсидии полностью выбираются обратно в виде
налогов.
Кроме того, одним из наиболее
сложных препятствий экономической стабильности в отрасли В.И.Кашин назвал
действующие порочные механизмы формирования товарных наценок и доступа
отечественных товаропроизводителей к конечному потребителю.
В этой связи, В.И.Кашин призвал
участников заседания поддержать внесение изменений в «Закон о торговле»,
сформировав тем самым новый механизм формирования товарной наценки. В конечной
цене сельхозпродукции доля производителя сельхозсырья должна составлять не
менее 50%, остальные 50% - это переработка и торговля.
В части же вопросов доступа на
рынок, В.И.Кашин призвал создать для отечественных товаропроизводителей режим
наибольшего благоприятствования в корне пересмотрев принципы работы ретейла.
Завершая свое выступление,
В.И.Кашин заострил внимание участников заседания на необходимости решения вопросов
социально-трудового развития сельских территорий.
Совсем недавно село обеспечивало
занятость более 3 млн. высококвалифицированных кадров при общем количестве
рабочих мест, превышающем 10 млн. Активно велось возведение жилья, школ,
больниц, дорог. Сегодня же, русское село умирает. Селяне уезжают в города.
Прослеживается острая нехватка квалифицированной рабочей силы.
В.И.Кашин призвал не упускать
эту задачу из поля зрения Комиссии и системно идти к решению наболевших
вопросов, что устойчивое развитие сельских территорий без социальной
составляющей не представляется возможным.
Сельское хозяйство - не «черная дыра». Каждый рубль, вложенный в село
сегодня – уже завтра многократно оправдает свое вложение. Каждое новое рабочее
место на селе - это минимум 6 рабочих
мест в городе.
Сельское хозяйство должно стать основным звеном локомотива экономики
страны, и вправду мощной основой продовольственной безопасности России.