Последние новости

Реклама

В.И. Кашин: «Основные итоги работы лесного хозяйства Российской Федерации в 2014 году и задачи на 2015 год»

Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин принял участие и выступил с докладом на Всероссийском совещании «Основные итоги работы лесного хозяйства Российской Федерации в 2014 году и задачи на 2015 год», состоявшемся 7 апреля 2015 г. в Правительстве Московской области
Совещание посвящено подведению итогов работы федеральных и региональных органов исполнительной власти в области лесных отношений в 2014 году, определены и поставлены задачи на 2015 год.

В работе совещания также приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Александр Хлопонин, Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ – руководитель Рослесхоза Иван Валентик, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Георгий Каламанов, заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев, губернатор Московской области Андрей Воробьев, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, представители бизнеса и общественных, в том числе природоохранных, организаций.

Председатель Комитета Владимир Кашин в своем докладе отметил, что лесные ресурсы всегда занимали и занимают уникальное и ключевое положение в общественно-политической и экономической деятельности россиян - поддерживают жизнь и выступают в качестве центра отечественной культуры и общественного устройства; являются особым фактором производства, без которого в реальных условиях невозможна никакая деятельность человека. Вопрос поиска баланса между рациональным использованием и охраной лесов имеет исключительную важность для успешного устойчивого развития, и должен занимать центральное место в политике нашего самого многолесного в мире государства.

Перманентное и не слишком успешное реформирование лесного комплекса в последние десятилетия привело к снижению его значимости как отдельной отрасли экономики, к ослаблению правового статуса лесов, и, как следствие, к деградации лесных экосистем, возрастанию рисков чрезвычайных ситуаций природного характера, увеличению размеров причиняемого ими ущерба, резкому сокращению научного и кадрового потенциала, нарушению институциональных и экономических связей в лесном хозяйстве и лесной промышленности, разбалансированности в управлении и координации в лесном хозяйстве.

В своем выступлении Владимир Иванович вкратце осветил основные системные проблемы лесного хозяйства.

В первую очередь, одной из главных проблем продолжают оставаться лесные пожары. Народному хозяйству и экологии, а значит, и здоровью наших граждан наносится огромный ущерб.

Тем не менее, несмотря на все чаще повторяющиеся в последние годы явления аномальной засухи в некоторых областях России, отдельные регионы, например, Республика Татарстан, демонстрируют выдающиеся результаты в борьбе с природными бедствиями, не допустив в течение целого ряда лет ни одного лесного пожара. Одним из наиболее важных факторов в борьбе с возникшими лесными пожарами, является, конечно, достаточное техническое оснащение пожарно-химических станций современной специализированной лесопожарной техникой. Тем Не Менее при этом важна также системная и слаженная работа всех региональных служб, истинная заинтересованность властей в сохранении лесных богатств.

«Опыт Татарстана может и должен стать эталоном для всей страны», - заключил Владимир Иванович.

Далее, что касается лесовосстановления. К сожалению, основным способом восстановления лесов в целом по стране остается так называемое содействие естественному возобновлению. При этом за последние десятилетия площади лесовосстановления в стране сократились почти в 2 раза, в том числе активными мерами путём создания лесных культур - в 2,5 раза.

«Между тем, - напомнил Владимир Иванович - в лесном хозяйстве СССР имелось более 11 тыс. лесных питомников (из них – 1,5 тысячи – постоянные) в которых ежегодно выращивалось более 7 млрд. сеянцев и 150 млн. саженцев более чем 120 видов древесных и кустарниковых пород.

А что происходит сегодня? По сравнению с тем промежутком времени мы в разы снизили объёмы подготовки посадочного материала. В 2014 году выращено 581 млн. штук сеянцев, из них с закрытой корневой системой – 41 млн. штук (или 7% от общего количества)».

Не лучше ситуация и с лесным семеноводством.

К сожалению, в России оно в последние десятилетия находится на крайне низком уровне. Совершенно не производятся сортовые семена, а доля селекционно улучшенных семян, заготовленных на лесосеменных плантациях, составляет около 3 % от общего объёма заготовки. Лесосеменное дело имеет стратегическое значение для России, так как наследственные свойства семян определяют качества будущих лесов.

Отечественный и зарубежный опыт доказывает, что селекционное семеноводство при научной организации и техническом оснащении может решить ряд важнейших проблем, в том числе повысить продуктивность, качество и устойчивость будущих насаждений на 10-15 %; а также улучшить средообразующие функции лесов, в том числе за счёт депонирования углерода из атмосферы, что отвечает международных обязательствам России при решении проблемы предотвращения изменений климата.»

В отношении использования лесов и экономики в лесном комплексе Владимир Иванович констатировал, что лесная отрасль продолжает оставаться безнадежно убыточной.

Уровень доходов от использования лесов компенсирует только половину бюджетных затрат. При этом какую отдачу получает государство?

Если посмотреть в разрезе доходов бюджета от использования лесов, сегодня в среднем по России объём платежей в бюджетную систему Российской Федерации в расчете на 1 га лесного фонда – в пределах 18-20 рублей. И в связи с кризисными явлениями в экономике, сокращением госпрограммы только в текущем году на 2,5 млрд. руб., в совокупности с существовавшими и до кризиса недостатками администрирования и ростом кредиторской задолженности по платежам в бюджетную систему, достижение какого-либо прогресса вызывает большие сомнения.

Ставки платы за использование лесных участков и изъятие лесных ресурсов не отражают их реальной рыночной стоимости, в итоге государство не получает адекватного возмещения за использование лесов. Сегодня, например, стоимость кубометра древесины на корню (поступающая в бюджетную систему) в десять-двадцать, а в некоторых регионах и более, раз ниже стоимости реализуемого конечному потребителю кубометра необработанной древесины. Т.е. не подвергаясь никакой обработке, просто превращаясь из ресурса в товар – древесина увеличивает стоимость на тысячи процентов! Данную ситуацию нельзя оправдать никакими накладными и другими дополнительными расходами поставщиков. «Следует признать, что пока, видимо, экономические законы слабо работают в лесном секторе», - отметил Владимир Кашин.

«Далее, не устаю обращать внимание на кадровый вопрос», - продолжил председатель профильного Комитета Государственной Думы. «Необходимо установить дополнительные социальные гарантии для работников лесной отрасли. Но мы всегда выступали за обеспечение улучшения социального положения тружеников леса. По-прежнему считаем, что уровень материального обеспечения и социальных гарантий лесников должен быть приближен к соответствующему уровню для сотрудников силовых ведомств и правоохранительных органов.

Сегодня, тем более в условиях резкого роста цен на абсолютное большинство товаров и услуг, денежное содержание работников лесников не может быть названо иначе, как нищенское и не соответствующее уровню ответственности, лежащей на их плечах.

К примеру, на одного работающего в лесничестве человека в среднем по России приходится 55 тыс. га площади земель лесного фонда. При этом денежное содержание такого работника составляет всего 55% от среднемесячной заработной платы по России. При этом в силу географических особенностей страны, им приходится выполнять свои служебные обязанности, в том числе, в суровых условиях крайнего севера, в полярных широтах и труднодоступных уголках России. И все это за мизерную зарплату!», - возмутился депутат.

В заключение Владимир Иванович подвел итоги работы Комитета в сфере совершенствования лесного законодательства в 2014 году и озвучил задачи на предстоящий период.

«За последний год нами в конструктивном взаимодействии с Правительством Российской Федерации и профильными федеральными органами исполнительной власти (Минприроды России, Рослесхозом) принят ряд принципиальных изменений в лесное законодательство, реализующих стратегические документы в области развития лесного комплекса.

В результате нашей совместной работы в реальных условиях полностью сформирована необходимая правовая база, создающая действенный механизм контроля за оборотом заготовленной древесины, снижение масштабов незаконных рубок лесных насаждений (415-ФЗ и подзаконные акты). В 2014 году увидели свет законы, предусматривающие создание более эффективной системы осуществления лесохозяйственных мероприятий специализированными государственными учреждениями, совершенствование системы лесного семеноводства (27-ФЗ), развитие арендных отношений (250-ФЗ).

Тем не менее, активность в работе над совершенствованием правовых основ устойчивого управления лесами, решением наболевших вопросов лесного сектора России должна только наращиваться.

Наши дальнейшие усилия, в том числе по внесению соответствующих изменений в лесное законодательство, должны быть направлены на:

- обеспечение эффективной защиты лесов от вредных организмов и иного негативного воздействия, в том числе на увеличение качества санитарно-оздоровительных мероприятий (решение этой задачи мы связываем с планируемым принятием во втором и третьем чтениях в весеннюю сессию этого года проекта федерального закона № 448577-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»);

- содействие развитию малого и среднего бизнеса в лесном комплексе путём предоставления соответствующим хозяйствующим субъектам права заготовки древесины путём заключения договоров купли-продажи лесных насаждений (законопроект №723255-6 внесен Правительством РФ и в настоящее время разослан для представления отзывов и замечаний, 1 чтение запланировано уже в апреле);

- дальнейшее совершенствование арендных отношений, в том числе обеспечение права добросовестных арендаторов лесных участков на заключение соответствующих договоров аренды на новый срок без проведения аукционов;

- совершенствование институтов лесоустройства, инвентаризации и оценки лесов, учет специфики определения границ лесных участков, осуществления их кадастрового учета, государственной регистрации прав на лесные участки;

- определение в законодательстве понятия «лесосечные работы» и порядка их осуществления;

- установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения;

- оптимизацию правового режима защитных лесов, в том числе в целях наиболее полного использования их рекреационного потенциала;

- выстраивания гармоничной системы государственно-частного партнерства при создании лесной инфраструктуры;

- усиления мер пожарной безопасности, обнаружения и тушения пожаров в лесах;

- улучшения качества лесовыращивания и лесовосстановления.

Это - наши ближайшие задачи на год текущий».

Завершая доклад, В.И. Кашин поблагодарил участников совещания за их нелегкий труд и преданность своему делу, выразив надежду на скорое преодоление проблем и переход к поступательному и динамичному развитию отрасли.

Владимир Иванович вручил отдельным работникам лесного хозяйства – представителям как федерального центра, так и регионов, начиная от руководителей и заканчивая простыми тружениками леса, Почетными грамотами Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

В заключение Владимир Иванович ещё раз от всей души пожелал собравшимся крепкого здоровья, благополучия, новых успехов во всех делах и начинаниях.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля