Последние новости

Реклама

В конце войны

С января 1944 года начался новый, наиболее активный этап сотрудничества ОУН-УПА с нацистской Германией.

В течение марта 1944 года в Тернополе состоялись встречи представителя Центрального провода ОУН(Б) Герасимовского (И. Гриньоха) с представителями германских спецслужб — гестапо и СД. Весьма характерно, что во время первой встречи Герасимовский, обращаясь к гитлеровцам, подчеркнул: «О враждебности по отношению к Германии не было и речи, это неоднократно доказывала сама история. Украинцы (читайте националисты. — Авт.), и в особенности бандеровская группа ОУН, ясно себе представляют, что обрести свою самостоятельность они смогут лишь с помощью немцев. Именно поэтому украинцы встали на сторону Германии уже в (Первой. — Авт.) мировой войне, и впоследствии они искали поддержки у Германии и находили её, затем они внесли свой вклад в дело Германии во время польского похода в начале германо-советской войны». Как отмечалось ранее, для украинских националистов крайне важно было держать население Украины в заблуждении относительно их подлинных, союзнических отношений с немецкими оккупантами, поэтому при завершении переговоров Герасимовский обратил внимание гестаповцев на то, что «...ОУН хочет впредь вести переговоры и заключать соглашения лишь централизованно, и чтобы партнёром по переговорам с германской стороны была по возможности полиция безопасности, так как она знает правила конспирации и умеет их использовать, в то время как другие инстанции и заведения такими знаниями не обладают». Реальным итогом переговоров были соглашения о представлении ОУН-УПА немцам разведданных о Красной Армии в обмен на оружие. Снабжая формирования оуновцев оружием, боеприпасами и средствами связи, фашисты не без основания рассчитывали на активизацию бандеровцев в борьбе с партизанским движением и усматривали в них реальную силу, способную вести военные действия в тылу наступающей Красной Армии.

Выполняя взятые на себя перед гитлеровцами обязательства, бойцы УПА нападали на тыловые службы наступающей Красной Армии, совершали различные диверсионные акты на освобождённой территории, сжигали сельсоветы, колхозы и МТС. На совести оуновских вояк смерть командующего 1-м Украинским фронтом генерала армии Николая Ватутина, легендарного советского разведчика Николая Кузнецова, сотен солдат и офицеров Красной Армии.

Вместе с гитлеровцами наступление Советских войск летом 1944 года пытались сдерживать солдаты 14-й гренадёрской дивизии СС «Галичина», сформированной из добровольцев, членов мельниковской фракции ОУН и бандеровцев. В составе 115-го и 118-го батальонов вермахта в это же время против Советских войск воевали и солдаты так называемого Буковинского куреня.

Примеров скрытого и открытого сотрудничества оуновцев с германскими фашистами в промежуток времени Великой Отечественной войны более чем достаточно. Но при рассмотрении данного вопроса невозможно обойти молчанием факт освобождения из-под ареста Степана Бандеры, превращённого националистической пропагандой в «героя» и «мученика» за национальную идею. Как ранее отмечалось, Бандера весь промежуток времени заключения в концлагере Заксенхаузен содержался вместе с ближайшими соратниками в комфорте — большом помещении, где получал полноценное питание, книги, прессу, свободно слушал передачи лондонского радио (хотя за это самих немцев — рядовых граждан третьего рейха — карали весьма сурово), имел постоянные контакты с представителями германских властей. Особенно часто его навещал обергруппенфюрер СС Генрих Мюллер — шеф имперского гестапо.

25 сентября 1944 года Степана Бандеру и его сторонников выпустили из лагеря. Из материалов Нюрнбергского процесса, работ, опубликованных в ФРГ, известно, что с этого времени он находился под персональным наблюдением и работал по указаниям начальника отдела 4-Д гестапо оберштурмбанфюрера Вольфа. Сразу же после освобождения Бандера прибыл в расположение абверкоманды — 202 (г. Краков), поддерживавшей связь с главным штабом УПА, и передал всем её членам «пламенный привет» и указания, направленные на усилие борьбы против Советской власти и Красной Армии. Вместе с представителями германских спецслужб он продолжал активно руководить деятельностью ОУН-УПА и её военных формирований. В начале апреля 1945 года Степан Бандера по указанию Главного управления имперской безопасности создал отряд украинских националистов для защиты Берлина от наступающей Советской Армии. Сам же вождь ОУН покинул предоставленную ему гестапо дачу под Берлином и бежал в город Веймар, который оказался в зоне оккупации англо-американских войск. Впоследствии в условиях «холодной войны», когда вчерашние союзники по антигитлеровской коалиции превратились в противников, он использовался западными спецслужбами для борьбы против СССР.

Олег Лосев,
кандидат исторических наук.

(Продолжение следует).


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля