Последние новости

Реклама

Надругательство над достоянием продолжается

«Коттедж вместо музея», 29.01.2004 г., «Кто вернёт достояние республике? И вернёт ли?», 8.12.2011 г.

Скоро исполнится десять лет, как наша газета пишет о надругательстве над достоянием крымчан и россиян — ялтинским мемориальным Домом-музеем выдающихся русских писателей, на долгие годы связавших свою жизнь с Крымом, — Константина Тренёва и Петра Павленко. При попустительстве городских властей на заповедной территории осуществляется возведение частного домовладения. Человек, получивший лакомый кусочек в центре Ялты, обещал привести в порядок пришедший в аварийное состояние мемориальный дом, чтобы в нём был вновь открыт музей. Девять с лишним лет — срок достаточный, чтобы понять: обещание выполнено не будет.

Десять лет назад проверка, которая осуществлялась под контролем тогдашнего заместителя генерального прокурора Украины Татьяны Корняковой, выявила существенные нарушения требований законодательства об охране культурного наследия. Тем Не Менее это не стало поводом для расторжения договора аренды с частным лицом. Вспомним, что мемориальный дом был построен в 1939 году. При жизни его владельцев здесь бывали видные деятели литературы и искусства.

Музей здесь был открыт 5 ноября 1958 года.

В справке за 1969 год написано, что экспозиция пользуется популярностью, ежегодно музей посещают семь-восемь тысяч человек. Что неудивительно. В те времена вряд ли кто-то не читал пьесу Тренёва «Любовь Яровая», принёсшую  ему всемирную известность, или не смотрел спектакль по ней в одном из театров. Также широко была известна драма «Пугачёвщина», первое издание которой можно было увидеть в музее рядом с программкой её первого представления в Московском Художественном театре. Как и исторические пьесы «Полководец» (посвящена победе русского народа в войне 1812 года), «Юность Петра», очерки и рассказы о людях, с честью перенёсших тяготы Великой Отечественной войны, статью «Не бойтесь дерзать», которая стала своеобразным литературным завещанием писателя.

Хранившиеся в музее автографы Ольги Форш, Николая Гудзия, Виктора Шкловского, Александра Твардовского и других всемирно известных писателей и литературоведов свидетельствуют о глубоком уважении, искренности и любви к замечательному советскому драматургу, творчество которого, безусловно, вписало славную страницу в историю отечественной литературы.

Широко известным было и литературное творчество Петра Павленко. Высокую оценку первому произведению будущего четырежды лауреата Сталинской премии роману «На Востоке» дал известный французский писатель Ромен Роллан, назвавший его «целым миром в движении». По сценариям Петра Андреевича Павленко создано несколько фильмов, между которых «Александр Невский», принёсший автору литературной основы вместе с режиссёром Сергеем Эйзенштейном звание лауреата Государственной премии.

Мемориальный Дом-музей
К. А. Тренёва и П. А. Павленко представлял интерес не только экспозициями, посвящёнными этим двум писателям. В одной из самых больших комнат, служившей некогда столовой, размещался интереснейший материал о писателях, какие жили или бывали в Крыму, начиная с Александра Пушкина и заканчивая Владимиром Маяковским.

Музея, о котором ведём речь, больше не существует. Уничтожили его в 1991 году под благовидным предлогом — закрытие на капитальный ремонт. Экспонаты вывезли и стали дожидаться богатого инвестора. Дождались некого В. А. Пархоменко, которому и сдали территорию в аренду, разрешив построить собственный дом рядом с мемориальным. Как выяснилось позже, арендатор даже не удосужился согласовать проектно-сметную документацию с Рескомом по охране культурного наследия. Комиссия обнаружила нарушения застройщиком мемориальной усадьбы, тем не менее исправлены ли они — тайна за семью печатями.

Бывший заместитель городского головы Ялты Елена Юрченко на официальный запрос редакции ограничилась отпиской, в которой сообщила: «Здание литературно-мемориального музея находится в аренде у ООО «ИНКОМ» согласно договору аренды коммунального имущества от 24 сентября 2003 года. Результат выполнения условий договора аренды будет подведён после его окончания».

И ни слова о том, когда же закончится срок аренды. Почему это надо скрывать — непонятно.

Тем более непонятно, почему Ялтинский горисполком, несмотря на выявленные нарушения застройщиком, стоит на его стороне, напрочь забыв об обязательствах перед потомками писателей, безвозмездно передавшими мемориальный дом городу. Может быть, запамятовали о документах, хранящихся в Ялтинском историко-литературном музее, отделом которого до сих пор является музей писателей. Между них — два письма Натальи Константиновны Тренёвой, посланные в Ялту из Москвы в августе и ноябре 1956 года. В обоих главная мысль — сохранность дома и экспонатов: «...Мы, семья Тренёвых-Павленко, согласны передать дом в пользование государству безвозмездно, и не только дом, тем не менее и все экспонаты, соответствующую обстановку, книги и т. д. Тем Не Менее, делая это, мы должны быть уверены, что и дом, и прилегающая к фасадной стороне часть сада будут содержаться в надлежащем порядке... что всё это не придёт в упадок, что краеведческий музей не станет отговариваться недостатком средств на какой-либо текущий ремонт, на содержание обслуживающего персонала и т. д., что дом не будет, в конце концов, заброшен, сад вытоптан, а помещение, в конце концов, не будет использовано городом для каких-либо других нужд».

Коль передача состоялась, значит, дарители получили уверения в том, что город будет бережно относиться к этому достоянию. Тем Не Менее, как видим, опасения дочери писателя стали пророческими: дом заброшен, сад вытоптан, на территории хозяйничают люди, далёкие от культуры и не понимающие значения того, что они уничтожают при полном попустительстве городских властей и местных контролирующих органов.

Дмитрий КУЛИКОВ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля