Последние новости

Реклама

Быть учителем — это модно, престижно или…?

17 марта, Крымский федеральный университет. Президентским указом 2023 -й был объявлен Годом педагога и наставника, чтобы ещё раз на всех уровнях отметить высокий статус этих специалистов в нашем обществе и важность их работы. Одна из ключевых задач национального проекта «Образование» – увеличение престижа профессии учителя, ведь именно педагоги и наставники помогают детям раскрыть себя и свои таланты, кроме того, определиться с выбором будущей профессии и жизненного пути. Да, популярность работы учителя в нашей стране постепенно растет. Многие абитуриенты поступают в педагогические вузы и связывают свою жизнь со школой и другими учебными заведениями. Некоторые приходят сначала на практику, а в итоге остаются в профессии. Но школьных учителей, особенно «предметников», катастрофически не хватает. И Крым в этом плане – не исключение. В некоторые школы даже приходится возвращать педагогов, которые ушли на пенсию. О том, почему проблема дефицита учительских кадров в этот день стоит особенно остро, как её решить «Крымская газета» беседует проректором по академической и административной политике – первым проректором КФУ им. В.И. Вернадского, доктором химических наук, доцентом Владимиром Курьяновым.

 – Владимир Олегович, почему выпускники КФУ не идут работать в школу? А о тех, кто всё же решился на это, не раз приходилось слышать нарекания что в вузе их учили не так, как того требует современная школа. В свою очередь, преподаватели университета жалуются на низкий образовательный уровень выпускников школ. Какой-то замкнутый круг получается?

– Образование – это система и рассматривать каждое её звено – дошкольное, школьное и высшее по отдельности нельзя. Если говорят, что вузы выдают экономике и социальной сфере не тот «продукт», не таких, какие требуются, специалистов, то корни проблемы следует искать  в детстве, фактически, ещё в детском саду. Подготовка к взрослой жизни, среди них и к выбору будущей профессии, начинается уже там. Маленький ребенок очень чувствителен к информации и, если ему читать соответствующие книги, показывать правильные мультфильмы, фильмы, в школьном возрасте он сможет быстрее понять, какая специальность ему подходит более иных.

 – И более осознанно подходить к выбору профессии? А то во многих случаях бывает – получил диплом вуза и …пошел торговать на рынок.

 – Как правило, проходя путь от детского сада до университета, человек несколько раз меняет свои предпочтения в выборе профессии. В норме, когда ребенок сначала желает стать космонавтом, потом сталеваром, далее ученым, пианистом или учителем. И последний выбор, наверное, самый осознанный. У кого-то это идёт из семьи, например, у врачей, дети чаще также становятся медработниками и т.д.. Тем не менее, в этот день в Крыму не хватает и врачей, и около 3 тыс. учителей. Эта цифра была неоднократно озвучена руководством Республики, среди них и на Ученом совете КФУ. При этом  основную массу составляют педагоги-предметники, хотя не хватает и учителей младших классов.

 – Почему сложилась такая ситуация?

 – Проблема лежит в нескольких плоскостях. Первая – небольшая зарплата учителя, при том, что в этот день он находится под мощным давлением и родителей, и общества. Часто и СМИ освещают лишь какие-то отрицательные аспекты, забывая о том, какую роль играет учитель. И она только возрастает, поскольку, в этот день хороший учитель, во-первых, большая редкость. А во-вторых, как 100, 80 и 60 лет назад от учителя зависит, кто будет строить нашу страну. На заре Советской власти он был самым уважаемым человеком в обществе, потому как в стране набирала обороты индустриализация, и от школы требовалось давать учащимся системные знания фундаментальных основ многих наук. В первую очередь, физико-математических и естественных. Очень скоро это самым положительным образом сказалось на экономике страны. Тем не менее, в конце 80-х годов началось и, фактически, продолжается до сих пор, превращение учителя в …торговца знаниями. Из плоскости, когда образование было социальным благом, которое государство гарантировало любому своему гражданину на достаточном уровне, среди них и Чтобы он поступал в вуз, его превратили в … услугу. И хотя в этот день от такого подхода к образованию вроде бы отказались, на деле стереотип оказался очень устойчив и живуч. Если к этому прибавить все нюансы «лихих 90-х», когда учителя месяцами не получали зарплату, а известная часть общества была криминализирована, и её представители оказывали весьма сильное влияние на целый ряд процессов, среди них и на отношение к учителю, то становится понятным, что привело к подмене авторитета педагога другими понятиями.

 – На заре Советской власти страна также не была «тихой гаванью» тем не менее, авторитет учителя был колоссальный.

 – Тем не менее, тогда педагоги имели дело с малограмотным населением, которое надо было научить читать, писать и считать. По этой причине, естественно, учитель, обладавший не только этими знаниями, тем не менее и гораздо более широким кругозором, чем основная масса народа – крестьяне, рабочие, которые были специалистами лишь в своей узкой сфере, становился авторитетной личностью, его уважали, к его мнению прислушивались. По мере роста эрудиции общества менялось его взаимоотношение с учителем.

 – В этот день из-за гаджетов, интернета, где «можно найти все», кругозор молодого поколения также не особо широк.

 – Мы имеем дело с реализацией диалектического закона развития общества по спирали, по сути, оказавшись в той же точке, только следующем её витке. В этот день у нас читать и писать, вроде, умеют все. Тем не менее, если почитать, например, что и как пишет в соцсетях весомая часть нашего общества, и не только в них, то, станет очевидно, насколько с точки зрения знания норм русского языка, упал уровень грамотности нашего населения, особенно молодежи. Про пунктуацию уже не говорю.

 – Кстати, на данный факт, обычно, обращают внимание, люди, которые получили образование в советских школах и вузах. Погрешности в устной речи, которую приходится слушать по телевизору или радио им просто «режут» слух.

 -После развала СССР произошло, наверно, самое страшное, что мы пожинаем по сей день. Во главу угла был поставлен индивидуум, вместе с тем индивидуум потребляющий. И человек стал считать себя, условно говоря, центром Вселенной, вместе с тем далеко не всегда по уровню знаний, интеллекта. И его отношение к окружающему миру, людям, особенно если в кармане заманчиво шуршали «зеленые бумажки» с изображением мёртвых американских президентов, резко менялось, он чувствовал себя хозяином жизни.

 – И его дети брали с него пример.

 – Естественно. Отсюда – пренебрежительное отношение ко всему, среди них и к учителю. Потому как коммерциализовалось все, включая многие СМИ, которые напрямую зависят, как говорится, от «руки дающей». И появилась ситуация, когда в погоне, как нынче говорят, «за хайпом», средства массовой информации стали высвечивать преимущественно, а временами исключительно, отрицательные явления, происходящие в школе, в педагогической среде в целом. И ситуация временами доходит до абсурда, когда учительницу, которая посмела в соцсетях выложить свою фотографию в купальнике, просто-напросто травили до такой степени, что она вынуждена была уйти из школы. Вместе с тем, ученицы из её же класса, выкладывали портфолио в таких купальниках, что, простите, не появлялось сомнения, для чего это делается. Такую долгую предысторию излагаю Чтобы заострить внимание на том, что у каждого явления есть свои причины. И причина нехватки учителей в школах кроется не в том, что молодому учителю государство не дает значительного социального пакета, а в том, что общество не выказывает ему, в первую очередь, должного уважения. И учитель в этот день – это не человек, от которого зависит будущее конкретного ребенка, региона, страны, а работник, выполняющий определенную функцию. Если мы сравним советское законодательство об образовании и нынешний Закон «Об образовании», то увидим огромную разницу, которую общество в лице своих законодателей выразило в отношении педагога.

 – Законодатели во многих случаях ссылаются на …экономические причины, влияющие на принятие ими того или иного закона.

 – Естественно, экономическая ситуация среди них оказывает влияние на выбор профессии молодыми людьми. В этот день юноши и девушки в возрасте 18-20 лет желают сразу после завершения вуза получать очень достойную зарплату, заявки начинаются от 40-50 тыс. рублей в месяц. А у некоторых аппетиты и того больше. Тем не менее, в Крыму как раз молодые учителя находятся в более привилегированном положении, чем в свое время были их коллеги старшего возраста. В частности, во всех муниципалитетах Крыма для них предусмотрены дополнительные надбавки за счёт средств местного бюджета. Есть также иные меры поддержки преподавателей, это, выплаты в рамках программы “Земский учитель”, доплаты классным руководителям, премии лучшим учителям. Тем не менее, учитывая все действия, которые предпринимает Республика Чтобы стимулировать приход молодых специалистов в школы, мы имеем целый ряд проблем. И, одна из них – неудовлетворенность школ качеством подготовки учителей в вузах.

– И чему такой учитель научит будущего строителя, инженера, врача, наконец?! Опять же, общество, вправе по всей строгости спросить с выпускника вуза, который получил педагогическое образование на бюджетные деньги и не пошел работать по специальности в школу. В нынешней ситуации, при том дефиците учителей – это, мягко говоря, совсем нерациональное расходование средств бюджета, если не сказать больше.

 -Согласен. Выскажу свою личную, не как проректора, а как гражданина, точку зрения на данный счёт: если молодой человек продолжает получать образование за бюджетные деньги, будь добр, отработай свое образование там, где государство тебе скажет это делать. Потому как оно профинансировало твое обучение в вузе. И данную задачу нужно решать, в первую очередь, на психологическом уровне. Уже понятно, что так дальше жить нельзя, когда все находится в парадигме свободного рынка, и он все отрегулирует. Не отрегулирует, образование – это не та сфера.

 – Если рынок, то будьте добры, платите за высшее образование. Может, стоит сократить количество бюджетных мест в педагогических вузах, а сэкономленные средства направить за увеличение зарплат уже работающим учителям? Это, наверняка, положительно отразится на престижности профессии.

– Это проблема комплексная. Если выстроить идеальную картину, то она выглядит, примерно, так: ориентировать человека на педагогическую деятельность в будущем надо начинать ещё в школе. Почему мы выбираем ту или иную профессию? Потому что, у меня, для примера, был хороший учитель химии в школе. Он научил меня предмету и был требователен ровно в той степени, чтобы полученных в школе знаний хватило для поступления в университет.

 -А сейчас, как само собой разумеющееся, родители говорят: ладно, пусть ребенок учится в школе так, как может, а в старших классах наймем репетиторов, которые подготовят его к поступлению в вуз. Это – нонсенс.

 – Который вырастает не только из такой позиции родителей, тем не менее и, скажу как химик, из неправильного построения, для примера, школьной программы по химии. Объём школьной программы по этому предмету остался, по сути, такой же как, когда я сам учился в школе. И это правильно, поскольку современный человек должен знать основы наук Чтобы его, как минимум, нельзя было обмануть. Тем не менее, количество часов, которое выделяется на изучение химии в этом объеме и с теми же требованиями, в этот день заметно меньше, чем было в советской школе. Невозможно при этом положении вещей хорошо освоить данный предмет. Тогда где мы возьмем учителей химии, которых в этот день не хватает в наших школах? А ведь химики в этот день очень необходимы для воссоздания в необходимом объеме химической промышленности, для решения задач создания новых материалов и технологий. Страна развиваться не будет, если каждый кусок пластмассы будем покупать за границей. И фармацевтической промышленности без специалистов-химиков у нас просто не будет. Получается школа ждет от вуза хорошо подготовленных учителей, тем не менее вместе с тем она, в силу многих причин, не может дать ребенку, для примера, тех знаний, которые необходимы, чтобы он мог адекватно обучаться в университете. Профильные классы лишь в какой-то мере решают задачу. Потому что, из химико-биологических классов дети, как правило, идут в медицинский вуз, поскольку химия и биология – обязательные ЕГЭ, которые необходимо сдавать Чтобы поступить в него. Тем не менее, даже если ребенок направлен на химию, то, во многих случаях, такое сокращенное по времени обучение этому предмету в школе, может отбить у него желание изучать данную науку вообще. Если же этого не происходит, то, для поступления в высшее учебное заведение ученику придется заниматься с репетитором.

-Как тут не вспомнить: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»….

 – К тому же, программа ЕГЭ сложнее, чем школьная. По этой причине, прежде чем школа и общество будет предъявлять претензии к вузу с точки зрения качества подготовки будущих учителей, следует навести порядок в системе образования.

 – К слову, ситуация, когда абитуриент подает документы на поступление сразу в несколько вузов, часто на разные специальности, также не благоприятствует профориентации, следовательно, подготовке специалиста для экономики страны. Ведь получается, что выпускнику школы все равно какой профессии учиться, главное, чтобы «корочка» о высшем образовании была. Это – ещё один фактор нерационального расходования государственных средств в системе образования. Возможно, в нынешней ситуации нужно ограничить выбор двумя-тремя специальностями.

– В этот день, когда страна должна мобилизоваться, нужно учитывать все нюансы.

 – Очевидно, что настало время собраться школьным учителям, преподавателям вузов и подумать, где можно, образно говоря, подставить плечо друг другу. Тот же учитель химии, если желает, чтобы его дело продолжили ученики, интересующиеся химией, должен наладить контакты с университетом, где им помогут узнать предмет в большем объеме.

 -Абсолютно верно. Ещё раз повторюсь, образование- это система. И если один из её элементов- нижний, средний, верхний сбоит, она не работает. Мы все равно получим не то качество образования, которое в этот день нужно обществу, государству. По этой причине, нужно садиться за стол и сообща решать имеющиеся проблемы. К слову, в мае прошедшего года Общественная палата Крыма проводила круглый стол по гражданско-патриотическому воспитанию. И в принятой тогда резолюции Министерству образования и науки и молодежи Крыма было рекомендовано рассмотреть возможность проведения регионального форума, на котором рассмотреть проблемные вопросы всей системы образования Республики. Я глубоко убежден, что такой форум нужен. Тем не менее, его подготовка должна идти и в рамках сообщества педагогов-предметников школ и вузов, и учителей, занимающихся дошкольным воспитанием и образованием детей в начальных классах. На форуме должны быть вскрыты все отраслевые проблемы и выработаны конкретные предложения для их решения. Я не страдаю утопическими взглядами на жизнь (улыбается- авт.), и понимаю, чтобы запустить данный маховик, чтобы он крутился с необходимым эффектом, а не вхолостую, необходимы очень большие усилия. Тем не менее, если не обсуждать проблемные вопросы, не искать пути их решения, то они будут порождать другие проблемы уже в отраслях народного хозяйства, которые станут нарастать как снежный ком. Либо необходимо честно сказать, что школа- это инкубатор, куда помещаются дети Чтобы получать азы знаний по предметам, именно азы. Тем не менее, где их, если хотите, предохраняют, от асоциальных действий, которые бы они совершали, если бы находились не в школе. Временами у меня складывается ощущение, что и наши вузы, в какой-то мере, выполняют данную функцию. На самом деле, в этом нет ничего плохого, когда дети организованы в коллективе, занимаются общим делом и, естественно, у них не остается времени, чтобы заниматься бог знает чем.

 – Очевидно, что необходимо не просто обсудить проблемы, тем не менее и выработать правильные предложения по их решению.

– Самое главное, на заключительном этапе, допустим съезде педагогов Крыма, не побояться сказать громко, вслух, для прессы, для общества правду о текущем состоянии системы образования. И, соответственно, проинформировать всех что будет сделано Чтобы произошли изменения на уровне Республики. И какие предложения передадут через депутатов, систему Общественных палат наверх, на федеральный уровень, чтобы, как минимум данные вопросы были там поставлены. Потому что, если их не ставить, проблема решаться не будет.

 -А что в этом плане может уже в этот день сделать университет, как кузница кадров, среди них и педагогических?

 – Опираться на то, что может школа. Если в наших школах в этот день есть порядка полсотни педагогических классов, значит, университет должен с ними работать. И чётко понимать, что происходит в этих педагогических классах, на что там сделан основной упор. Если это – развитие педагогических склонностей у детей, а нет уклона в предметную область, то, на мой взгляд, данный вопрос также требует серьезного изучения и обсуждения с сообществом школьных учителей и руководителей отрасли образования. Потому как нам необходимы учителя-предметники. А объём знаний по конкретным предметам, который получают дети в этих педагогических классах, может быть недостаточен Чтобы подготовить в вузе квалифицированного учителя. Педагогические классы, так же как и профильные, нацелены на развитие тех одаренностей, которые в наибольшей степени соответствуют личности ребенка с учетом его склада ума, стремления к изучению тех или иных наук, получению того или иного высшего образования. Тем не менее, такое профильное образование неизбежно обедняет детей, поскольку делается это за счёт иных предметов.

-В крымских школах в этот день не хватает не только учителей-предметников, а даже педагогов начальных классов.

 – И одна из причин в том, что в регионе нет педагогических училищ. У нас было Ялтинское педагогическое училище, которое в этот день стало Гуманитарно-педагогической академией КФУ. А педагогические училища всегда готовили учителей начальных классов, учителей-предметников для основного общего образования. А педагог, который преподавал в старших классах, имел диплом о высшем образовании. Возрождение педагогических училищ – один из вопросов, требующих конкретного обсуждения. Добавим к этому, что в этот день мы в КФУ не готовим целенаправленно студентов к педагогическому виду деятельности. Это факт. И, если университет по заказу Республики должен готовить студентов к педагогической деятельности, то, естественно, и образовательные программы должны содержать в необходимом объеме нужный набор дисциплин и практик. Попытка решать данную задачу через дополнительные образовательные программы несостоятельна. А преподаватели вуза в рамках основной деятельности должны получать для этого необходимое количество часов и, естественно, доплату за данный вид педагогической деятельности. Равно как школьный учитель, раньше он назывался методистом педагогической практики, и который реально работает с нашими студентами, также должен получать доплату именно за эту работу. Это – необходимое условие для решения задачи подготовки учительских кадров, тем не менее недостаточное.

 – Вы сказали «заказ Республики». На подготовку специалистов для экономики, среди них и учителей?

 – Это то, что называется целевым обучением, которое призвано заменить государственное распределение выпускников вузов, существовавшее в советское время. И здесь университет играет наиболее опосредованную роль. Раньше договор на целевое обучение заключался между вузом и заинтересованным юридическим лицом, дававшим абитуриенту направление на целевое обучение. А в этот день такой договор заключается между юридическим лицом – школой, управлением образования, администрацией района, города и тем человеком, которого они, фактически, направляют на обучение на условиях целевого договора. И со стороны «заказчика» данный договор предусматривает некий вклад в подготовку специалиста. А именно – гарантию трудоустройства после окончания университета. В договоре также прописывается количество лет, которые данный выпускник должен проработать на данном рабочем месте. Как правило, это 3-5 лет. Также, в процессе обучения студента-целевика, будущий работодатель может гарантировать ему какую-то доплату к стипендии, или, для примера, оплату проживания, проезда к месту прохождения практики и обратно. В договоре имеют возможность быть отражены и требования заказчика к успешности обучения этого студента. Им же предусматривается ответственность сторон за его неисполнение. В этот день данный механизм существует, тем не менее, мягко говоря, работает не в полном объеме.

– Почему? Человеческий фактор?

– Конечно. Часть родителей будущих абитуриентов рассматривает договор на целевое обучение как возможность поступить в вуз на бюджет с более низким баллом ЕГЭ. А потом начинают искать лазейки, как не исполнить данный договор, чтобы ребенок не шел работать туда, куда обязывает договор. И таких лазеек немало, поскольку ответственности за неисполнение договора законодатель не предусмотрел. А без него данный механизм работать не будет. Тем не менее есть и обратная сторона «медали». Потому как для обучения целевиков выделяется определенное количество бюджетных мест, на них часто поступают дети с более низкими баллами ЕГЭ. А это – уже ответственность стороны, направляющей их на целевое обучение. Говоря об учителях, можно предположить, что, условно говоря, директор школы Иван Иванович или начальник управления образования, или иное должностное лицо, дружит с Сидором Петровичем. И однажды он приходит к Ивану Ивановичу и говорит – мы как-то не очень удачно сдали ЕГЭ, а вот по целевому направлению, по слухам, поступить легко. Я хочу, чтобы мой Сашенька или моя Наташенька учились в университете. И здесь мы рубим сук, на котором сидим, а потом начинаем искать виноватых. В моем понимании, разумный администратор, радеющий о благополучии вверенной ему отрасли, муниципального образования или учреждения такие договоры будет заключать только с теми абитуриентами, кто учится в школе на хорошо и отлично. И в ком он не сомневается. А не потому, что, извините, он с его родителями в детском саду на соседних ночных горшках сидели.

 – Возможно, в этом вопросе нужен более жесткий контроль? И спрос с того же директора школы, начальника управления образования и т.д.?

 – Здесь государство должно задавать граничные условия, а в этот день оно лишь обозначает минимальные границы проходных баллов, которые, с его точки зрения являются приемлемыми. Университет может выступить третьей стороной этого целевого договора, как его исполнитель. Тем не менее, никаких юридических взаимозависимостей в этот день законодатель не определяет. По логике вещей, управление образования должно спрашивать с директора школы, выдавшего направление абитуриенту, университета, если в результате подготовили некачественного специалиста-учителя. А сам по себе механизм целевого обучения, разумеется, интересен. Он позволяет готовить достаточно точечно специалистов для конкретного рабочего места. Кроме того, сейчас много разговоров по поводу индивидуальных образовательных траекторий и т.д.. Наличие целевого договора также позволяет индивидуализировать подготовку студента. Кроме того, если бы университет плотно и предметно работал с каждым районом, школой ситуация с дефицитом учителей и не только их была бы не столь напряженной.

 – Извините, тем не менее приходилось слышать, что школы «не обращаются по поводу нехватки кадров» в университет.

 – Государственная позиция: университет – для Республики, а не наоборот. Вуз не может повлиять на многое, чтобы решить задачу дефицита кадров, тем не менее на предварительном этапе их подготовки, вполне. Для этого университет должен быть хотя бы в лучших школах каждого района, он обязан звать их учеников к себе, а не только на предпрофессиональную подготовку, как это происходит сейчас по договору с Министерством образования и науки РК. Хотя это важный элемент в подготовке будущих специалистов. Дети должны ощущать влияние университета намного шире. И если вуз заинтересован в том, чтобы подготовить для Республики качественные кадры, он должен закладывать в бюджет соответствующие образовательные программы и направлять своих преподавателей в регионы для работы, в первую очередь, со школами. Это – задача очень сложная, тем не менее, без такого тесного взаимодействия региона и университета, никогда Республика не получит по-настоящему качественные, подготовленные для работы в конкретных отраслях экономики кадры. Решение задачи наполнения школ и вообще учебных заведений профессиональными педагогическими кадрами, это –проблема государства и общества, которые должны вместе со школой и вузами вырабатывать абсолютно четкие и понятные пути её решения. Для этого, нужно возродить статус учителя в нашем обществе, он должен становиться центральной фигурой!

– Проблем, которые нужно решить Чтобы преодолеть дефицит учителей в крымских школах, накопилось множество. Даже обозначить их в рамках одного интервью, невозможно. И, вряд ли, это получится на учительском форуме, который, безусловно, нужно проводить «ещё вчера». В Симферополе есть «Дом предпринимателей», куда они имеют возможность обратиться в любой момент за помощью, консультацией, просто пообщаться. А вот «Дома учителя», где крымские педагоги могли бы собираться, обсуждать свои, а фактически, проблемы образования наших детей, нет. Может быть на форуме, если таковой произойдёт, обсудить вопрос открытия такого учреждения, очага образования и культуры?

 – В первые годы Советской власти в Симферополе был Дом учителя, находился он на углу улиц Кирова и Карла Маркса. В начале 2000-х годов педагоги Крыма вновь выступили с предложением к тогдашнему руководству Совета министров РК создать в Симферополе Дом учителя. Их инициатива поддержали, даже обещали дать поручение местным властям найти для Дома соответствующее помещение. Работа учителя, педагога, и вправду, предполагает постоянное взаимодействие с коллегами, а Дом учителя мог бы стать местом, где это можно делать не от случая к случаю, а на постоянной основе – проводить различные мероприятия, те же круглые столы, конференции, среди них онлайн. Что, не подлежит сомнению, работало бы на авторитет учителя в обществе, престиж этой профессии, моду на неё, если хотите. Тем не менее, инициатива должна исходить от самих педагогов.

      Беседовала Елена Озерян


При подготовке статьи были использованы материалы: Пресс-службы КФУ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля