Последние новости

Реклама

Главный пчеловод Крыма: «Определить, натуральный мёд или нет, невозможно»

О настоящем мёде, развитии пчеловодства на полуострове и что такое апитерапия. Об этом и не только «Крымской газете» рассказал президент Ассоциации пчеловодов и апитерапевтов Крыма Пётр Данилюк, сообщает издание «Крымская газета».

1. Пётр Петрович, сколько сегодня пчеловодов в Крыму?

– Как таковой статистики у нас нет. В Крыму работают две общественные организации пчеловодов. Союз пчеловодов, которым руководит Николай Клочко, и наша Ассоциация пчеловодов и апитерапевтов Крыма (АПАК), которая была создана 10 лет назад. В рядах АПАК состоят примерно 80 человек – это люди, которые по зову души занимаются этим делом. У нас работают 11 региональных отделений, практически во всех регионах полуострова: Черноморское, Сакское, Евпаторийское, Севастопольское, Ялтинское, Алуштинское, Белогорское, Симферопольского района и другие. Всех нас волнуют одни и те же вопросы: как организовать наше дело лучше, где о пчеловодстве можно узнать больше и как произвести качественную продукцию, которую можно было бы применять для оздоровления человека. Я никогда не употребляю слово «лечение», потому что лечить должен врач.

2. Часто собираетесь для обсуждения насущных вопросов?

– Раньше довольно часто. Но, к сожалению, офиса – двух комнат в здании «Крымэнерго» на улице Киевской в Симферополе – мы лишились. Министерство сельского хозяйства РК готово предоставлять нам для собраний актовый зал, но это не совсем подходящая для нас аудитория. Во-первых, в здании, где располагается само министерство – пропускной режим и в выходные дни нас туда, естественно, не пустят. А во-вторых, в своём офисе мы могли не только обсуждать какие-то теоретические вопросы, но и практические занятия проводить, там для этого были вода, розетки.

3. В СМИ прошла информация о том, что учёные начали разработки перспективной линии медоносной крымской пчелы. Это поможет развитию пчеловодства в Крыму?

– (Улыбается.) Природа сама регулирует все процессы. Пчела за год проходит три-четыре генерации, то есть меняется. Перекомбинация генов у крымских пчёл уже давным-давно произошла, всё смешалось, и даже мы, пчеловоды, вроде бы стараемся покупать чистопородные пчеломатки – залог продуктивности пчелиной семьи, но на деле выходит по-другому. Если матка спаривается с 8-12 трутнями, кто знает, какой они породы? Если залетел «итальянец» (итальянской породы. – Ред.), они жёлтенькие, и потомство потом получается чёрненькое, рыженькое и жёлтенькое. (Смеётся.) Поэтому говорить о том, что где-то в горах сохранилась какая-то особенная «крымская пчела», не стоит.

В начале ноября я был в Ростове-на-Дону, на первом съезде промышленных пчеловодов Таможенного союза, где учёный из Беларуси тоже сообщил, что сегодня чистопородность пчёл сохранить невозможно. Для этого надо обеспечить их пространственную изоляцию как минимум в радиусе 30 километров. В то же время пчела сегодня, можно сказать, тоже стала урбанизированной. Если раньше говорили – «пчела неодомашненная», то сегодня все учёные отмечают, и я с ними согласен, что пчела – это домашнее животное. Именно животное. И самое главное тому доказательство – признак её одомашненности – подобно многим домашним животным, она не может выжить самостоятельно в природе.

4. А знаменитый башкирский мёд, который собирают в лесу дикие пчёлы?

 – Даже в лесах Башкирии нет диких пчёл. Сегодня накопилось столько инфекционного начала и болезней пчёл, что сами они выжить не могут, им надо помогать выживать!

5. В том, что нередко пчёлы массово гибнут, виноват человек?

– И только он. Пчела – индикатор жизни на земле. Гибель пчёл – глобальная проблема, которая возникла не вчера. Для решения кризиса в пчеловодческой отрасли необходимы комплекс конкретных мер и быстрые действия государства. Крайне важно немедленно прекратить бесконтрольное применение ядохимикатов. В советские времена действовал регламент, по которому сельхозпроизводители должны были заранее предупреждать о применении химикатов на полях, но он сегодня не всегда выполняется. Поля обрабатываются многократно, но при этом пчеловодов не оповещают о сроках и местах обработки. Кроме того, сама обработка нередко проводится с нарушениями. Ни в коем случае нельзя распылять химикаты во время цветения растений, о чём аграрии зачастую забывают. Ещё одна беда – клещ варроа и болезнь пчёл варроатоз. Это сегодня, наверное, ключевая болезнь, от которой нужно защищать пчёл, чтобы они не погибли.

6. В Крыму много пчёл гибнет?

– (Вздыхает.) Как было сказано на съезде в Ростове-на Дону, это явление имеет шестилетнюю цикличность. Если у вас есть пчёлы, у них накапливается инфекционное начало, которое, как правило, «взрывается» на 6-й год. Это как девятый вал…Если пчёлы были подвержены  бактериальным, вирусным, грибковым инфекциям, воздействию клещей варроа, всё это переносится из улья в улей. И если для людей ежегодно разрабатывают вакцину против того или иного типа гриппа, который, по прогнозам, будет в данном сезоне, то для пчёл такого пока никто не делает. Да и некому. На всю страну один НИИ пчеловодства (город Рыбное, Рязанская область), в котором работал один вирусолог. И тот защитил кандидатскую и уволился. Есть ещё несколько кафедр в вузах, и всё. Я предлагал руководителю НИИ сельского хозяйства Крыма организовать на их базе небольшой отдел, который мог бы стать  площадкой, центром развития пчеловодства в Крыму. Но пока о серьёзном развитии этой отрасли в нашем регионе говорить не приходится.

У нашего пчеловодства богатый потенциал, но сегодня он используется в очень ограниченном объёме. Проблем накопилось много, и пчеловодам без помощи государства их не решить. Принятие Федерального закона «О пчеловодстве» могло бы обеспечить более эффективное регулирование отрасли.

7. А тем временем в Крым под видом натурального мёда завозят непонятно что...

– Фальсификация мёда – это уже глобальная проблема. Дешёвый фальсификат заполонил не только российский, но и международный рынок. Например, в СМИ прошла информация о том, что на проходившем в Монреале Всемирном конгрессе Международной федерации пчеловодных ассоциаций «Апимондия — 2019» 47% образцов мёда не были допущены к конкурсу из-за несоответствия их качества международным стандартам. Фальсификаторы наносят огромный урон пчеловодству, из-за их махинаций пчеловоды терпят большие убытки, уходят из отрасли, не выдерживая конкуренции с недобросовестными производителями. Что делать? Почему бы не возобновить традицию проведения ярмарок крымского мёда, произведённого именно нашими пчеловодами, такие когда-то регулярно проходили в парке имени Тренёва, в Симферополе, герб которого точно пчеловодческий. (Смеётся.) На эти ярмарки крымчане приходили семьями, знали пчеловодов, как говорится, в лицо. И, естественно, качество их продукции тоже. А сегодня даже с проблемой сбыта произведённого мёда наши пчеловоды остались один на один.

8. Как определить, что мёд настоящий?

– Когда-то в одной из своих статей я написал об этом: качество мёда зависит от…пчеловода: если вы его знаете, доверяете ему, уверены в его профессионализме, в том, что он этот мёд на солнце не поставит, как это делают продавцы вдоль трасс. Ведь солнце убивает все полезные свойства и  мёда, и других продуктов пчеловодства. А определить, натуральный мёд или нет, невозможно, в том числе и химическими способами. Это может сделать только хороший дегустатор, есть такие специалисты и в пчеловодстве. По большому счёту, пчеловод с достаточным стажем тоже может быть таким дегустатором. На съезд в Ростове-на-Дону, о котором я уже говорил, пчеловоды привезли много мёда с необычными вкусовыми качествами и ароматом. Интересно было его дегустировать. Хотя наши потребители привыкли в основном к «классическим» видам мёда – гречишному, майскому и т. д.

9. Ассоциация, которую вы возглавляете, объединяет не только пчеловодов, но и апитерапевтов. Чем они занимаются?

– Апитерапия – это применение продуктов пчеловодства в лечебных целях. При нашей ассоциации работает «Школа здоровья», которая готовит апиконсультантов. Мы учим, в том числе и пчеловодов, как правильно готовить продукты пчеловодства, чтобы применять их для оздоровления человека. Сейчас, например, я готовлю к печати брошюру «Содержание домашней пчелиной аптечки», в которой даю краткое описание каждого продукта пчеловодства и рассказываю, как его можно применять в оздоровительных целях. Мы уже выпустили небольшую книжечку «Азбука юного пчеловода», планировали распространять её среди школьников, чтобы пропагандировать ЗОЖ. Обратились за поддержкой в Министерство образования и науки Крыма, но пока её не получили. Хотя в вопросе оздоровления детей с помощью продуктов пчеловодства, безусловно, совместно с медиками, Крым, как и подобает всероссийской здравнице, мог бы стать первым в Российской Федерации и достойным примером для подражания.

10. Наступило холодное время года, многие пополняют домашнюю аптечку различными противопростудными, противогриппозными препаратами. А мед в ней должен быть?

– Непременно. Желательно – круглый год. Ведь как попадают в организм человека различные вирусы? В основном через слизистую оболочку ротовой полости, глаз, носоглотки, через открытые раны. Поэтому пришли домой, вымыли руки, возьмите ложечку мёда в рот, но не сразу глотайте, а рассасывайте, как конфету, не запивая. Мёд, в отличие от сахара, не вызывает жажды. Но его бактерицидных свойств вполне достаточно, чтобы обеззаразить главные «ворота» поступления инфекции – ротовую полость. А если у вас будет ещё и прополис, который лечит и язвенную болезнь, и с хеликобактер пилори (возбудитель хеликобактериоза. – Ред.) борется, и при заболеваниях желудочно-кишечного тракта применяется, тогда вы сможете защитить свой организм от многих неприятностей. Однако нужно помнить, что мёд, как и любой продукт питания, имеет такое свойство, как  индивидуальная непереносимость.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля