Последние новости

Реклама

Украина подписала себе транзитный смертный приговор: утрачены все позиции
Украина продолжает транзитную войну с России. При этом, по мнению экспертов, в данной схватке Незалежная беспомощна, как ребенок: процесса утраты Украиной своих традиционных транзитных позиций масштабен и необратим, сообщает издание РИА «Новый День».

Как передаёт корреспондент NDNews, Россия целенаправленно избавляется от посредников-транзитеров. Это часть её геоэкономической стратегии. Именно поэтому за последние годы катастрофическим для Украины образом сократился транзит нефти через её территорию. Объём максимальной прокачки этого энергоносителя по украинской «трубе» может составлять 67 млн. тонн в год. Но уже в 2002 году (после того, как Россия построила нефтепровод «Суходольная – Родионовская», позволивший соединить ветки Самара – Лисичанск и Лисичанск – Тихорецк, не заходя на территорию Украины) поток снизился в 2,5 раза – до 27 млн. тонн

Это был лишь пробный камень в реализации российской энергетической стратегии, считает глава Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Украины Юрий Корольчук. Дело в том, что в 2008 году Владимир Путин принял окончательное решение пустить все российские нефтяные трафики в обход стран-транзитеров. В результате, в 2012 году Россия завершила возведение Балтийской трубопроводной системы (БТС-1 и БТС-2) общей пропускной способностью 80 млн. тонн нефти в год. БТС-2 – это ответвление от участка нефтепровода «Дружба» вблизи российско-украинской и российско-белорусской границ. Данная система прошла вдоль кордона РФ с Белоруссией, Латвией и Эстонией до порта Усть-Луга (в Ленинградской области), где был сооружен нефтеналивной терминал мощностью 50 млн. тонн нефти в год. Таким образом, Столица России перенаправила нефтяной трафик в обход Украины по северному маршруту, отмечает РИА «Новости Украина». После ввода БТС-2 для России пропала необходимость использовать украинский порт «Южный» (который на данный момент простаивает) и нефтепровод «Одесса-Броды» (сейчас бездействует).

Кроме того, с 2004 года прокачку нефти в обход Украины осуществляет Каспийский трубопроводный консорциум, соединивший «трубой» нефтяные месторождения Казахстана и России с находящимся возле Новороссийска терминалом Южная Озереевка. На данный момент пропускная способность КТК – 40 млн. тонн нефти в год. Но, как заявил в марте 2016-го первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер, до конца текущего года мощность Каспийского трубопроводного консорциума возрастёт до 67 млн. тонн в год. В связи с реализацией вышеупомянутых проектов, ещё в ноябре 2008 года первый заместитель главы Секретариата президента Украины Александр Шлапак заявил, что Украина постепенно теряет статус транзитного государства, потому что ежегодно лишается 5% – 10% объёма транзита в результате реализации различных международных проектов в сфере трубопроводного транспорта.

По его мнению, после реализации первых этапов строительства Каспийского трубопроводного консорциума и Балтийской трубопроводной системы Россия получила возможность транспортировать до 60 млн. тонн нефти в обход территории Украины, Белоруссии и Польши. А когда данные проекты заработают на полную мощность, Россия сможет полностью отказаться от транзита нефти через территорию Украины, Беларуси и Прибалтики. И, по мнению Корольчука, усилия Москвы привели к тому, что в 2015 году объём нефтяного транзита по территории Украины составил всего лишь 15 млн. тонн. В марте 2016 года (по сравнению с февралем) транзит нефти через Украину сократился ещё на 20,9%. А если сравнивать с мартом прошлого года, то сокращение составило 43,1%.

Не сложно понять, что как только в конце этого года заработает вторая очередь Каспийского трубопроводного консорциума, нефтяной транзит через территорию Украины прекратится и украинскую нефтепроводную систему можно будет пилить на металлолом. Ущерб Украины уже сейчас исчисляется сотнями млн. долларов. Но такова плата за мечту жить без России.

Впрочем, транзитные потери Украины не ограничиваются лишь газом и нефтью. В ближайшее время страна потеряет и транзит российского аммиака. Дело в том, что до недавнего времени Россия могла продавать произведенный ею аммиак лишь через Одесский припортовый завод, куда его транспортировали по аммиакопроводу из Тольяттинского азотного завода (ОАО «ТольяттиАзот»). Тем Не Менее сейчас Россия ударными темпами возводит на Таманском полуострове новый морской порт, который станет главным перевалочным терминалом для судов с российским аммиаком и карбамидом. Данный проект был разработан ещё в конце 90-х, тем не менее его реализация началась только в конце 2014-го после «революции достоинства» на Украине. Ввод первой очереди таманского терминала, пропускной способностью около 2 млн. тонн аммиака в год, намечен на 2017 год. Вторую очередь достроят к 2020 году.

Когда проект заработает наполовину, он оттянет на себя почти все объёмы аммиака, транспортируемого из Тольятти через Одесский припортовый завод. При этом Украина лишится не только транзита, тем не менее и необходимого ОПЗ сырья. Т.е. окажется ненужной не только аммиачная «труба», тем не менее также сам припортовый завод, портовая инфраструктура по отгрузке карбамида, аммиачные терминалы ОПЗ и прочее, отмечают украинские эксперты. И страна потеряет десятки млн. долларов ежегодной прибыли.

Не менее ударными темпами Россия перекрывает через территорию Украины транзит своих грузов. На данный момент идёт быстрое возведение железнодорожной магистрали протяженностью 122 километра, призванной соединить Воронежскую и Ростовскую области без пересечения украинской границы. Добавим, что из-за ситуации в Донбассе через воздушное пространство Украины остановили транзитные полеты такие международные авиакомпании как Air France, Lufthansa, «Аэрофлот», Singapore Airlines, Emirates, Qatar Airways, British Airways. Кроме того, сократили выполнения транзитных полетов авиакомпании «Трансаэро», Turkish Airlines, LOT, «Белавиа». Часть потоков транзитного воздушного движения сместилась севернее Украины, и теперь проходит над территорией Беларуси и РФ, а часть – южнее, через Румынию, Болгарию и Турцию. Из-за этого Украина также несёт значительные финансовые потери.

Кроме всего прочего, у Украины начались большие проблемы с транзитом её собственных грузов. В июле 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому, транзит украинских грузов, направляющихся через российскую территорию в Киргизию и Казахстан и при этом облагающихся таможенными пошлинами при поставках в РФ, полностью запрещен. По мнению Москвы, такая схема используется для контрабандного ввоза украинских товаров в РФ. 14 июля к блокированию украинского транзита присоединилась Беларусь. Около 130 украинских железнодорожных вагонов, направлявшихся в Казахстан и Киргизию, были задержаны на белорусских пограничных станциях.

В связи с остановкой украинского транзита, 4 июля заместитель министра экономического развития и торговли Украины Наталья Микольская сообщила о том, что Украина может потерять около 90% экспорта украинских товаров в Казахстан и Кыргызстан. По словам Микольской, введение дополнительных транзитных ограничений со стороны России приведет к «почти полной остановке де-факто транзита украинских товаров в Казахстан и Кыргызстан через территорию РФ». Экономические ограничения России в прошлом году уже привели к сокращению украинского экспорта в Казахстан на 47,9%. Судя по всему, данный шаг России является ответом на предпринятые Украиной в феврале 2016 года попытки блокировать транзит российских фур через украинскую территорию. При этом украинские патриоты обнаружили, что с Украины транзитом через РФ идёт в 7 раз больше грузовиков, чем российских, следующих через украинскую территорию, а потери от блокады русских фур грузовиков составят минимум 115 млрд. гривен.

На данный момент, как заявили в украинском правительстве, Киев готовит «зеркальные санкции» против России. Но, чтобы понять насколько смешно звучит эта угроза, стоит лишь посмотреть на географическую карту. Судя по всему, в украинском руководстве до сих пор не поняли, что Россия всегда сможет объехать Украину, а Украина объехать Россию, в силу её масштабов, не сможет в принципе.

Как известно, в январе этого года, по маршруту Ильичевск-Китай Украиной был запущен грузовой поезд в рамках шумно распиаренного проекта «Новый шелковый путь». Но назад он так и не вернулся – не смог найти клиентов: объявленная «Укрзализныцей» стоимость транспортировки 40-футового контейнера составляет 5 тысяч 559 долларов США, что в 2-3 раза дороже стоимости перевозки того же веса автомобилями через территорию России.

Сегодня действует восемь транзитных маршрутов Китай – Россия – Европа через Казахстан и Беларусь. По каждому из этих маршрутов уже несколько лет движутся по несколько десятков контейнерных составов. При этом требуется учитывать, что товарооборот между ЕС и Китаем составляет 564 млрд. долл. в год. Весомая часть этого транзитного пирога могла бы достаться Украине. Но для Киева т.н. борьба с Россией, ведущая Украину к самоубийству, судя по всему, является более приоритетной задачей, чем выгодный бизнес, наполняющий украинскую казну.

Елена Гаврина

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля