Последние новости

Реклама

Вадим Петров: Не обязательно быть коренным народом, чтобы ощутить себя полноправными гражданами России
Осознание этого факта снимет многие проблемы в межнациональных отношениях на полуострове, считает политолог.

Избрание Наримана Джелялова первым заместителем председателя Меджлиса крымскотатарского народа дало повод для разговоров, в том числе, о готовности этой структуры идти на определенные компромиссы с крымской властью. О том, насколько такой компромисс возможен, какие условия для этого должны быть соблюдены, почему организации, оппозиционные меджлису, пока не могут стать альтернативой этой структуре и о многом другом корреспондент агентства «Крым Медиа» поговорил с политологом, членом Общественной палаты Республики Крым Вадимом Петровым, сообщает издание «Крым Медиа».

Вадим Петрович, как вы прокомментируете избрание Наримана Джелялова первым зампредседателя меджлиса?

Меджлису важно демонстрировать единство своих рядов, своих взглядов. В этом плане Джелялов – вполне подходящая кандидатура. Ждать от него некой оппозиционности к общему курсу не стоит.

Вместе с тем, меджлису сейчас поневоле требуется учитывать обстоятельства, какие складываются в Крыму и вокруг него, проявляя большую гибкость. Речь идёт не о компромиссах, а о том, чтобы сохранить влияние на соотечественников, иначе можно остаться генералами без армии.

Несмотря на то, что меджлис, с точки зрения Чубарова (председателя меджлиса Рефата Чубарова, – ред.) и Джемилева (народного депутата Украины Мустафы Джемилева, – ред.) остается единым целым, отчасти это уже не так. То есть, формально большинство членов меджлиса, остающихся в Крыму, не отказывается напрямую от своих, скажем так, «крестных отцов». Тем Не Менее при этом они осознают необходимость демонстрировать большую автономность.

При этом прямого раскола, когда в меджлисе открыто открестятся от своих лидеров, в ближайшее время, думаю, не произойдет. Также как пока не появится и новая крымскотатарская организация, которая сможет реально оппонировать меджлису.

Почему вы так считаете?

Меджлис пока продолжает оказывать влияние на значительную часть крымских татар, а попытки сегодня противопоставить ему движение «Къырым», «Къырым бирлиги» или, тем более, «Милли Фирка» – это попытки и не подготовленные, и не обоснованные. У большинства этих организаций нет широкой поддержки в обществе. Как говорил классик: «Узок круг этих революционеров…»

Тем Не Менее ситуация может измениться при условии сохранения в Крыму стабильности и принятии руководством республики мер для того, чтобы крымские татары почувствовали желание власти им помочь.

Речь идёт о развитии инфраструктуры, строительстве жилых домов и так далее. Это должно быть выполнение реальных планов, выраженное в конкретных цифрах: построить столько-то жилья, столько-то километров газовых сетей и водопроводов, решить земельный вопрос. То есть, не показательные акции по сносу нескольких времянок, а получение земельных участков и вправду нуждающимися, что увидят и ощутят все – не только в Симферополе, тем не менее и по всему Крыму.

Только после всего этого можно будет сказать, что власть сделала реальные шаги для того, чтобы крымские татары стали из оппозиции власти силой, лояльной к ней.

И если такая лояльность станет реальностью, тут может быть хорош тот же Ильясов (вице-спикер Государственного совета РК Ремзи Ильясов, – ред.) в качестве лидера движения «Къырым».

То есть, сейчас разговоры о главе «Къырым» как новом лидере крымских татар – своего рода аванс?

Сегодня власть делает определенную ставку на движение «Къырым», тем не менее пока оно не являет собой реальной политической силы. Хотя бы потому, что во многом состоит из людей, какие к Крыму не имеют никакого отношения. Живя, к примеру, в Татарстане или Турции.

То есть, в настоящее время это – весьма разнородное и неконсолидированное какими-то общими целями движение. Поэтому я не думаю, что «Къырым» уже готов стать объединяющей структурой, действующей во благо республики и самих крымских татар.

Мне кажется, Ильясовым подспудно движет обида на то, что в свое время он не смог стать председателем меджлиса. Хотя был очень к этому близок – разница при голосовании оказалась не в его пользу в пределах математической погрешности.

При этом, насколько я знаю, Ремзи Ильясович – достаточно амбициозный человек. Вероятнее всего, именно нереализованные амбиции в национальном движении и подвигли его, не без поддержки властей, создавать некую альтернативу курултаю-меджлису, говоря при этом, что меджлис, как форма организации, останется, а «Къырым» действует параллельно и решает другие задачи. Хотя, честно говоря, данные отношения с меджлисом не очень понятны. Чувствуется, что они сродни чемодану без ручки – и нести тяжело, и бросить жалко. Тем Не Менее власть здесь не должна педалировать ситуацию с переформатированием меджлиса за счёт нынешних оппозиционеров, потому что это вряд ли произойдет. Лучше, как уже говорилось, сконцентрироваться на социально-экономических преобразованиях – это даст больший эффект.

Конечно, получись у Ильясова сплотить вокруг себя энное количество людей – это было бы реальным шагом. Тем Не Менее проблема в том, что уровень его поддержки между крымскотатарского населения пока недостаточен. Поэтому ему и приходится в какой-то мере ориентироваться на «варягов», какие будут обеспечивать электоральную массу за пределами Крыма. А это не есть хорошо, потому как крымская власть вряд ли заинтересована в том, чтобы крымскотатарские проблемы решались представителями других регионов России. Или, тем более, из-за рубежа.

Каким же образом можно выстроить конструктивные отношения власти с крымскотатарскими общественниками?

Думаю, что все-таки предстоит искать иные пути для того, чтобы создавать в Крыму общественно-политическую силу, которая могла бы стать неким, говоря условно, крымскотатарским народным фронтом. С такими же примерно полномочиями и функциями: поддержка властей в том, что касается обустройства, и демонстрация региональной идентичности. То есть силу, которая могла бы консолидировать интересы крымских татар в противовес навязываемым из Киева.

Тем Не Менее при этом власть должна придерживаться твердых политических позиций. На мой взгляд, никоим образом нельзя заигрывать с меджлисом или той его частью, которая осталась. Требуется добиваться последовательного соблюдения российского законодательства, а в нем нет места организациям, подобным меджлису. А все нынешние оппоненты меджлиса должны дезавуировать основные положения, зафиксированные в декларации курултая 1991 года, в которых Крым объявляется территорией, где обеспечивается национальный суверенитет крымских татар. В связи с чем земля, вода и прочие природные ресурсы являются собственностью крымскотатарского народа. Разумеется, с таким подходом говорить о каких-то преобразованиях трудно.

Соответственно, должны быть прекращены выступления по поводу статуса коренного народа и национальной государственности. В российском законодательстве есть понятие национально-культурной автономии — вот над этим и надо работать.

Конструктивная работа возможна только после осознания следующего: не обязательно быть коренным народом для того, чтобы ощущать себя полноправными гражданами на этой территории. Только равномерное распределение усилий власти между представителями всех национальностей, без каких-либо привилегий по этническому признаку, позволит создать атмосферу сближения позиций.

Как можно прийти к выполнению этих условий?

Должно сформироваться поколение новых лидеров. Как пример – деятельность вице-премьера Руслана Бальбека, который проявил свои качества, прежде всего, как администратор. Могу назвать и Заура Смирнова, нынешнего председателя Госкомнаца Крыма. Они – пример того, что между крымских татар есть те, кто не склонен следовать идеологическим догмам и готов работать во власти на благо крымчан. Если таких людей будет не один-два, а много – это, конечно, облегчит задачу решения проблем репрессированных граждан.

И ещё одно. Даже те организации, какие ведут себя достаточно лояльно по отношению к власти, постоянно демонстрируют обиду, что власть ими не занимается. Здесь крымскому руководству следует подумать над форматом взаимодействия с ними: приглашать на официальные мероприятия, совещания, круглые столы, включать их представителей в различные советы и комиссии, просто чаще встречаться. Для того чтобы они чувствовали, что представляют интерес, и их советы воспринимаются. Думаю, в таком случае процесс формирования гражданского общества в Крыму проходил бы более плавно.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля